Главная Культура 01:09 17 Сентября 2009 6476
Полина Кутепова: «Мы с моей сестрой Ксенией одновременно надели рясы»
Одним из главных событий начавшегося телесезона стал детективный сериал по роману Бориса Акунина «Пелагия и белый бульдог». Роль монахини Пелагии, умеющей распутать самый хитрый детективный сюжет, сыграла актриса театра «Мастерская П. Фоменко» Полина Куте
Ситковский Глеб

— Говорят, вы чуть не утонули во время съемок «Пелагии и белого бульдога».

— Был такой момент. Мы одну из сцен снимали на Волге, где довольно быстрое и глубокое течение. А я плаваю плохо, испугалась, да к тому же ряса намокла, сползла мне на локти и стянула руки, и я постепенно стала уходить под воду. Тут меня охватил настоящий ужас. Из чувства долга я ещё какое-то время самостоятельно сражалась за свою жизнь, а потом стала звать на помощь. Мне вообще пришлось делать много всяких физических упражнений: бегать — а в рясе это не особо удобно, — вываливаться из окна, прыгать с обрыва.

— Вам по роли несколько раз приходится менять облик, перескакивая из одеяния монашки в светские костюмы. Достаточно увлекательная задача для актрисы. Может, вы поэтому и согласились на роль Пелагии?

— Я бы в любом случае согласилась, потому что роман Акунина — это прекрасный материал, необыкновенно удачно подходящий для сериала. Акунин очень ироничен и кинематографичен. Правда, в «Пелагии» я поначалу заморачивалась из-за того, что моя героиня — монахиня. Я человек невоцерковленный и абсолютно не знала, как мне себя вести, можно ли, например, дер-жать руки в карманах и так далее. Потом я поняла, что это совершенно не важно. Ведь у нас не исторический фильм, где документальная подробность и точность деталей необходимы. Это стилизация, часто просто пародия на разные литературные жанры. Мне чрезвычайно симпатична эта акунинская вещь именно своей иронией, в том числе и по отношению к главной героине и Митрофанию. Это был мой первый опыт работы в сериале с большой ролью, и оказалось, что выдержать весь срок, равномерно распределив свою энергию, совсем непросто. К счастью, у режиссера Юры Мороза такая хорошая, сплоченная группа, что с ними очень легко работалось.

— Как вам вообще в монашеской рясе было ходить с непривычки?

— Ряса — довольно удобная одежда, только летом в ней очень жарко.

— Вы советовались с кем-нибудь, как носить монашеское одеяние?

— Так совпало, что мы с моей сестрой Ксенией одновременно надели рясы. Я снялась в роли Пелагии, а она — в роли монахини в фильме Веры Сторожевой «Скоро весна». Ну и, разумеется, мы делились друг с другом «монашеским опытом». Например, нельзя, оказывается, чтобы волосы выглядывали из-под голов-ного убора.

— Пелагия у Акунина отличается особой зоркостью, невероятной наблюдательностью. А вы в этом похожи на нее?

— Вовсе нет.

— А ведь принято считать, что актер должен уметь наблюдать за другими людьми.

— Ну вот, а у меня этой наблюдательности не наблюдается.

— Я с изумлением где-то прочел, что вы считаете себя флегматиком. По вашим ролям этого не скажешь.

— И тем не менее я флегматик. Если сравнивать меня с другими людьми, то у меня плавный и замедленный ритм, другое отношение ко времени. Часто опаздываю, есть у меня такой недостаток. Время для меня течет плавно, и я предпочитаю сделать меньше, чем больше.

— Правильно ли я понимаю, что увлечение театром для вас с Ксенией началось ещё в детстве?

— Нет, что вы. Театр был для меня чем-то совсем чужим. Скорее мы интересовались кинематографом. Родители, конечно, в детстве водили в театр, но потрясений не было. А когда нам было лет семь, мы с сестрой впервые снялись в кино. В фильме про деревенскую жизнь, который назывался «Василий и Василиса».

— Как это получилось?

— Мы занимались во Дворце пионеров на Ленинских горах в хореографическом кружке. Туда пришли ассистенты режиссера, увидели нас и предложили сняться.

— Это, наверное, было большим событием для вас тогда?

— Я не помню своих ощущений. Помню только, что по фильму было нужно, чтобы мы плакали, а мы никак не хотели. И тогда кто-то из съемочной группы стал чуть ли не при помощи угроз добиваться, чтобы мы заплакали. И добились дет-ских слез.

— Настоящих?

— Настоящих. Когда съемки этой сцены закончились, меня ещё час не могли успокоить, и я сказала, что никогда в жизни не буду больше сниматься в кино.

— Но все-таки вы решили после школы идти в театральный. Когда вы поняли, что хотите быть актрисой?

