
«Всемогущий» — познавательный проект канала «Т24» для тех, кто хочет расширить свои природные возможности. Ведет его мастер спорта международного класса по тяжелой атлетике и пауэрлифтингу Михаил Кокляев. Все технические приспособления и снаряжение — от экзоскелетов до флайбордов — он испытывает на себе, показывая, какими сверхспособностями они могут наделить обычного человека. Впрочем, одними экзоскелетами тут явно не обойтись...
— Помнится, была в свое время у группы Стаса Намина популярная песня с рефреном «Богатырская наша сила — сила духа и сила воли». А каково, на ваш взгляд, должно быть в человеке соотношение того и другого?
— Без воли человек сильным не станет, но только сила духа делает его богатырем. Одно без другого неэффективно. Оба качества вместе работают только в гармонии. Все люди разные, так что гармоничное соотношение силы воли и силы духа у каждого свое, но присутствие того и другого необходимо.
— Из ваших спортивных достижений можно составить длинный список. Вы часто вспоминаете детские мечты, сравнивая то, чего хотелось, с тем, чего добились?
— Такие воспоминания всплывают обычно сами собой. Я родился в Челябинске. Самое громкое воспоминание детства — грохот реактивных двигателей на учебном аэродроме нашего военного авиационного училища, расположенного по соседству. Из окна нашего химического класса можно было разглядеть на горизонте взлетную полосу. И такая тоска меня порой брала: там кто-то в небо взлетает, а ты тут реакцию замещения на доске расписываешь! Мечтал я, правда, не только о небе, но и о рекордах — штангой с седьмого класса занимался. И вот спустя много лет я летел из США с международного чемпионата, на котором завоевал медаль за третье место, любовался через иллюминатор небом и вспомнил тот давний урок по химии. Мечты сбываются, пусть и не совсем так, как ты предполагал. Ты запускаешь мысль во Вселенную — и она тебе дает шанс.
— Что вас, профессионального титулованного спортсмена, привело на телевидение?
— Можно сказать, счастливый случай. Телевидение — это время, прожитое в ярком, напряженном общении. И, конечно, потрясающий опыт. Учишься владеть эмоциями, быть на виду у многотысячной аудитории, а главное — растешь, не останавливаешься на том, что уже знаешь и умеешь. Быть сегодня лучше, чем вчера, — самая продуктивная жизненная стратегия. Соревнуешься с собой, а не с другими.
— Цель обычного телешоу проста — высечь из публики эмоции. «Всемогущий» — другая история. Как бы вы сформулировали его задачу?
— В моем детстве был такой киножурнал «Хочу все знать!». Когда телеканал «Т24» предложил мне стать ведущим, я понял — это что-то похожее: дать зрителям не только эмоции, но и информацию. Сейчас ее очень много всюду, а у меня есть возможность вместе с нашей командой создать правильный познавательный контент для людей.
— Испытание себя на прочность — всегда риск. Какие дались вам труднее всего?
— Сложнее всего было с джамперами, этими семимильными сапогами. Они не рассчитаны на человека моей комплекции, а геометрия шага у них не эластичная. При этом у тебя ноги в метре от земли, а голова — на высоте почти три метра. Сами понимаете: чем больше шкаф, тем громче он падает. Чисто технические сложности были и с флаерами — не рассчитан крепеж тех ботинок на мою массу. Поэтому рулить ногами не получалось — приходилось делать это корпусом. Эксперимент с перепадом температур в бане и криокамере тоже дался непросто: от плюс 50 до минус 130 градусов.
Еще неизвестно, чья участь в этом испытании тяжелее — гиганта Михаила или принимающих на себя его вес джамперов
— И не испугались такого холода?
— Я родом с Урала, меня холодом не испугаешь. Но знаете, испуг и страх — разные вещи. Испуг тебя по рукам и ногам вяжет. А страх требует не столько преодоления, сколько концентрации, чтобы вовремя завершить эксперимент.
— Есть области, в которых хотелось бы себя испытать?
