Росстат опубликовал данные за первое полугодие 2024-го. Чуда не случилось: рождаемость в России продолжила падать, невзирая на указы и поручения президента и заклинания депутатов, придумывающих (правда, все больше на словах, а не для дела) способы улучшить демографию. Из последних инициатив — призыв «рожать, рожать и еще раз рожать и лучше — с 18-19 лет», с которым депутат Госдумы Жанна Рябцева обратилась к студентам.
Момент, что и говорить, выбран подходящий: начало нового учебного года — самое время, по мнению парламентария, чтобы напомнить о создании студенческой семьи. А то у нас на 4 млн учащихся вузов насчитывается всего 17 тысяч семей — меньше полпроцента! И это в самом что ни на есть фертильном возрасте, на который еще не так давно в России приходилось больше всего новорожденных (см. диаграмму). А сейчас мамы первенцев — это чаще женщины в возрасте 29-34 лет (в СССР таких называли обидным словом «старородящие»). Тенденция, кстати, общая для развитых стран — тот самый «второй демографический переход», который в России начался на 25 лет позже, чем на Западе.
Динамика численности родившихся у матерей в возрасте от 20 до 34 лет
А вот в середине 1980-х, помню, у нас в роддоме в палате на восемь человек была всего одна «старородящая» (к этой категории тогда причисляли женщин старше 26). Все остальные мамы — от 19 до 24 лет, четверо — студентки. Прямо сбывшаяся мечта депутата Рябцевой! Хотя я бы не сказала, что нас тогда как-то особо призывали помочь стране улучшить демографию. Но семьи без детей считались неполноценными, неправильными, бездетных женщин принято было жалеть, а про чайлдфри, принципиально отказывающихся от потомства, еще и слыхом не слыхивали. Зато государство в начале 1980-х разродилось целой серией мер, улучшающих положение молодых семей: выплаты одиноким и многодетным матерям, увеличение отпусков по уходу за ребенком до года, бесплатные лекарства для самых маленьких, пособия на первого (50 рублей) и последующих детей (по 100 рублей) и прочие вполне практические способы поддержать молодых родителей.
Сейчас все это вроде бы в порядке вещей, а тогда было в новинку — и сразу принесло результат: в 1986-1987-м в стране произошел настоящий всплеск рождаемости, в том числе и в студенческих семьях. В каждой четвертой из них появился первенец, а у 7% семей родились по двое детей. Общий итог — 2,5 млн детей в год, рекорд, который не превзойден и по сей день (в 2023 году в России на свет появились 1,26 млн ребятишек). Тут кстати будет вспомнить и еще один результат: сокращение смертности на 25% благодаря горбачевской антиалкогольной кампании, осмеянной и охаянной, — 1,6 млн спасенных жизней...
Сейчас эти цифры кажутся нереальными: с 2020 года в России население только убывает (по данным Росстата, за шесть месяцев 2024 года число умерших в 1,5 раза превышает количество новорожденных). Среди причин у нас принято называть последствия ковида и рост потребления крепкого алкоголя. А вот глава комитета по защите семьи, материнства и детства Госдумы Нина Останина выразилась конкретнее: «СВО внесла свою черную метку в положение дел с демографией». И предложила начать СДО — специальную демографическую операцию, целью которой станет увеличение количества многодетных. Дескать, в половине российских семей должно быть по четыре-пять детей, не менее...
Но сами знаете, куда вымощена дорога благими пожеланиями. Надеюсь, Нина Александровна не видела комментариев, оставленных читателями на полях ее инициативы. Конкретики там мало — больше эмоций и запикиваний отдельных слов. А вот отзыв демографа Алексея Ракши приведу: «Все нынешние разговоры, что рождаемость можно повысить, заставляя женщину раньше рожать, бессмысленны. Есть только один способ: крупные выплаты на второго и следующих детей — материнский капитал, который уже доказал свою эффективность. Только сумма его должна быть не меньше 1,5 млн рублей. И чтоб его можно было использовать на покупку квартиры, дома, земельного участка, капремонт. Эта мера способна вывести Россию в лидеры по рождаемости в Европе. Но вот найдется ли в бюджете 1,2 трлн рублей (0,7% от ВВП) на эти цели?»
Мне кажется, вопрос риторический.
Вместо послесловия
Ход законодательной мысли прост: 18-20 лет — с медицинской точки зрения очень подходящий для продолжения рода возраст. А помощь в воспитании детей молодым семьям окажут бабушки и дедушки. Деньги и льготы не всегда являются лучшим стимулом. Тем более сейчас в России зарабатывают «достаточно» и «выживать никому не приходится». Чисто финансовое поощрение процесса вызовет горячий отклик разве что в неблагополучных семьях...
Впрочем, депутат сделала оговорку, что государственные интересы важны, но решение о рождении каждого ребенка должно быть осознанным и зрелым. Хотя, на мой взгляд, требовать серьезности и рассудительности от вчерашних школьников как минимум самонадеянно. Сотни студенческих пар дают клятвы вечной любви и верности и разбегаются, не дотянув и до первого года совместной жизни. Сделают ли дети эти союзы крепче или только усложнят отношения?
Ну и по поводу «достаточных» заработков и отсутствия необходимости «выживать». Есть ощущение, что перед депутатами и простыми смертными перед глазами стоят разные картины мира. Но даже если оперировать официальными данными Росстата, то едва ли получится назвать достойной жизнь молодой семьи, да еще и с маленьким ребенком, на 50-55 тысяч рублей в месяц где-нибудь в Тамбовской или Пензенской области.
Итак, старые программы стимулирования рождаемости не работают, а новых, способных действительно улучшить демографическую ситуацию, не придумали. Пока все идеи сводятся к тому, что рожать нужно как можно больше и как можно раньше. Но это все из разряда бесплатных советов, на которые так охочи наши законодатели и политики. А пока, по данным Федеральной службы государственной статистики, в первой половине 2024 года в стране родились 599,6 детей — на 16,6 тысячи меньше, чем в прошлом. Самым плохим с демографической точки зрения стал июнь, когда родилось меньше 100 тысяч детей. Хуже дела обстояли только в глубоко депрессивном постдефолтном 1999-м.
Ситуацию усугубляет и то, что девятый год подряд фиксируется естественная убыль населения, причем ее темпы нарастают. С 2015-го страна потеряла 3,5 млн человек, и перспектив к улучшению не просматривается. Все демографические прогнозы (в том числе и оптимистичные) говорят о том, что население России в ближайшие 25 лет будет сокращаться. По расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, к 2050 году в стране останется от 135 до 145 млн человек, хотя совсем недавно на самом высоком уровне говорили, что к середине века россиян будет 155 млн. Очевидно, что этим планам уже не суждено сбыться.