Вторая (или уже третья?) волна пандемии больно ударила по кинобизнесу во всем мире. В большинстве европейских стран кинотеатры в эти дни оказались на замке. В России же на новогодние каникулы приходится всплеск интереса к новинкам кино. По сложившейся традиции, экран в эти недели отдается отечественным фильмам. Так было и в этот раз, тем более, что соперников у российского кино практически не было: большие голливудские студии решили придержать свои хиты до лучших времен. В итоге «новогоднюю битву» выиграла семейная сказка «Последний богатырь: корень зла» в постановке Дмитрия Дьяченко.
Сиквел «Последнего богатыря» (первый фильм, напомню, вышел на экраны в 2017 году) стал самым прибыльным отечественным релизом наступившего нового года. При бюджете 650 миллионов рублей фильм с 1 по 10 января собрал в прокате 1 миллиард 653 миллионов рублей и продолжает триумфальное шествие по экранам. Есть вероятность, что его касса в итоге превзойдет 2 миллиарда рублей. Впечатляющий результат!
Вторую строчку со значительным отставанием от лидера занимает «Огонь» Алексея Нужного. Вышедший еще до нового года, этот фильм-катастрофа, рассказывающий о борьбе МЧС с лесными пожарами, похоже, отпугнул зрителей не к месту драматичным, отнюдь не новогодним содержанием. В итоге за 18 дней показов картина собрала 622 миллиона рублей при бюджете 550 миллионов. Пока «Огонь» с треском прогорает в прокате: для того, чтобы окупиться, фильм должен собрать как минимум вдвое больше своего бюджета (половина дохода остается кинотеатрам). Но свой прокатный ресурс «Огонь», несмотря на массированную телевизионную рекламу, уже практически исчерпал.
Это относится еще к одной ленте студии ТРИТЭ — «Серебряным конькам» Михаила Локшина, вышедшим задолго до Нового года, что можно расценивать в данной ситуации как очевидный фальстарт. Историческая приключенческая мелодрама на фоне дореволюционного Петербурга пока не отбила даже свой бюджет (500 миллионов рублей) и заняла пятую строчку в новогодней битве, пропустив вперед себя анимационные ленты — американскую «Семейку Крудс» и наш мультик «Конь Юлий и большие скачки».
Тем не менее, повод для радости у нас, казалось бы, есть: в пятерке лидеров новогоднего проката оказались сразу четыре отечественные картины. Да и по итогам 2020 года доля российского кино на экране составила невиданные ранее 50%. То есть, каждый второй билет был куплен на отечественный фильм. Но у этих радужных цифр оказалась своя изнанка. Так, общее количество проданных билетов в прошлом году по сравнению с 2019 годом снизилось почти на 60%. Это связано как с приостановкой работы кинотеатров на время локдауна, так, увы, и с неспособностью нашего кино заполнить лакуны, образовавшиеся в связи с невыходом в наш прокат ударных голливудских фильмов.
Помнится, бывший министр культуры Владимир Мединский с долей нескрываемой ностальгии вспоминал о советских временах, когда на наши экраны выходило в иные годы только пять-шесть американских картин. Его мечты практически сбылись: значимое американское кино исчезло из прокатных афиш. И что же, на нашу улицу наконец-то пришел праздник? Да нет, случилось обратное. Российские кинотеатры, открывшись после локдауна, оказались на грани банкротства: им стало нечего показывать на экранах.
По чистосердечному признанию известного кинопродюсера Сергея Сельянова, именно американское кино вкупе с другими зарубежными фильмами приносит нашим кинотеатрам 70–80% сборов. А что же наше родное кино? Из снимаемых ежегодно 120-130 отечественных картин в лучшем случае десять из них окупается и собирает более-менее весомую кассу. Как правило, это случается в новогодние каникулы и по другим праздничным датам, для чего прокатное пространство зачищается от зарубежных лент. Еще пяток наших фильмов участвует в международных фестивалях, приносит стране призы и славу. А остальные 100 фильмов, получается, — ни богу свечка, ни черту кочерга? Увы, чаще всего это откровенный творческий и коммерческий шлак, который зачастую даже не доходит до экрана.
Как такое могло произойти при ежегодных государственных вливаниях? И нет ли в том вины министерства культуры, Фонда кино, да и пригревшихся при нем продюсеров, которые получают из бюджета щедрые безвозвратные субсидии, а сами ничем не рискуют? Ни своими деньгами, ни даже своей репутацией. Провалив один фильм, они в скором времени получают от государства грант на другой фильм, на третий, на пятый. Не пришло ли время оставить за Минкультом только поддержу дебютов и так называемого авторского, фестивального кино. А кино зрительское должно само на себя зарабатывать и само себя окупать. Иначе какое оно зрительское?
Но это дело будущего, надеюсь, не сильно отдаленного. А пока кинотеатры, да и зрители, ждут, как манны небесной, возвращения на экраны американского кино. Кажется, пора переносов громких голливудских релизов миновала. Вчера на наши экраны вышла «Чудо-женщина: 1984», прокат которой в России несколько раз переносился. В ближайшие недели и месяцы ожидается выход таких хитов, как «Земля кочевников» (фильм-победитель Венецианского фестиваля), «Гнев человеческий» в постановке Гая Риччи, «Охотник на монстров» с популярнейшей у нас Миллой Йовович, «Черная вдова» со Скарлетт Йохансон, «Форсаж-9», «Веном-2», анимационная «Душа». На 2 апреля заявлен фильм «Не время умирать» — очередная серия бессмертной бондианы с Дэниелом Крейгом в роли агента 007.
Большой Голливуд с присущим ему размахом и экспансией возвращается на наши экраны. Что сможет противопоставить ему отечественное кино, за которое мы болеем не американской, а всей своей русской душой?