— Новые сферы, конечно, интересны, но и в любимом моем деле — передвижении сверхгабаритных объектов — далеко не все еще продемонстрировано. С земным притяжением можно такие фокусы проделывать, начиная с удержания автомобиля на плечах и заканчивая буксировкой самолетов или танкеров. Архимед когда-то просил точку опоры, чтобы перевернуть землю. Мне хватит съемочной команды и эфира. Силовой экстрим зрителю нравится.
— Освоение новых способностей требует осторожности и знаний. Можете поделиться основными правилами безопасного саморазвития?
— Главное правило — трезво оценивать состояние здоровья и свои силы и увеличивать нагрузки постепенно.
— Как относятся к вашим экспериментам близкие?
— С пониманием. Знают, что натура у меня беспокойная. Но сами они — и жена, и сын с дочерью — спокойные реалисты. Спортом занимаются, но без фанатизма. На нашу семью одного экстремала вполне достаточно. Они меня уравновешивают.
Домашние уважают увлечения Михаила, но считают, что одного экстремала на семью вполне достаточно
— В детстве, наверное, каждый мечтает стать всемогущим. Но, взрослея, большинство перестают развивать то, что заложено в нас природой. Куда девается желание преодолеть самого себя?
— Преодоление себя приносит человеку радость. Особенно в детстве и юности, когда ты своих пределов еще не знаешь и с азартом гоняешь на велике или бьешь по мячу. С возрастом границы возможностей становятся все яснее, и преодоление их требует все большего напряжения. Не каждый на это способен, не каждому это доставляет радость. А получать ее по-прежнему хочется, вот люди и выискивают более легкие способы. Гормон радости дофамин можно получать упорным трудом, постановкой труднодостижимых задач. И тогда каждая победа, даже маленькая, на пути к этой цели становится наградой за приложенные усилия, дает чувство радости. Человек сильный и цельный именно такую радость и ценит. Натуры слабые предпочитают тот же дофамин получать искусственными способами, легко и быстро, не прилагая усилий, но это совсем не то.
— Сегодня на велосипедах ездят в основном курьеры, а дворовые спортивные площадки все больше пустуют — и детей, и взрослых от гаджетов не оторвешь. Деградируем окончательно или все-таки опомнимся когда-нибудь в будущем?
— Делать далекоидущие прогнозы — занятие неблагодарное. Я считаю, что это от нас зависит. От всех вместе и от каждого в отдельности. Если папа с животом до пола таскает своего сына к 6 утра на хоккей, а сам ничего тяжелее кружки с пивом в руках отродясь не держал, то, скорее всего, из парня звезды НХЛ не получится. Мальчишка при первой же возможности спорт бросит и всю жизнь будет напоминать родителям, что они лишили его нормального детства. И так не только со спортом. Мы являемся примером для своих детей: они прекрасно видят, какие мы на словах и какие — на деле. Не стоит всех стричь под одну гребенку: кто-то деградирует, кто-то держит себя в форме — и физической, и умственной, и детей своих приучает. Я многих таких знаю. Сильные люди способны стать сваями в фундаменте сильной страны.
И то правда: на сильных людях страна держится
— Сегодня многое из того, что было когда-то придумано фантастами, существует в реальности. Одни радуются — жизнь становится удобнее. Другие бью тревогу — технические достижения делают человека слабее и физически, и духовно. Вы чье мнение разделяете?
— Не в технике проблема, сама по себе она не плоха и не хороша. Все в руках того, кто ее использует. Нож для хирурга — средство спасения жизни, для повара — инструмент приготовления кулинарного шедевра, а для маньяка — орудие убийства. Не техника «портит» человечество, а человечество в большинстве случаев использует технику, чтобы получать все больше благ, прилагая все меньше усилий, то есть паразитировать. Потому что высвободившееся время оно не для саморазвития использует, а для ничегонеделания. Если бы человечество стремилось развиваться, оно бы занималось исследованиями родной планеты, сохраняло природные богатства и памятники культуры. Но пока это, увы, удел не очень многочисленных энтузиастов. Но подумайте, кого в этом винить?