Главная Культура 01:09 15 Июля 2011 7690
Владимир Коренев: «Я — не херувим из моря!»
Почему Владимир Коренев не взял Бога за бороду?
Максим Володин

О магнетизме и демоническом обаянии Коренева тогда ходили легенды. Например, такая. В начале 60-х одна пятилетняя девочка посмотрела фильм «Человек-амфибия» в клубе своей глухой деревушки. Потом пошла в кино на следующий день. И на следующий тоже. По ночам у нее поднималась температура, и она «умирала», вспоминая неземное существо — Ихтиандра: Прошли годы. Девушка вышла замуж и однажды повела свою пятилетнюю дочку в тот же клуб на тот же фильм. История повторилась: ночью дочь «фанатки Коренева» так же металась в жару, повторяя: «Мама! Я хочу видеть это лицо!»

«Герой-любовник? Увольте!»

— Раскройте секрет, Владимир Борисович. После «Человека-амфибии» вы ушли в театр. Почему?

— Я театральный артист по убеждению. Кино — это случайные эпизоды в моей биографии. Иногда приятные, иногда нет. Но все-таки эпизоды.

— Но ваш взлет в кино был таким необычайным...

— Я сам так решил. Театру ведь уже тысячи лет. А кино, по сути, еще только рождается. Рано говорить о кинематографе как о сложившемся виде искусства. Языком настоящего кино за всю историю его существования овладели лишь несколько человек: Эйзенштейн, Тарковский: Остальные и сегодня снимают «театр на природе».

— Вы не пытались повторить успех Ихтиандра? Потом у вас был не один десяток киноролей...

— Я даже не помню точно, сколько. В фильме «Свет далекой звезды», например, сыграл отрицательную роль — мерзавца. Я тогда ее специально искал, уходил от стереотипа. Не хотел заниматься самотиражированием, повторять один и тот же образ. После Ихтиандра я раз и навсегда зарекся играть романтических героев-любовников. Комедийные роли, характерные — пожалуйста. А любовники — увольте. Умные актеры так и поступают. Жерар Филипп в 33 сказал: «Я не играю больше героев-любовников!». А я — еще раньше. В итоге полвека играю в одном и том же театре.

— И никогда не хотелось рискнуть, сменить место?

— А я вообще консерватор по натуре. Для меня не то что театр — квартиру сменить проблема. Я привыкаю к вещам, к людям.

Друг Гагарина

— Вернемся к Ихтиандру. Эта роль для вас самого — особенная?

— С нее началась моя актерская биография. До этого у меня никакой художественной актерской практики не было — только учеба в ГИТИСе. Это был мой первый фильм. Я о нем действительно вспоминаю с особым чувством.

— В одном из интервью Анастасия Вертинская сказала про «Человека-амфибию»: мол, все было довольно обыденно, снимался банальный фильм под водой по произведению на уровне шлягерной беллетристики, никто даже не предполагал, что он станет таким популярным. И в роли Гутиэре не было ничего особенного: чувства понятные, поступки простые...

— Я точно знаю, что, когда Настя снималась, она так не думала. Это потом ей, может быть, стало так казаться. А тогда она относилась к работе с огромным трепетом, и, я думаю, в очень большой степени актерская биография Вертинской сложилась удачно благодаря ее ролям в «Человеке-амфибии» и фильме «Алые паруса», где она сыграла Ассоль.

— Роль Ихтиандра каким-то роковым образом отразилась на вашей судьбе?

— Отразилась. Я тогда очень испугался популярности. Такая волна успеха могла похоронить под собой и не такого молодого и неопытного актера, каким тогда был я. Успех оказался просто чудовищный. Можно было с ума сойти. Решить, что ты уже Бога за бороду взял: Все, все буквально и даже великие мира сего искали со мной знакомства. Начиная с первых лиц государства. Это дало мне возможность с кем-то познакомиться и подружиться. Я был в очень добрых отношениях с Гагариным, мы были приятели. Но для актера здесь есть и оборотная сторона. Во-первых, есть риск элементарно пойти по рукам. Самое опасное, конечно, — женщины. Ведь они же в основном деморализуют мужиков. Столько было таких предложений: легких: но я их старался избегать. Встречаются такие дамы — фанатичные, влюбленные в актеров, очень экзальтированные. Они очень осложняют им жизнь. Хорошо если они только попытаются прийти, познакомиться. А случается, что приходится просто отбиваться. С другой стороны, от тебя все время ждут, чтобы ты перекрывал прошлый успех, а перекрыть его уже невозможно.

