Главная Культура 20:20 14 Января 2021 7847
«Последний богатырь» победил в новогодней битве

Подводим итоги первых недель проката в 2021 году

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Семейная сказка «Последний богатырь: корень зла» стала самым прибыльным отечественным релизом нового года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Вторая (или уже третья?) волна пандемии больно ударила по кинобизнесу во всем мире. В большинстве европейских стран кинотеатры в эти дни оказались на замке. В России же на новогодние каникулы приходится всплеск интереса к новинкам кино. По сложившейся традиции, экран в эти недели отдается отечественным фильмам. Так было и в этот раз, тем более, что соперников у российского кино практически не было: большие голливудские студии решили придержать свои хиты до лучших времен. В итоге «новогоднюю битву» выиграла семейная сказка «Последний богатырь: корень зла» в постановке Дмитрия Дьяченко.

Сиквел «Последнего богатыря» (первый фильм, напомню, вышел на экраны в 2017 году) стал самым прибыльным отечественным релизом наступившего нового года. При бюджете 650 миллионов рублей фильм с 1 по 10 января собрал в прокате 1 миллиард 653 миллионов рублей и продолжает триумфальное шествие по экранам. Есть вероятность, что его касса в итоге превзойдет 2 миллиарда рублей. Впечатляющий результат!

Вторую строчку со значительным отставанием от лидера занимает «Огонь» Алексея Нужного. Вышедший еще до нового года, этот фильм-катастрофа, рассказывающий о борьбе МЧС с лесными пожарами, похоже, отпугнул зрителей не к месту драматичным, отнюдь не новогодним содержанием. В итоге за 18 дней показов картина собрала 622 миллиона рублей при бюджете 550 миллионов. Пока «Огонь» с треском прогорает в прокате: для того, чтобы окупиться, фильм должен собрать как минимум вдвое больше своего бюджета (половина дохода остается кинотеатрам). Но свой прокатный ресурс «Огонь», несмотря на массированную телевизионную рекламу, уже практически исчерпал.

Это относится еще к одной ленте студии ТРИТЭ — «Серебряным конькам» Михаила Локшина, вышедшим задолго до Нового года, что можно расценивать в данной ситуации как очевидный фальстарт. Историческая приключенческая мелодрама на фоне дореволюционного Петербурга пока не отбила даже свой бюджет (500 миллионов рублей) и заняла пятую строчку в новогодней битве, пропустив вперед себя анимационные ленты — американскую «Семейку Крудс» и наш мультик «Конь Юлий и большие скачки».

Тем не менее, повод для радости у нас, казалось бы, есть: в пятерке лидеров новогоднего проката оказались сразу четыре отечественные картины. Да и по итогам 2020 года доля российского кино на экране составила невиданные ранее 50%. То есть, каждый второй билет был куплен на отечественный фильм. Но у этих радужных цифр оказалась своя изнанка. Так, общее количество проданных билетов в прошлом году по сравнению с 2019 годом снизилось почти на 60%. Это связано как с приостановкой работы кинотеатров на время локдауна, так, увы, и с неспособностью нашего кино заполнить лакуны, образовавшиеся в связи с невыходом в наш прокат ударных голливудских фильмов.

Помнится, бывший министр культуры Владимир Мединский с долей нескрываемой ностальгии вспоминал о советских временах, когда на наши экраны выходило в иные годы только пять-шесть американских картин. Его мечты практически сбылись: значимое американское кино исчезло из прокатных афиш. И что же, на нашу улицу наконец-то пришел праздник? Да нет, случилось обратное. Российские кинотеатры, открывшись после локдауна, оказались на грани банкротства: им стало нечего показывать на экранах.

По чистосердечному признанию известного кинопродюсера Сергея Сельянова, именно американское кино вкупе с другими зарубежными фильмами приносит нашим кинотеатрам 70–80% сборов. А что же наше родное кино? Из снимаемых ежегодно 120-130 отечественных картин в лучшем случае десять из них окупается и собирает более-менее весомую кассу. Как правило, это случается в новогодние каникулы и по другим праздничным датам, для чего прокатное пространство зачищается от зарубежных лент. Еще пяток наших фильмов участвует в международных фестивалях, приносит стране призы и славу. А остальные 100 фильмов, получается, — ни богу свечка, ни черту кочерга? Увы, чаще всего это откровенный творческий и коммерческий шлак, который зачастую даже не доходит до экрана.

Как такое могло произойти при ежегодных государственных вливаниях? И нет ли в том вины министерства культуры, Фонда кино, да и пригревшихся при нем продюсеров, которые получают из бюджета щедрые безвозвратные субсидии, а сами ничем не рискуют? Ни своими деньгами, ни даже своей репутацией. Провалив один фильм, они в скором времени получают от государства грант на другой фильм, на третий, на пятый. Не пришло ли время оставить за Минкультом только поддержу дебютов и так называемого авторского, фестивального кино. А кино зрительское должно само на себя зарабатывать и само себя окупать. Иначе какое оно зрительское?

Но это дело будущего, надеюсь, не сильно отдаленного. А пока кинотеатры, да и зрители, ждут, как манны небесной, возвращения на экраны американского кино. Кажется, пора переносов громких голливудских релизов миновала. Вчера на наши экраны вышла «Чудо-женщина: 1984», прокат которой в России несколько раз переносился. В ближайшие недели и месяцы ожидается выход таких хитов, как «Земля кочевников» (фильм-победитель Венецианского фестиваля), «Гнев человеческий» в постановке Гая Риччи, «Охотник на монстров» с популярнейшей у нас Миллой Йовович, «Черная вдова» со Скарлетт Йохансон, «Форсаж-9», «Веном-2», анимационная «Душа». На 2 апреля заявлен фильм «Не время умирать» — очередная серия бессмертной бондианы с Дэниелом Крейгом в роли агента 007.

Большой Голливуд с присущим ему размахом и экспансией возвращается на наши экраны. Что сможет противопоставить ему отечественное кино, за которое мы болеем не американской, а всей своей русской душой?

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5663
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4665
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4254
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...