— Да я до сих пор этого толком не поняла. Но думать уже поздно. Поступая в театральный институт, молодые люди понятия не имеют, куда на самом деле идут. Все их представления об актерстве — миф, который существует только в их головах и ничего общего с действительностью не имеет. Нас с сестрой как-то удачно занесло в ГИТИС под крыло Петра Наумовича Фоменко. Не знаю, за что нам такое счастье. Может быть, везучесть досталась нам от папы и мамы: Так получилось. Конечно, наше детство так или иначе было связано со сценой. Но если бы нас с Ксенией тогда не приняли в театральный, то мы бы, уж конечно, во второй раз туда не стали поступать.

— Если вам завтра позвонят, к примеру, из театра «Комеди Франсез» и предложат там поработать, вы согласитесь на такую резкую перемену судьбы?

— Нет. От Петра Наумовича я никуда не уеду.

— А если сняться где-нибудь на Западе? Вам разве не хотелось бы приобрести известность за пределами страны?

— Ну что это за цель? Стать известным — это же смешная цель и глупая.

— Я думаю, многие актеры с вами бы не согласились. Вам не бывает приятно, когда вас узнают на улице?

— Что же тут приятного? Другое дело, что от популярности иногда бывает польза.

— Гаишники не штрафуют?

— Ну да (смеется).

— Вы, когда маленькой были, не мечтали о том, как станете знаменитой?

— В детстве было, конечно.

— Где ваша дочь Надя учится? К чему больше расположена?

— В английской спецшколе. Про предрасположенность пока трудно сказать. У нее, на мой взгляд, гуманитарный склад ума. Она дружит со словесностью, много читает.

— Вы вышли за Евгения Каменьковича, который был вашим педагогом в ГИТИСе. Остался ли до сих пор в ваших отношениях этот педагогическо-ученический оттенок?

— Остался. Женя — намного более мудрый человек, чем я. Он старше и не дает мне совершать ошибок.

— В семье он лидер?

— Конечно. Он нашу жизнь режиссирует. А что касается бытовых вещей, то ему без меня было бы сложно.

— На вас с Ксенией, как вы признавались, очень повлияла старшая сестра Злата. Она наверняка была на всех ваших спектаклях.

— Нет, ещё не на всех. Она сейчас занимается воспитанием дочки и не всегда успевает все посмотреть.

— Тем не менее большинство спектаклей с вашим участием она наверняка видела. Злата — хороший рецензент?

— Жесткий. Очень.

— Жесткий, но справедливый?

— Мне кажется, иногда можно и помягче (смеется). Ксения тоже бывает жестка в оценках. Но она, в отличие от Златы, знает актерскую кухню и понимает, как сложно добиться результата. Поэтому она более деликатна.

— Вас с Ксенией наверняка до сих пор путают. Вам приписывают её роли, ей — ваши. Вас это сердит?

— А что тут сердиться? Наоборот, когда мне кто-то говорит: «Ах, как вы хорошо сыграли», я в первую минуту никогда не восприму это на свой счет. Первое, что я думаю: наверное, путают с Ксенией. До конца никогда не верю. Если кто-то ругает меня, тоже сначала думаю: может, все-таки с Ксенией перепутали? Удобно, правда?

Наше досье

Полина Кутепова родилась 1 августа 1971 года в Москве. Вместе с сестрой-близнецом Ксенией в детстве снялась в фильмах «Василий и Василиса» (1981), «Куда он денется» (1981), «Рыжий, честный, влюбленный» (1984). В 1988-м поступила в ГИТИС на актерско-режиссерский курс Петра Фоменко. С 1993 года — актриса театра «Мастерская П. Фоменко». Играла в спектаклях «Двенадцатая ночь», «Война и мир. Начало романа», «Три сестры», «Улисс». Снялась в фильмах «Настя» (1993), «Орел и решка» (1995), «Прогулка» (2003), «Штрафбат» (2004), «Чудо» (2009).

Замужем за режиссером Евгением Каменьковичем. В 1997 году родила дочь Надежду.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4576
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 4055
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...

Новая книга Николая Железняка «Град на крови» находит отклик в сердцах читателей

Николай Иванов
Писатель Николай Железняк и его книжная новинка «Град на крови». Фото автора

Детектив? Роман? Мистика? Триллер? Пожалуй, ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое. На самом деле – это яркая смесь всего перечисленного. Книга, которая читается легко, на одном дыхании, и финал истории непредсказуем. Такую неординарную...

Мода - это не то, что носят, а то, чем удивляют

Евгения Заболотских
Труд
Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr, globallookpress.com

Четвертую Московскую неделю моды смело можно назвать главным светским событием марта. К тому же она на сей раз получилась с размахом, международной: в Москву приехали дизайнеры из США, ЮАР, Индонезии, Китая и других...