На Первом канале и на платформе START начался показ девятисерийной киносаги «За полчаса до весны». Она рассказывает об уникальном пути ансамбля «Песняры» и его легендарного лидера Владимира Мулявина — через запреты, критику и постоянный поиск своего предназначения. Большую роль в становлении певца сыграла его первая жена, Лилия Кармальская. «Труд» поговорил с исполнившей эту роль актрисой Анной Банщиковой.
— Чем вас привлекла роль первой супруги создателя «Песняров»?
— Всегда интересно играть реально существовавших людей. Хотя это и очень ответственно: надо быть осторожной, не придумывать ничего лишнего, чтобы не вызвать раздражения у тех, кто твою героиню помнит. Когда у тебя роль человека выдуманного, можно фантазировать, что мне тоже очень нравится. Но в байопиках все иначе, здесь важна достоверность. Кстати, я уже играла жену легендарного мужчины, маршала — Галину Семенову в фильме «Жуков». И для меня было важно, что его родственники меня в этой роли приняли. Мария Георгиевна Жукова даже сказала: «Здорово, что именно вы играли мою маму».
— А с родными Кармальской и Мулявина вы общались?
— Их дочь Марина нас очень поддерживала. Она мне много рассказывала про взаимоотношения родителей, их переписку. Дала для роли серьги Лидии Алексеевны. А еще так получилось, что в мой первый съемочный день мы работали над сценой похорон брата Мулявина Валеры на том самом Восточном кладбище Минска, где находятся и могилы Мулявина с Кармальской. Это было символично, словно мы попросили благословение на наш фильм.
— Что вас больше всего поразило в биографии Кармальской?
— То, каким надежным тылом она сумела стать для мужа. В момент их знакомства его еще никто не знал, а Лидия Алексеевна уже была известной певицей, обладавшей к тому же уникальным даром художественного свиста. Но в какой-то момент она поняла масштаб Мулявина и пожертвовала ради него своей карьерой. Много помогала мужу, у них была необыкновенная любовь. Думаю, что, если бы за спиной основателя «Песняров» не было такой женщины, он бы не стал человеком, которого полюбила вся страна. После расставания с Кармальской Мулявину было очень сложно.
— Так почему их пути разошлись?
— Я не могу об этом судить. Думаю, в жизни никто не застрахован от ошибок. Одно время сам Мулявин говорил, что женщин в их ансамбле не будет. А потом увлекся постановкой рок-оперы «Песня о доле» и стал искать солистку с красивым голосом.
Лидия Алексеевна это болезненно восприняла. И потом повела себя с мужем довольно жестко, потому что была очень сильной женщиной. В нашем фильме есть сцена про то, как она выгоняет Мулявина из дома. А он после этого приходит, просит у жены прощения, говорит, как она ему нужна... Конечно, если бы кто-то из них в нужный момент пошел на уступки, наверное, все могло сложиться иначе.
— Жить с талантливым человеком — это наслаждение или тяжелый крест?
— Я думаю, и то и другое. Сложно быть супругой кумира миллионов. За ним хочется идти, и нет сомнения, что он достоин того, чтобы ради него жертвовать и работой, и какими-то своими привычками. Хотя это и непросто, говорю так потому, что у меня у самой был подобный опыт, когда я на семь лет прерывала карьеру ради своего первого мужа. Мне хотелось передать в этом фильме, насколько была важна «правильная» женщина в жизни человека такого масштаба, как Мулявин. Быть музой очень ответственно, не всякая это выдержит. Супруга должна вдохновлять, поддерживать, оберегать — все это тоже огромный труд, и в истории немало примеров того, как мужчины становились знаменитостями благодаря, в немалой степени, собственным женам.
Кстати, насчет музы — вспомнила смешную сцену из фильма. Соседа Мулявина и Кармальской по лестничной площадке играл музыкант Евгений Маргулис, который нечасто снимается в кино. И вот его герой стучится в дверь к основателю «Песняров» и просит: нельзя ли, мол, потише, все-таки еще совсем раннее утро. А Владимир в это время репетирует. Кармальская говорит соседу: «Ну что же делать, если муза к Володе исключительно в пять утра приходит?!» Мулявин действительно писал песни преимущественно ночью и утром...
— Правда ли, что для вас воссоздали гардероб Кармальской, в котором было около двух десятков платьев?
