Главная Культура 08:00 13 Мая 2016 2631
Ведет ли каннская лестница в небо?

На Лазурном Берегу открылся 69-й международный киносмотр

Екатерина Ченчиковская, спецкор «Труда», Канны

Словно в подкрепление статуса престижнейшего в мире 69-й Каннский кинофестиваль открылся в среду фильмом Вуди Аллена «Светская жизнь» о Голливуде самой звездной его поры — 1930-х. А еще за 12 дней здесь представят свои новые работы Шон Пенн и Шарлиз Терон, Джоди Фостер и Джулия Робертс, Изабель Юппер и Пол Верховен, Джим Джармуш и Игги Поп. Не отстают от них лауреаты прошлых лет — Кен Лоуч, Педро Альмодовар, братья Дарденны, Брюно Дюмон, Пак Чан Ук, Кристиан Мунджу, Ксавье Долан... Скопление кинозвезд наблюдается и в жюри под председательством создателя нашумевшего «Безумного Макса» Джорджа Миллера.

Каннский фестиваль, свято чтущий традиции (дресс-код тут строжайший — смокинги, туфли-шпильки даже в нынешнюю дождину), в то же время открыт свежим веяниям — от развития цифровых технологий до новых имен в титрах. Рядом с тем же Стивеном Спилбергом, что приехал представить семейную ленту «Большой добрый великан», под прицелом прессы запросто может оказаться и талантливый неофит. Комментируя официальный плакат этого года — кадр из фильма Годара «Лестница в небо», Кирилл Серебренников на своей страничке в соцсети написал, что сам себя чувствует человеком, идущим по этой лестнице. Российский режиссер в престижной каннской программе «Особый взгляд» представит публике фильм «Ученик» — драму о старшекласснике, проверяющем религиозными догмами нашу повседневность. Главные роли в картине сыграли Петр Скворцов и Виктория Исакова.

Каннские отборщики в этом году отсмотрели около двух тысяч полнометражных лент и пять тысяч короткометражек. И лишь несколько десятков удостоились демонстрации в конкурсе и параллельных программах. Фестивальных авторов помимо социальных и семейных конфликтов продолжают занимать сюжеты из новостей: истории про мигрантов, что высаживаются на греческие и итальянские пляжи (фильмы о беженцах уже побеждали год назад в Каннах и недавно в Берлине); вооруженные конфликты в Африке — на эту тему выступил и уже названный Пенн, и даже дебютирующий в кино писатель Джонатан Литтелл. Впрочем, в каннской программе нашлось место и таким киногеничным персонажам, как вампиры и гламурные модели-каннибалы.

Из документальных лент большой интерес вызывает «Риск» Лауры Пойтрас. После фильма о Сноудене оскароносная постановщица сделала картину про Джулиана Ассанжа, WikiLeaks и революцию в распространении информации. «Риск» демонстрируется в «Двухнедельнике режиссеров». В этой программе есть и российский участник: речь о короткометражной анимационной ленте Гарри Бардина «Слушая Бетховена». Фильм сделан на средства, собранные в интернете с помощью краудфандинга. Такой способ финансирования позволил прославленному автору «Брэка», «Чучи», «Банкета», «Конфликта» и «Выкрутасов» (кстати, премированных 30 лет назад здесь же, в Каннах) снять уже две картины. В «Бетховене» звучат фрагменты из Седьмой и Девятой симфоний, и, по словам Бардина, именно музыка подала ему идею произведения. «Это фильм на важную для меня тему, — говорит режиссер. — Что дороже всего? Жизнь. А после нее — свобода. Или, как ее Пушкин называл, — вольность». В наполненной, как всегда, ясными метафорами картине Гарри Яковлевича сочная зелень упорно прорастает сквозь серую плитку назло изничтожающим все живое железякам.

Наше кино можно увидеть в дни фестиваля и на Каннском кинорынке.

Российский павильон представит альманах короткометражек, сделанных выпускниками киношкол, проекты для копродукции и совсем свежие, способные заинтересовать зарубежных прокатчиков фильмы Валерия Тодоровского, Ивана Твердовского, Алексея Мизгирева, Юрия Быкова, Николая Хомерики, Алисы Хазановой. Кроме того, в программе реставрированной классики в Каннах покажут «Солярис» Андрея Тарковского. А российский продюсер международного масштаба Александр Роднянский заседает в жюри «Золотой камеры» — приза, который 22 мая на церемонии закрытия вручат лучшему режиссеру-дебютанту. Тогда же станут известны обладатели и всех остальных наград.

Ну и несколько слов о ленте, открывшей кинопраздник. Вуди Аллен добрую дюжину раз представлял свои фильмы в Каннах, и всегда вне конкурса. «Мне нравится здешняя аудитория, полная энтузиазма. Да и моя жена всегда не прочь прошвырнуться по здешним магазинам», — заметил 80-летний режиссер на встрече с журналистами. Новая картина Вуди повествует о молодом ньюйоркце, который приезжает к дяде в Лос-Анджелес в надежде сделать карьеру в киноиндустрии. Но несчастная любовь и разочарования в иллюзорном бизнесе заставляют его вернуться обратно в Нью-Йорк и в итоге найти себя в качестве владельца модного ночного клуба, где собираются сливки общества. Исполнитель главной роли Джесси Айзенберг («Социальная сеть») сыграл своеобразное альтер эго режиссера. Он любит джаз (не смолкающий на протяжении всей ленты) и даже одет на экране так же, как Аллен в жизни. Хотя все же это персонаж вымышленный: «У меня не было родных в кинобизнесе, и я не ездил в Голливуд клянчить работу, — подчеркнул Вуди. — Но я заботился о том, чтобы история на экране звучала правдоподобно».

В последнем автор фильма, кажется, преуспел. Актерскому ансамблю во главе с красавицами-блондинками Блейк Лайвли и Кристен Стюарт (да, бывшая героиня «Сумерек» теперь — пергидролевая блондинка, пусть и с мистическим прошлым) не составило труда влезть в шкуру своих персонажей. Ситуации и реплики оказались узнаваемы и характерны для всех, кто знаком с закулисьем кинобизнеса, несмотря на 80-летний разрыв во времени.

Правда, каннских критиков озадачила фраза, вложенная Алленом в уста героя фильма: «Жизнь — это комедия, написанная садистом», — и они попросили ее прокомментировать. «Что тут скажешь, — вздохнул Вуди, — ситуации у нас в картине порой комичные, будь то старомодные гангстерские разборки с заливанием человека в бетон или измена мужа жене с секретаршей. Но с точки зрения жены, например, все это печально. Однако лучше все же смеяться над тем, что преподносит судьба, иначе впору было бы наложить на себя руки».

Чего больше в фильме — смеха или печали, вскоре смогут судить и российские зрители: в июле «Светская жизнь» выйдет в отечественный прокат.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9504
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7197
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?