— Говорят, что вы всю жизнь притягиваете женщин каким-то странным магнетизмом.

— За мной стоит ореол романтического героя, существа, которого я однажды сыграл. А в жизни я нормальный человек. Не тот херувим, образ которого был запечатлен в Ихтиандре.

— Эдуард Розовский — кинооператор, снявший «Человека-амфибию», — так сказал о вашем характере: удивительная непосредственность восприятия жизни, какая-то детская наивность.

— Эдик существенно старше меня. И тогда он меня так воспринимал. Никакого киношного и жизненного опыта у меня еще не было. И я действительно был в силу своего возраста наивный и очень открытый человек.

— А сегодня в вас осталась эта наивность?

— Как у Пушкина: «Ах, обмануть меня нетрудно! Я сам обманываться рад!» Я идеалист, верю в определенные вещи. Цинизма во мне нет, я это точно знаю, во всяком случае по отношению к делу, которым я занимаюсь, к друзьям. Я не люблю цинизм. Это как дерево без корней, на котором ничего не растет. Что-то может подняться только на вере. Цинизм все разъедает, как ржавчина.

«Любовь — это страх»

— Артисты часто стремятся скрыть свой возраст. А вы?

— В актерской профессии много женского. Мужчины-актеры каждый день смотрят на себя в зеркало и думают: а, черт, еще одна морщина, уже Чацкого не могу играть, Гамлета: Это внутренний страх — раньше времени перейти в следующее амплуа. Хотя я не люблю людей без возраста. Однажды на банкете видел 70-летнюю кинозвезду — она сделала себе подтяжки во Франции, все как положено. Единственное, что ее выдавало, — пигментные пятна на шее и руках. И взгляд, в котором не было желания. Глаза снулой рыбы — первый признак импотенции, в том числе и творческой. Это не по мне. Надо жить страстями. Лучше быть самым молодым из стариков, чем самым старым из молодых.

Однажды мы с Ефимом Копеляном ехали из Питера в одном купе, и он сказал: «У меня сейчас золотой период. Это когда ты умеешь жить и у тебя есть силы. Возраст мастерства». А потом разлил по рюмкам водку и прибавил: «Актеры находят себя именно в это время». Ему тогда было уже за 60. Знаете, что такое возраст? Это болезнь. На ней нельзя зацикливаться. Иначе ваш золотой период сократится, как шагреневая кожа.

— Вы мнительный человек?

— Иногда. Подвержен беспричинным страхам, как собака, которая вдруг начинает дрожать и скулить во сне. Очень тревожусь за близких. Для меня любовь — это страх. Жуткий, животный страх потерять близкого человека. Но все мои сомнения, огорчения и радости перерабатываются на сцене.

— Сильно переживали, когда пришлось менять амплуа?

— Наоборот. В трагедии, например, смерть предопределена: рок, судьба, и ты знаешь, что герой все равно погибнет. Но катарсис, возникающий от ощущения сопричастности к чьему-то горю, — это еще не весь театр. Я вот больше люблю смеяться над собой. А к возрасту отношусь философски. Монтень говорил, что вся жизнь — подготовка к смерти.

— После «Человека-амфибии» весь подъезд вашего дома был исписан губной помадой. Что сейчас говорят вам девушки?

— Что я с годами становлюсь лучше, как старое вино. Разве не правда?

— Прощаясь, я хотел бы попросить у вас визитку для коллекции.

— А их у меня нет! Зачем мне визитки? У меня никогда не было архива, я не собираю статей о себе, фотографий. Я отношусь к этому без суеты.

— А как же тщеславие?

— А никак. Моя жена всю жизнь мне твердила: «Почему ты так нелепо одеваешься, когда выходишь на улицу? Неужели тебе все равно?» А я ей говорю: «Ну и что? Какая разница — надену я на себя какую-нибудь глупость или не надену. Ты полюби меня черненьким, а беленьким всякий полюбит».

