На Лазурном Берегу открылся 69-й международный киносмотр
Словно в подкрепление статуса престижнейшего в мире 69-й Каннский кинофестиваль открылся в среду фильмом Вуди Аллена «Светская жизнь» о Голливуде самой звездной его поры — 1930-х. А еще за 12 дней здесь представят свои новые работы Шон Пенн и Шарлиз Терон, Джоди Фостер и Джулия Робертс, Изабель Юппер и Пол Верховен, Джим Джармуш и Игги Поп. Не отстают от них лауреаты прошлых лет — Кен Лоуч, Педро Альмодовар, братья Дарденны, Брюно Дюмон, Пак Чан Ук, Кристиан Мунджу, Ксавье Долан... Скопление кинозвезд наблюдается и в жюри под председательством создателя нашумевшего «Безумного Макса» Джорджа Миллера.
Каннский фестиваль, свято чтущий традиции (дресс-код тут строжайший — смокинги, туфли-шпильки даже в нынешнюю дождину), в то же время открыт свежим веяниям — от развития цифровых технологий до новых имен в титрах. Рядом с тем же Стивеном Спилбергом, что приехал представить семейную ленту «Большой добрый великан», под прицелом прессы запросто может оказаться и талантливый неофит. Комментируя официальный плакат этого года — кадр из фильма Годара «Лестница в небо», Кирилл Серебренников на своей страничке в соцсети написал, что сам себя чувствует человеком, идущим по этой лестнице. Российский режиссер в престижной каннской программе «Особый взгляд» представит публике фильм «Ученик» — драму о старшекласснике, проверяющем религиозными догмами нашу повседневность. Главные роли в картине сыграли Петр Скворцов и Виктория Исакова.
Каннские отборщики в этом году отсмотрели около двух тысяч полнометражных лент и пять тысяч короткометражек. И лишь несколько десятков удостоились демонстрации в конкурсе и параллельных программах. Фестивальных авторов помимо социальных и семейных конфликтов продолжают занимать сюжеты из новостей: истории про мигрантов, что высаживаются на греческие и итальянские пляжи (фильмы о беженцах уже побеждали год назад в Каннах и недавно в Берлине); вооруженные конфликты в Африке — на эту тему выступил и уже названный Пенн, и даже дебютирующий в кино писатель Джонатан Литтелл. Впрочем, в каннской программе нашлось место и таким киногеничным персонажам, как вампиры и гламурные модели-каннибалы.
Из документальных лент большой интерес вызывает «Риск» Лауры Пойтрас. После фильма о Сноудене оскароносная постановщица сделала картину про Джулиана Ассанжа, WikiLeaks и революцию в распространении информации. «Риск» демонстрируется в «Двухнедельнике режиссеров». В этой программе есть и российский участник: речь о короткометражной анимационной ленте Гарри Бардина «Слушая Бетховена». Фильм сделан на средства, собранные в интернете с помощью краудфандинга. Такой способ финансирования позволил прославленному автору «Брэка», «Чучи», «Банкета», «Конфликта» и «Выкрутасов» (кстати, премированных 30 лет назад здесь же, в Каннах) снять уже две картины. В «Бетховене» звучат фрагменты из Седьмой и Девятой симфоний, и, по словам Бардина, именно музыка подала ему идею произведения. «Это фильм на важную для меня тему, — говорит режиссер. — Что дороже всего? Жизнь. А после нее — свобода. Или, как ее Пушкин называл, — вольность». В наполненной, как всегда, ясными метафорами картине Гарри Яковлевича сочная зелень упорно прорастает сквозь серую плитку назло изничтожающим все живое железякам.
Наше кино можно увидеть в дни фестиваля и на Каннском кинорынке.
Российский павильон представит альманах короткометражек, сделанных выпускниками киношкол, проекты для копродукции и совсем свежие, способные заинтересовать зарубежных прокатчиков фильмы Валерия Тодоровского, Ивана Твердовского, Алексея Мизгирева, Юрия Быкова, Николая Хомерики, Алисы Хазановой. Кроме того, в программе реставрированной классики в Каннах покажут «Солярис» Андрея Тарковского. А российский продюсер международного масштаба Александр Роднянский заседает в жюри «Золотой камеры» — приза, который 22 мая на церемонии закрытия вручат лучшему режиссеру-дебютанту. Тогда же станут известны обладатели и всех остальных наград.
Ну и несколько слов о ленте, открывшей кинопраздник. Вуди Аллен добрую дюжину раз представлял свои фильмы в Каннах, и всегда вне конкурса. «Мне нравится здешняя аудитория, полная энтузиазма. Да и моя жена всегда не прочь прошвырнуться по здешним магазинам», — заметил 80-летний режиссер на встрече с журналистами. Новая картина Вуди повествует о молодом ньюйоркце, который приезжает к дяде в Лос-Анджелес в надежде сделать карьеру в киноиндустрии. Но несчастная любовь и разочарования в иллюзорном бизнесе заставляют его вернуться обратно в Нью-Йорк и в итоге найти себя в качестве владельца модного ночного клуба, где собираются сливки общества. Исполнитель главной роли Джесси Айзенберг («Социальная сеть») сыграл своеобразное альтер эго режиссера. Он любит джаз (не смолкающий на протяжении всей ленты) и даже одет на экране так же, как Аллен в жизни. Хотя все же это персонаж вымышленный: «У меня не было родных в кинобизнесе, и я не ездил в Голливуд клянчить работу, — подчеркнул Вуди. — Но я заботился о том, чтобы история на экране звучала правдоподобно».
В последнем автор фильма, кажется, преуспел. Актерскому ансамблю во главе с красавицами-блондинками Блейк Лайвли и Кристен Стюарт (да, бывшая героиня «Сумерек» теперь — пергидролевая блондинка, пусть и с мистическим прошлым) не составило труда влезть в шкуру своих персонажей. Ситуации и реплики оказались узнаваемы и характерны для всех, кто знаком с закулисьем кинобизнеса, несмотря на 80-летний разрыв во времени.
Правда, каннских критиков озадачила фраза, вложенная Алленом в уста героя фильма: «Жизнь — это комедия, написанная садистом», — и они попросили ее прокомментировать. «Что тут скажешь, — вздохнул Вуди, — ситуации у нас в картине порой комичные, будь то старомодные гангстерские разборки с заливанием человека в бетон или измена мужа жене с секретаршей. Но с точки зрения жены, например, все это печально. Однако лучше все же смеяться над тем, что преподносит судьба, иначе впору было бы наложить на себя руки».
Чего больше в фильме — смеха или печали, вскоре смогут судить и российские зрители: в июле «Светская жизнь» выйдет в отечественный прокат.