Главная Культура 00:22 16 Ноября 2018 2494
«Я категорический противник любых запретов»

Вадим Самойлов – об «Агате Кристи» и о жизни вне рок-музыки

Анна Щербакова
Фото из личного архива музыканта

11 ноября в «Крокус Сити Холле» при полном аншлаге Вадим Самойлов порадовал поклонников большим шоу «Агата Кристи. ХХХ» в двух отделениях. Спел в том числе и то, что никогда не звучало. Группа просуществовала более 20 лет, но в 2010-м пути братьев Вадима и Глеба Самойловых разошлись. И вот теперь Вадим продолжил проект. Впереди у основателя группы — концерт в питерском А2 Green Concert 17 ноября, тур по стране. Накануне музыкант рассказал «Труду» о своем отношении к прошлому и настоящему.

— Вадим, вы представили свое юбилейное шоу, посвященное 30-летию «Агата Кристи», в Москве. Провели для зрителей «экскурс» по всем творческим вехам в истории группы, сыграли более 45 песен. Довольны тем, как прошло первое выступление? Что особенного готовите своим слушателям в других городах? Будут ли специальные гости?

— Самое главное — это музыка «Агаты Кристи», она и есть то самое «особенное». Экскурс в прошлое подразумевает более глубокое погружение в историю команды, гости тут ни при чем.

Поскольку группа хоть и имела какие-то дуэтные проекты, но они были редки, и основное творческое ее тело было произведено ею самой. Поэтому речь здесь идет о восстановлении композиций, с которыми рок-группа дебютировала еще на самых первых фестивалях «Свердловского рок-клуба», песен с альбомов «Второй фронт», «Коварство и любовь», которые в последнее десятилетие не исполнялись.

Нашего зрителя ждет традиционное шоу с большим экраном, очень красивым светом, ну и самое главное — видеоинсталляциями, в которых мы показываем элементы истории группы, погружаем зрителя в эпоху конца 80-х, идем вместе с этими песнями сквозь 90-е, нулевые, в общем, — к сегодняшнему дню. Возглавлял работу над видео-артом талантливый Виктор Вилкс, он составил основной концепт этого шоу с точки зрения видеоряда. Кроме того, использовано огромное количество видеокамер, которые транслируют работу музыкантов в прямом эфире.

— Тридцать лет — это серьезный рубеж. Если бы можно было одной строкой самому себе ответить, то «Агата Кристи» — это?..

— «Агата Кристи» — это часть моей жизни. Творческий проект, который я родил и который в свою очередь рождает меня нового!

— Каждый творческий человек проходит через разные стадии развития, кризисы, переоценки. Отражаются ли на вашей музыке трансформации, которым подвергается современный мир?

— Конечно, творчество группы «Агата Кристи», тем более в объеме и протяженности этих 30 лет, очень эмоционально и глубоко раскрывает дух эпохи, в которую наш лирический герой жил, как и весь наш социум. То, что мы предлагаем зрителю — не просто концерт шлягеров, это погружение во все те переживания, которые случались с нами за 30 лет, под аккомпанемент из нашей музыки. Концерт срежиссирован таким образом, чтобы в нем присутствовали композиции самого разного толка, чтобы одна эмоция сменяла другую. Чтобы мы вместе с лирическим героем прожили весь спектр переживаний, которые проживает любой человек: это и страх, и любовь, и гнев, и предательство, и сочувствие, и злоба — все это герой проживает и предлагает затем свое понимание сегодняшнего дня, свой взгляд на то, что такое жизнь.

— А Вадим Самойлов в 54 года и Вадим 30-летний давности — это разные люди? Какие перемены чувствуете в самом себе? Пресловутый кризис среднего возраста вас как-то коснулся?

— Я разделяю в себе две персоны. Первая — это человек Вадим Самойлов, который, бесспорно, проживает, как и все остальные, человеческую жизнь. Может быть, достаточно сложную (хотя, конечно, бывает сложнее), со своими испытаниями. Что же касается второй моей персоны — это человек творческий, музыкант, который всегда молод, идеалистичен, ищет открытий. В этом отношении музыкант во мне ничуть не поменялся, а вот человек, конечно, меняется, и надеюсь, что к лучшему.

— А что сами себе за эти годы ставите в заслугу?

— Во-первых, конечно, получилось сделать хорошую музыку. «Агата Кристи» — действительно достойный музыкальный проект, который занял место в пантеоне славы русской рок-музыки. Второе для меня даже важнее: это отклик слушателей как на старые песни ««Агаты Кристи»», на те истории, которые с ними происходили под эту музыку, так и на мои новые композиции. Я очень благодарен зрителям за то, что до сих пор будоражу у них какие-то эмоции, скромно делясь своими человеческими переживаниями.

— А та музыка, которую вы делаете сейчас — как бы вы сами ее обозначили?

— Крути не крути, все-таки это даже не пост-«Агата», это новое прочтение того, что было «Агатой». Поскольку «Агата Кристи» — жанр, который мы сами родили, и звук, который я сам придумал и реализовал, то я продолжаю творить в этом же контексте. Достопочтенная публика, бесспорно, может услышать преемственность. А я ее и не скрываю!

— Кто из актуальных фигур современной рок-музыки вам особенно интересен? С кем, может быть, было бы интересно сделать что-то совместное? Есть такая молодежь?

— Последнее пост-«агатовское» шестилетие я провожу скорее не в созерцании внешнего мира, а копаясь внутри себя. Поэтому практически не слежу за новинками музыки, лишь считываю ее общий фон. Что же касается дуэтов, то я никогда не был их инициатором.