— Мнение окружающих для вас не важно?

— Одна моя хорошая знакомая в ГИТИСе давала уроки хороших манер. Однажды пришла на урок с папиросой, села, положив ногу на ногу, и сказала: «Женщине категорически не рекомендуется курить и сидеть, положив ногу на ногу. Однако люди, которые усвоили все правила хорошего тона, имеют право не выполнять ни одного из них. Они все равно будут выглядеть безупречно».

Э. Розовский, оператор: «Мы запихивали аквалангиста в резиновую акулу»

А человек-рыба на съемках чуть не утонул в море.

Это сейчас все кино можно нарисовать на компьютере. А в эпоху, когда кинооператор Эдуард Розовский обыкновенной советской камерой снимал фильм «Человек-амфибия», ничего этого не было.

Поэтому приходилось все делать самостоятельно, в реале: топить актеров, подсвечивать им глаза специальными фильтрами, засовывать водолазов в чрево резиновых акул и пеленать акул настоящих.

Вот что он вспоминает об этих съемках.

Подводная киноавантюра

Вся картина «Человек-амфибия» была экспериментом и даже авантюрой. Когда возникла безумная для того времени идея снять кино про человека-рыбу, в ее воплощение мало кто верил — опыта подводных съемок у наших кинооператоров тогда не существовало. У военных имелись разработки, связанные с водолазами, — погружение в жестком снаряжении или в специальном колоколе, но это было не то. Мы хотели показать на экране мир подлинного Ихтиандра, фантастического существа, и сознательно пошли на риск.

— Как вам вообще пришла в голову идея снять первый в советском кинематографе полнометражный художественный фильм с подводными съемками?

— Толчок дали фильмы Жака Ива Кусто «В мире безмолвия» и «Голубой континент». Они стали для меня невероятным открытием. Я подумал: значит, это осуществимо! А сама идея такого фильма возникла в горах Северной Осетии. Однажды утром с режиссером Владимиром Чеботаревым сидели в ауле Кани на обрыве на высоте 3 тысячи метров и любовались горами. Очевидно, под влиянием разряженного воздуха у нас одновременно родилась мысль окунуться с кинокамерой в море. Мы страшно увлеклись идеей. Хотели экранизировать заодно и «Ариэля», но остановились на «Человеке-амфибии» как более реальной теме для съемок.

— Говорят, что вы, чтобы добиться эффекта, экспериментировали даже с цветом глаз Коренева и Вертинской.

— Мне хотелось создать особенный взгляд Ихтиандра и Гутиэре, которые были как бы рождены друг для друга — человек моря и человек земли. Получить глаза, в которых отражаются все краски стихии. Для этого справа и слева от актеров ставились специальные осветительные приборы с голубыми и зеленоватыми фильтрами, просвечивавшие глазное дно и превращавшие цвет глаз в лазурно-голубой. Сегодня такой эффект достигается с помощью мягких линз. Делается даже слепота — бельмо на глазу. А тогда я экспериментировал поневоле. Хотел влезть в мозг Ихтиандра, чтобы увидеть мир его взглядом. Пыльный, враждебный город в картине я снимал только в отраженном свете, через бликующие зеркальные поверхности, искажавшие изображение, — как бы взгляд человека извне.

— А на самом деле у Анастасии Вертинской какие глаза?

— Серые. А у Коренева даже не скажу, какого цвета. Какого-то марсианского.

— У него и натура такая?

— Володя человек не от мира сего. Все в нем работало на Ихтиандра: наив, непосредственность, неприспособленность к земной жизни. Даже его двигательный аппарат.

— Он и двигался как-то особенно?

— Однажды, спустя годы, я увидел его на сцене. Он и потом, уже в возрасте, движется как существо с другой планеты. Я бы сказал, что у него некоординированные движения. Совсем иной шаг, походка, иной порыв. Он по иному держит тело. Не как все. Он иноходец среди нас.

Как топили влюбленных

— Говорят, что на съемках Владимир Коренев едва не погиб.