— Да, у нас была потрясающая художница по костюмам Татьяна Котес, работавшая с аутентичными вещами того времени. Нам по их образцу шили все, даже нижнее белье. Сейчас оно уже кажется специфическим, непривычным, особенно мужские вещи. Но вот стиль повседневной и праздничной одежды конца 70-х, по-моему, сегодня опять становится модным. Это был очень красивый и яркий период.
А лично для меня в моем гардеробе на съемках любимым стал бежевый кожаный плащ, потому что точно такой же носила моя бабушка. И возникало ощущение, как будто это ее вещь, та самая, из моего детства. Моя бабушка Полина Банщикова была солисткой Ленинградского театра музыкальной комедии и очень стильной женщиной. Раньше актрисы даже в булочную выходили при всем марафете. Они постоянно должны были себя преподносить и вообще быть такими ходячими музами, без бытовой нагрузки. Считалось, что даже детей им лучше не иметь, и актрисы свое материнство не афишировали. Сейчас такое уже и представить себе трудно, темп жизни и стандарты у нас совсем другие. Актрисы сегодня вне работы вообще не красятся, вовсю занимаются детьми и ходят в том, в чем удобно.
Постановщики постарались воспроизвести атмосферу конца 1970-х годов
— Вы по характеру похожи на свою героиню?
— Я общалась с людьми, знавшими Лидию Алексеевну, и они говорят, что у нас есть что-то общее, какая-то энергетика. В принципиальных для нее вопросах она была непримирима, и во мне эта черта есть. Я тоже считаю, что, если человек взялся за дело, он должен отдавать ему все силы — либо заниматься чем-то другим.
— Как вы сработались с Артемом Волобуевым, игравшим вашего мужа?
— Я очень рада, что моим партнером стал именно он, это счастье работать с таким прекрасным актером. Совместные с ним сцены приносили невероятное удовольствие, мы много чего придумывали, импровизировали. Мне кажется, Артем сыграл со стопроцентным попаданием в образ, он сумел передать чувство самоиронии, темперамент и энергетику этого человека. Даже Марина Мулявина говорила, что, когда Волобуев появлялся в кадре, у нее иногда было ощущение, будто она видит отца.
— По-вашему, какую аудиторию заинтересует этот фильм?
— Самую разную. Людям постарше наверняка будет приятно окунуться в атмосферу своей молодости, а молодежи станет любопытно больше узнать про то время. А еще я думаю, многих заинтересует непростая история становления вокального ансамбля, рассказанная в нашем фильме. Тем более что сегодня некоторые реалии того времени вновь становятся актуальными.
И, конечно, я уверена, что никого не оставят равнодушными песни легендарного ансамбля. В них столько жизни и позитива, что, когда слушаешь их, все как будто расцветает вокруг.
На съемках возможно всякое, вплоть до интервью тех давних «Песняров» сегодняшнему ТВ
— Какие еще проекты с вашим участием выходят в ближайшее время?
— На платформе START cкоро покажут сериал «Бедные Абрамовичи» режиссера Ильи Фарфеля. Это трагикомичная история одной еврейской семьи, а я играю жену главного героя, у которой внезапно вспыхивают чувства к другу юности, в его роли снялся Павел Майков. И еще ожидается выход комедии «Кино про бандитов», там у меня роль сестры главаря, его играет Михаил Пореченков.
— Ваша шестилетняя дочь Маша снимается с вами в сериале «Кушнир», продолжении сериала «Ищейка». А два ее старших брата не хотят пойти по вашим стопам?
— Нет, мальчики спокойно относятся к моей профессии. Дочка работает со мной с трех лет, и ей это очень нравится. А еще она с удовольствием ходит в театральную студию недалеко от дома.
— Чем вам еще нравится заниматься кроме актерской профессии?
— Я стараюсь открывать для себя новые места. Когда еду на гастроли, пусть даже на один день, мне все интересно и все надо узнать, посмотреть. Давно хотела поехать на Алтай — вот наконец исполнила свое желание, и мне там очень понравилось. Теперь мечтаю добраться до Камчатки. Люблю бывать в Плесе, где тишина, покой, Волга — красота невероятная.
— Что бы вы пожелали себе и читателям?
— Сохранять равновесие, несмотря на суету жизни, проводить больше времени с детьми, заниматься любимым делом.