Главная Культура 14:28 15 Июня 2023 1864
«Ревизор», господа, это вам не в баню сходить!

Островский на программу только что закончившегося театрального фестиваля не в претензии, а вот Гоголя жаль

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Приключения гоголевского Хлестакова в фестивальном спектакле «Лабардан-с» больше походили на водные процедуры. Фото предоставлены пресс-службой ТЮЗа им. Брянцева

Подарком петербургским театралам стал завершившийся в Петербурге Международный фестиваль Театра юных зрителей им. Брянцева. Проходил он в 24-й раз и стал самым масштабным как по числу участников, так и по количеству спектаклей: за 9 дней – 26 названий!

Географический охват – от Европы до Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии. Свои лучшие постановки показали коллективы из Венгрии, Ирана, Турции, Ирака, Сербии, а также стран СНГ и, разумеется, российских регионов, включая Донбасс. Тут и Островский (без которого вообще никуда, тем более в «его» год!), и другие классики, а также постановки по произведениям современных драматургов. В том числе – нашумевшие. Как, например, «Я – Сергей Образцов» Театра кукол имени С.В. Образцова в режиссуре внучки легендарного мастера Екатерины Образцовой с Евгением Цыгановым в главной роли.

Чем славится ТЮЗ-фест, так это оригинальностью спектаклей. Особенно если речь о пьесах классиков. Интерпретации – самые неожиданные. Способствовала тому и заданная организаторами нынешнего «общего сбора» на берегах Невы тема: «Новые режиссёрские интерпретации классики в театрах для молодёжной аудитории».

Милош Бикович в спектакле «Ложь» Белградского драматического театра

Тон задал первый же фестивальный показ – «Пиковая дама» Екатеринбургского ТЮЗа, где пушкинские герои… лишены права голоса. Все свои проблемы действующие лица и исполнители разрешают на сцене исключительно пластикой. В ней, по задумке режиссера и хореографа Сергея Землянского, суть постановочной драматургии. Пушкинский сюжет в спектакле сохранен, но за малым, однако многое меняющим исключением: либреттисткой из Латвии Расой Бугавичуте-Пеце присочинены сцены сумасшествия Германа. С его метаний в кровати Обуховской лечебницы для душевнобольных спектакль и начинается, являя нам героя в смирительной рубахе. Ими же заканчивается. В промежутке – проблески ума в виде па-видений. Слов нет. Пушкин отдыхает!

Сценическое преобразование «Пиковой дамы» – не новость в театральном мире. Кто и как только не ставил ее у нас в стране и за рубежом с XIX века по XXI: в виде оперы, балета, пантомимы, «сериала» миниатюр… При этом большинству постановщиков как-то удавалось при индивидуальном видении темы сохранять в «пиковых» спектаклях и самое важное из пушкинского оригинала, его гениальный драматический посыл. Удалось ли это старательным уральцам, «по полной» выложившимся за почти два часа на сцене? Судя по реакции большинства зрителей – «ничего не понятно», – одного старания оказалось мало.

По-своему решили задачу молодежной интерпретации воронежцы. ТЮЗ этого южнороссийского города привез в Северную столицу «Последнюю жертву» по неувядающей пьесе юбиляра Островского.

Для опытного московского (впрочем, много где ставившего) режиссера Анатолия Ледуховского это дебютная работа в Воронеже. Поставил он «Жертву» с новой для себя труппой как фарс. Что, собственно, предполагается самим сюжетом о молодой вдове Тугиной, без памяти влюбившейся в ловеласа, картежника, прожигателя жизни. Вокруг этого все и «крутится». Но у Островского это скорее трагифарс. С перспективой для главной героини повторить путь Катерины из «Грозы» или Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы». То есть с головой сначала в любовный омут, а потом – в речной, или под дуло пистолета. У Ледуховского вышло смешнее, оттого и легче. С избытком музыкальных номеров – тут тебе и частушки с прибаутками на темы извечного русского крохоборства, и остроты с прозрачными намеками на нынешнюю действительность. В которой из-за разбитой любви особо уже не убиваются. Вот из-за денег – да, могут.

Любопытна сценография этой «Жертвы». Декораций практически нет, если не считать стула и двух портретов на символической стене. К которым иногда добавляется стол или буфет. Скупы и костюмы героев: дамы щеголяют в сомнительного стиля юбках, кавалеры – в «прикиде» ХХI века. Всё лаконично. Буднично. Местами задорно (частушки все-таки!). Но не более того. Что подтверждает истину: большинство переделок – здания ли, пьесы – всегда вторичны.

Считается, что современное театральное искусство, в отличие от того, в котором преуспели, для примера, совсем еще недавно творившие Гончаров, Товстоногов, Ефремов, направлено на всех абсолютно зрителей. Независимо от их возраста, образования, предпочтений. – «Никакой былой элитарности!», – призывают апологеты современности. Нынешний российский театр, уверяют они, более понятен обычному зрителю. Не уточняя, что подразумевают под словом «обычный». Если непритязательность, то, да, конечно, ставить можно, что хочется и как вздумается. И что значит «современный театр» – уходящий от эталонов недавнего прошлого с его воздействием на умы и сердца публики?

Мне кажется, очевидно, что смысла в русском сценическом искусстве конца ХХ века было существенно больше, чем в нынешнем. Уже хотя бы потому, что те, давние спектакли по тому же Островскому, а также Чехову, Горькому, Булгакову et cetera помнятся и сегодня. А иные недавние по пьесам тех же самых русских драматургов если и вспоминаются, то чаще как пример режиссерского выпендрежа. Больше обычно зацепиться не за что.

Впрочем, иной раз есть за что! Сыгранный дважды под занавес тюзовского фестиваля спектакль Сергея Женовача «Лабардан-с» по гоголевскому «Ревизору» (согласно словарю Даля, лабардан – камчатская морская треска) наверняка запомнится зрителям. Практически все действие проходит в бассейне. Он же, по задумке режиссера, баня. В ней актеры московской Студии театрального искусства просидели нагишом весь спектакль продолжительностью 3,5 часа. На сушу выходили разве что по нужде. Сценической. Ну там простынку свежую подвыпившему товарищу Хлестакову принести, например. Или разволновавшегося «мечтуна»-городничего порадовать свежей мыслью…

Ведь, как поясняет идею сам Сергей Васильевич, «в чистом виде текст Николая Васильевича подавать сегодня нельзя. По ролям в исторических костюмах уже не интересно. За сюжетом, который обычно знают все, скрывается внутренний сюжет, и от того, как его почувствуешь и разгадаешь, возникает сила театрального сочинения».

Сила сочинения Женовача, надо понимать, в воде. Ход, к слову, далеко не новый. Бывало это уже – баня как очищение – на театре и в кино. Да и держать исполнителей всё затянувшееся действо в одних и тех же специфических условиях, даже если с подогревом... Как им самим, актерам, такие предлагаемые обстоятельства, судить не берусь. Могу лишь посочувствовать. А вот зрителей жалко. Те уже к середине спектакля стали все чаще поглядывая на часы и в смартфоны. Кроме тех, кто в первых рядах – их скуку «освежали» банные брызги…

Не только спектаклями жил петербургский международный фестиваль. Помимо основной программы, была и внутренняя, деловая. Ее составили лекции и драматургическая арт-лаборатория, круглый стол с участием ведущих режиссёров и театроведов, показы спектаклей учащихся театральных ВУЗов Ирана и Москвы. Поучаствовать во всем этом мог любой желающий. И интересно, и полезно – для поиска все тех же современных театральных смыслов.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5648
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4654
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4218
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...