— Это случилось во время эпизода, в котором водолазы хватают Ихтиандра, срывают с него маску, и он вынужден под водой от них отбиваться. Сцену снимали несколько раз, никаких дыхательных приспособлений у Коренева не было. Кончилось тем, что мы его едва не погубили. Он чуть не захлебнулся. То же самое произошло и в истории с якорем. Помните, когда Ихтиандра, привязанного цепями к тяжелому морскому якорю, сбрасывают со шхуны в море, и он тщетно пытается на дне освободиться. Мало того что он нахлебался воды — могло быть гораздо хуже: Веретено якоря — 2,5 метра высотой. Никто никогда не пробовал привязывать актера к такой штуке и сбрасывать с высоты 8 метров. Мы решили рискнуть — испробовать это на себе. Зацепились вместе с аквалангистом Владимиром Кепкало руками за якорь и сказали: «Бросайте!» Нас оглушило и в облаке пузырей буквально вышвырнуло на поверхность. А если бы мы были привязаны? После этого мы сделали манекен и одели его в костюм Ихтиандра. Этот манекен на самом деле и падает в фильме со шхуны.

— А случай с трюмом?

— Это была трагическая случайность. По сюжету капитан Зурита заковывает Ихтиандра в наручники, тот вырывается и бежит по шхуне мимо трюмных люков, затянутых брезентом. От их горловины до нижней обшивки было 9 метров. В трюме когда-то стоял дизель, после него осталась куча ржавых железок. Рухнуть на них с высоты — верная смерть. Все знали, что под брезентами люки, и никто в ту сторону не ходил. И вдруг, промчавшись в запале по палубе, Коренев вскочил на люк, брезент под ним затрещал и прорвался. К счастью, Володя в падении раскинул руки и успел зацепиться за какие-то деревянные конструкции. Спасся буквально чудом.

— Вертинская тоже рисковала?

— Да, и серьезно — в эпизоде, когда тонет Гутиэре. Делалось это так: Вертинскую на надувном матрасе подвозили к нужному месту в море, по моей команде из-под нее выдергивали матрас и выплескивали в воду ведро красной краски — якобы кровь акулы, пронзенной Ихтиандром. Настя должна была, задержав дыхание и раскинув руки, медленно опускаться на дно, а затем лежать там без движения и ждать, пока Ихтиандр подхватит ее и вытолкнет на поверхность. До дна было 18 метров. Для того чтобы Насте было легче «тонуть», мы надевали на нее свинцовый пояс весом 12 килограммов. Мы пытались ее страховать — рядом со съемочной камерой дежурили аквалангисты, готовые броситься на помощь актрисе. Но все понимали, что можно и не успеть.

— Зачем вы топили Вертинскую так глубоко? Нельзя было выбрать место помельче?

— Я намеренно снимал все подводные сцены на глубинах от 25 до 40 метров — предельных для легких водолаза. Только для Вертинской сделали исключение. Тут я не сфальшивил и ничего не подменял. В мир Ихтиандра не проникает солнечный свет, там нет солнечных бликов и цвета предметов. Для достоверности картинки мне была нужна зелено-серо-голубоватая мгла. Такое место нашлось под Судаком, у подножия мыса Фиолент.

— Правда, что на съемках акула порвала аквалангиста?

— Такая легенда пошла из-за двух разных историй. Союз художников сделал для нас 9-метровую резиновую акулу-монстра. Кепкало запихнули в ее брюхо и надули акулу воздухом так, что он не мог не только двигаться, но и дышать. Всю конструкцию опустили на глубину и нагрузили балластом. В итоге едва не произошел смертельный случай. До тех пор пока аквалангиста не вытащили, он не мог даже подать сигнал бедствия. Другой случай произошел с живой акулой-катраном. Этих тварей нам добыли рыбаки. Катраны не хотели подчиняться моему замыслу и плыть туда, куда следовало по сценарию. Приходилось их пеленать и подсовывать под объектив отдельные части тела — хвост или голову. Но мы их все-таки «запрягли», когда обнаружили, что выброшенные на берег акулы, глотнув воздуха, на время теряют подвижность. Мы давали им подышать, опускали в воду и тут же ныряли следом, чтобы отснять кадры, пока катран не очухается. Одна из акул ядовитым шипом на плавнике пронзила руку нашего механика. Две недели врачи в Севастополе спасали его пострадавшую конечность от ампутации. Спасли.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9490
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7189
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?