Главная Культура 08:00 13 Мая 2016 2668
Ведет ли каннская лестница в небо?

На Лазурном Берегу открылся 69-й международный киносмотр

Екатерина Ченчиковская, спецкор «Труда», Канны

Словно в подкрепление статуса престижнейшего в мире 69-й Каннский кинофестиваль открылся в среду фильмом Вуди Аллена «Светская жизнь» о Голливуде самой звездной его поры — 1930-х. А еще за 12 дней здесь представят свои новые работы Шон Пенн и Шарлиз Терон, Джоди Фостер и Джулия Робертс, Изабель Юппер и Пол Верховен, Джим Джармуш и Игги Поп. Не отстают от них лауреаты прошлых лет — Кен Лоуч, Педро Альмодовар, братья Дарденны, Брюно Дюмон, Пак Чан Ук, Кристиан Мунджу, Ксавье Долан... Скопление кинозвезд наблюдается и в жюри под председательством создателя нашумевшего «Безумного Макса» Джорджа Миллера.

Каннский фестиваль, свято чтущий традиции (дресс-код тут строжайший — смокинги, туфли-шпильки даже в нынешнюю дождину), в то же время открыт свежим веяниям — от развития цифровых технологий до новых имен в титрах. Рядом с тем же Стивеном Спилбергом, что приехал представить семейную ленту «Большой добрый великан», под прицелом прессы запросто может оказаться и талантливый неофит. Комментируя официальный плакат этого года — кадр из фильма Годара «Лестница в небо», Кирилл Серебренников на своей страничке в соцсети написал, что сам себя чувствует человеком, идущим по этой лестнице. Российский режиссер в престижной каннской программе «Особый взгляд» представит публике фильм «Ученик» — драму о старшекласснике, проверяющем религиозными догмами нашу повседневность. Главные роли в картине сыграли Петр Скворцов и Виктория Исакова.

Каннские отборщики в этом году отсмотрели около двух тысяч полнометражных лент и пять тысяч короткометражек. И лишь несколько десятков удостоились демонстрации в конкурсе и параллельных программах. Фестивальных авторов помимо социальных и семейных конфликтов продолжают занимать сюжеты из новостей: истории про мигрантов, что высаживаются на греческие и итальянские пляжи (фильмы о беженцах уже побеждали год назад в Каннах и недавно в Берлине); вооруженные конфликты в Африке — на эту тему выступил и уже названный Пенн, и даже дебютирующий в кино писатель Джонатан Литтелл. Впрочем, в каннской программе нашлось место и таким киногеничным персонажам, как вампиры и гламурные модели-каннибалы.

Из документальных лент большой интерес вызывает «Риск» Лауры Пойтрас. После фильма о Сноудене оскароносная постановщица сделала картину про Джулиана Ассанжа, WikiLeaks и революцию в распространении информации. «Риск» демонстрируется в «Двухнедельнике режиссеров». В этой программе есть и российский участник: речь о короткометражной анимационной ленте Гарри Бардина «Слушая Бетховена». Фильм сделан на средства, собранные в интернете с помощью краудфандинга. Такой способ финансирования позволил прославленному автору «Брэка», «Чучи», «Банкета», «Конфликта» и «Выкрутасов» (кстати, премированных 30 лет назад здесь же, в Каннах) снять уже две картины. В «Бетховене» звучат фрагменты из Седьмой и Девятой симфоний, и, по словам Бардина, именно музыка подала ему идею произведения. «Это фильм на важную для меня тему, — говорит режиссер. — Что дороже всего? Жизнь. А после нее — свобода. Или, как ее Пушкин называл, — вольность». В наполненной, как всегда, ясными метафорами картине Гарри Яковлевича сочная зелень упорно прорастает сквозь серую плитку назло изничтожающим все живое железякам.

Наше кино можно увидеть в дни фестиваля и на Каннском кинорынке.

Российский павильон представит альманах короткометражек, сделанных выпускниками киношкол, проекты для копродукции и совсем свежие, способные заинтересовать зарубежных прокатчиков фильмы Валерия Тодоровского, Ивана Твердовского, Алексея Мизгирева, Юрия Быкова, Николая Хомерики, Алисы Хазановой. Кроме того, в программе реставрированной классики в Каннах покажут «Солярис» Андрея Тарковского. А российский продюсер международного масштаба Александр Роднянский заседает в жюри «Золотой камеры» — приза, который 22 мая на церемонии закрытия вручат лучшему режиссеру-дебютанту. Тогда же станут известны обладатели и всех остальных наград.

Ну и несколько слов о ленте, открывшей кинопраздник. Вуди Аллен добрую дюжину раз представлял свои фильмы в Каннах, и всегда вне конкурса. «Мне нравится здешняя аудитория, полная энтузиазма. Да и моя жена всегда не прочь прошвырнуться по здешним магазинам», — заметил 80-летний режиссер на встрече с журналистами. Новая картина Вуди повествует о молодом ньюйоркце, который приезжает к дяде в Лос-Анджелес в надежде сделать карьеру в киноиндустрии. Но несчастная любовь и разочарования в иллюзорном бизнесе заставляют его вернуться обратно в Нью-Йорк и в итоге найти себя в качестве владельца модного ночного клуба, где собираются сливки общества. Исполнитель главной роли Джесси Айзенберг («Социальная сеть») сыграл своеобразное альтер эго режиссера. Он любит джаз (не смолкающий на протяжении всей ленты) и даже одет на экране так же, как Аллен в жизни. Хотя все же это персонаж вымышленный: «У меня не было родных в кинобизнесе, и я не ездил в Голливуд клянчить работу, — подчеркнул Вуди. — Но я заботился о том, чтобы история на экране звучала правдоподобно».

В последнем автор фильма, кажется, преуспел. Актерскому ансамблю во главе с красавицами-блондинками Блейк Лайвли и Кристен Стюарт (да, бывшая героиня «Сумерек» теперь — пергидролевая блондинка, пусть и с мистическим прошлым) не составило труда влезть в шкуру своих персонажей. Ситуации и реплики оказались узнаваемы и характерны для всех, кто знаком с закулисьем кинобизнеса, несмотря на 80-летний разрыв во времени.

Правда, каннских критиков озадачила фраза, вложенная Алленом в уста героя фильма: «Жизнь — это комедия, написанная садистом», — и они попросили ее прокомментировать. «Что тут скажешь, — вздохнул Вуди, — ситуации у нас в картине порой комичные, будь то старомодные гангстерские разборки с заливанием человека в бетон или измена мужа жене с секретаршей. Но с точки зрения жены, например, все это печально. Однако лучше все же смеяться над тем, что преподносит судьба, иначе впору было бы наложить на себя руки».

Чего больше в фильме — смеха или печали, вскоре смогут судить и российские зрители: в июле «Светская жизнь» выйдет в отечественный прокат.

 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6108
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4667
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....