Обычно меня приглашают поучаствовать в каких-то проектах — допустим, группа Nautilus, или группа «Пикник», или Анастасия Полева. Думаю, что с удовольствием соглашусь и на дальнейшие коллаборации с товарищами — молодыми и старыми — после того как окончательно почувствую себя актуальным пост-«агатовским» музыкантом. Что же касается моих друзей, то это традиционный набор: Кинчев, Бутусов и Шклярский.

— Вадим, многие ваши песни — это уже классика рока. Всегда было интересно, как рождались такие тексты или аранжировки... Наверняка некоторые песни появляются быстро. А есть те, которые писались годами? Расскажите о самых «выстраданных детях».

— Да, действительно песни рождаются очень по-разному: одни из них вспыхивают моментально, другие вызревают долго. Не будем сейчас уточнять, как именно появилась та или иная вещь, скажу лишь, что практически все песни, которые я сам когда-то отбраковал в «Агате Кристи», теперь вдруг зажили внутри меня новой жизнью! Будто только сейчас пришло их время проявиться на свет. Какие-то вынашивались более 20 лет: например, есть композиция, которую я назвал «Где-то между» и обозначил как творчество «Агаты Кристи». Хотя исходно это композиция Александра Козлова: его мелодия пролежала более 20 лет, я к ней придумал аранжировку. Ну и, конечно, несмотря на мой почтенный возраст и притупленную творческую интуицию, песни продолжают «вспыхивать» и сейчас.

— Многие из ваших коллег даже после четверти-трети века на сцене признаются, что по-прежнему у них холодеют от волнения руки перед каждым концертом. Вам это знакомо?

— У каждого артиста своя психосоматика. Что касается меня, то я бы назвал это не волнением, а куражом. Имею в виду чувство, когда ты будто бы впервые выходишь на сцену, люди тебя еще не ни разу не слышали, и ты должен выдать им нечто. Поскольку я сейчас часто устраиваю премьеры песен прямо на концертах, вживую, то мне это ощущение знакомо и приятно, считаю, что оно катализирует циркуляцию жизненной энергии, оставляя меня творчески молодым.

— У многих рок-музыкантов традиционно складываются напряженные отношения с властью. У вас, напротив — успешное взаимодействие. Вам не становится труднее дышать, когда чуть ли не каждый день объявляют об инициативе каких-нибудь депутатов запретить выступления тех или иных артистов, спектакль, рок-фестиваль?

— Во-первых, я категорический противник любых запретов, вплоть до того что готов за это встать возле Думы в одиночный пикет. Таким образом поколение родителей только еще больше отдалит от себя поколение детей. Вспомните — будучи юными, мы часто слушали именно то, что родители не поощряли. Любой запрет только провоцирует ответ нигилистического толка. Во-вторых, считаю, что у нас в стране совершенно упущена системная работа по воспитанию детей. Конечно, это не должно быть тем советским воспитанием, попытки вернуться к которому мы, к сожалению, видим в высказываниях некоторых чиновников.

Но, к счастью, большинство людей во власти сегодняшней — все-таки уже современные люди и понимают, что подходить к воспитанию молодежи нужно по-другому. Надеюсь, что скоро пул этих людей будет более влиятельным, и возникнут тонкие, интересные, креативные молодежные программы, которые позволят, не разрушая мир современного подростка, помогать ему в навигации по морю политики, истории.

Если нам что-то не нравится в молодежи, то виноваты мы сами: упустили время, оставили ее на откуп самой себе в 90-х. С себя должны и спрашивать. По поводу взаимодействия с властью хотел бы подчеркнуть, что речь идет именно о взаимодействии! Хотя, честно говоря, когда мы работали и на Селигере, и в других сферах молодежной активности, которые предлагает федеральные государственные агентства, то это взаимодействие носило как раз конфликтный характер.

Мы каждый раз обращали внимание на то, что нужно работать по-другому: муштра и излишняя портретизация лидеров на площадках этих форумов абсолютно неприемлема. Но вообще я разделяю понятия «власть» и «сегодняшние люди». Власть на планете должна быть и будет. Вопрос не в ней как таковой, а в людях, которые туда заходят, и в фильтрах, которые нужно строить, чтобы во власть не попадали те, кто будет потом насиловать народ.

— Вы много гастролируете. Хватает ли времени на семью, отдых?

— Да, конечно, я же сам себе хозяин в составлении гастрольного графика.

— А телевизор смотрите?

— Смотрю новости, общественно-политические передачи, ток-шоу разного толка. Меня интересует жизнь общества, государства, особенно внутренняя политика.

— А как с чтением? Что заинтересовало из недавнего?

— Сейчас я увлечен философской литературой. Включаю в нее и психологию, и космологию, и естественные науки, и книги по духовному развитию.

— Какая музыка сейчас звучит в вашей машине?

— Поскольку я сперва готовился к концертам, а теперь даю их, то вот уже в течение нескольких месяцев слушаю исключительно «АК» — надо было составить трек-лист, скрупулезно двигать одну песенку за другой, чтобы зритель получил полноценный живой спектакль. Ну и, конечно, есть в моем плеере та самая «музыка из детства», которая и сделала меня рок-музыкантом: Queen, Pink Floyd, Led Zeppelin — практически вся «старая гвардия».

— Вадим, в пору юбилея, оглядываясь назад, можете ли сказать, что довольны судьбой?

— Я всем доволен и ничего не хочу менять. Любой человек проживает в жизни определенные «дискомфорты», я не исключение и отношусь к этому скорее как к приглашению в путешествие, в ходе которого мы самовоспитываемся, учимся больше чувствовать и понимать себя, людей вообще. Как гениально выразился в своем стихотворении Эльдар Рязанов, «у природы нет плохой погоды».

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5663
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4665
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4255
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...