Один ищет себя, другой — счастья, третий — славы и денег, а самые упорные не прочь докопаться до прячущейся на дне колодца истины. По признанию знающего в этом толк Дмитрия Менделеева, истина открывается в тиши тем, кто ее разыскивает.
Александр Проханов. «Певец боевых колесниц»
Про одного из своих героев — писателей автор написал так: «Он плодоносил, словно в него попадала неведомая пыльца, разносимая ветром». До самого Проханова, отметившего недавно свой 81-й день рождения, тот же ветер донес такую же пыльцу. Отсюда две новых повести, составившие искрометный сборник. Представьте этаких православных братьев Стругацких, выстраивающих из световых пучков стеклянные миражи, — и это даст вам представление о «Певце боевых колесниц».
Тут воскрешается любимый персонаж автора, генерал внешней разведки Белосельцев, ныне обреченный мученически умереть в Сирии. Ему позволено посетить Царствие Небесное и исповедоваться: генералу Макашову. А в повести «Священная роща» писатель Подкопаев в поиске нового сюжета оказался в компании олигархов-мистиков, зловредно оплетающих посредством австралийских деревьев и пауков-птицеедов с Амазонки хранителя Русского чуда — президента Вязова:
Зато сколько радости после такого чтения вырваться из причудливого бреда и пройтись по улице, не шарахаясь от боевых колесниц и пауков-птицеедов.
Аркадий Курамшин. «Элементы. Замечательный сон профессора Менделеева»
Это случилось 150 лет назад. К тому времени уже открыли 63 элемента. И Менделеев — ему было всего 35 — классифицировал их в таблицу, расположив по возрастанию атомного веса и оставив пустыми клетки для тех, которые предстояло еще открыть. Гениальное озарение о том, что свойства элементов меняются в зависимости от массы атома, периодически повторяясь, перевернуло всю химию. Потом выяснится, что все завязано на заряде ядра, но первый прорывной шаг принадлежит Дмитрию Ивановичу. Хотя за границей Периодическая система химических элементов, Международным годом которой по решению ООН объявлен 2019-й, его имя не носит.
Сегодня в ней 118 элементов, и о каждом из них в книге казанского химика отдельная глава. Под номером один стоит легчайший и важнейший из газов — водород, без которого не было бы ни света, ни тепла, ни воды. Много интересностей про мышьяк, титан, ртуть, которой отравились десятки рабочих при золочении купола Исаакиевского собора. Про то, как платина мешала открытию золота, а найденный в Австралии крупнейший золотой самородок назвали «Желанный незнакомец». Завершают список синтезированные два года назад московий (в честь Московской области), теннессин и оганесон.
Книга подоспела к юбилею. Жаль, количество опечаток зашкаливает.
Себастьян Жапризо. «Ловушка для Золушки»
Сначала надо убить себя. И тут же об этом забыть. Лежать завернутой в бинты, безголосой, пытаясь понять: кто ты — До или Ми? Доменика, дочь прачки в роскошном доме, росшая там бок о бок с ровесницей Мики, взбалмошной наследницей теткиных миллионов? Или сама Мики? И значит, убить надо было не себя, а 20-летнюю служащую До. Но зачем?..
Вопросов в знаменитом детективе множество. Даже слишком. Достаточно, казалось бы, просто заинтриговать. Две подружки, одна беззаботная гуляка и в перспективе очень богатая наследница, другая едва сводит концы с концами и вынашивает план отъема наследства. Мотив преступления налицо. Жапризо же закрутил узел так, что, окончательно запутав читателя, заставляет его покопаться в подспудном, все проверить и спросить: ты в шкуре жертвы или убийцы? Деньги тут первопричина? Ревность? Что-то еще?
Роман мастерски написан и великолепно заново переведен.