- Сейчас у меня совершенно сумасшедший период! - поведал народный артист России нашему питерскому корреспонденту. - Музыку я пишу давно, мои песни исполняют разные артисты, в том числе группа "Чай вдвоем" (ее солист сын Олейникова Денис Клявер. - М. С.). Но в последние пять лет я заразился идеей создания полноценного мюзикла "Пророк" на либретто Николая Дуксина. В Питере и Москве по финансовым и творческим соображениям проект оказался неподъемным. Но, к счастью, мне удалось найти единомышленников в Минске. Мы пригласили на роль режиссера-постановщика и хореографа известного польского специалиста Януша Юзефовича (он ставил мюзиклы в Европе и на Бродвее, он режиссер и хореограф нашумевшего в начале XX века российского мюзикла "Метро". - М.С.). Януш увлекся моей идеей, как пылкий юноша, и сделал все с размахом. Получился, не побоюсь этого слова, грандиозный спектакль, ни в чем не уступающий бродвейским проектам. С одной разницей: "Пророк" не вписывается ни в один концертный зал. 12 тонн аппаратуры, 3 экрана, 40-метровая сцена, 50 артистов. Януш поставил спектакль так, что теперь "Пророк" влезает только во дворцы спорта. Но ничего - будем показывать его на гастролях во дворцах спорта!
- Где уже запланированы гастроли?
- В самых разных городах постсоветского пространства. Думаем и о гастролях на Западе. Почему нет?
- На главные роли вы пригласили медийных лиц?
- Медийных лиц и так хватает на эстраде, в театре, антрепризах. В нашем случае зрителей должно привлечь само зрелище. Суперсовременная компьютерная графика: ее сделали польские специалисты, что работали над фильмом "Властелин колец". Шикарные костюмы, необычные декорации. Там много интересного! Ну и забавный сюжет, философская история.
- А я думал, Олейников опять будет смешить публику! Это же ваша профессия...
- Это не моя профессия, а мое несчастье. Мне давно уже надоело смешить людей. Чем старше становлюсь, тем тяжелее мне это дается.
- Вы ведь сначала не хотели выступать в роли актера... Почему же в итоге согласились?
- После долгих сомнений решил рискнуть. Наверное, зря (смеется)! Я играю главного подонка, гламурного негодяя, как сказал мой сын Денис. Я, кстати, там очень хорошо одет - в шубах и манто, атласных палантинах, хотя и живу на свалке... Но, по сути, история серьезная, хотя немного дидактичная. Но мюзикл очень мощно срежиссирован. В Минске мы нашли замечательных актеров с великолепными голосами. Да и музыка мне кажется неплохой (смеется)! Но, конечно, последнее слово скажет зритель.
- Илья Львович, в июле вы отметили 60-летие. Как провели юбилей?
- Отправился в Минск. Мне было приятно встретить день рождения с ребятами из "Пророка", которые стали мне близкими людьми. У нас образовалась замечательная команда, с которой горы свернем.
- А где был ваш партнер Юрий Стоянов в свой юбилейный день? (по удивительному совпадению обстоятельств Олейников и Стоянов родились в один день с разницей в 10 лет. - М.С.).
- Поехал в Одессу к своим родственникам и близким.
- Но вы хоть подарками обменялись?
- Юра подарил мне потрясающие старинные часы. А я ему - портрет очень хорошего художника Бориса Иванова, на котором изображен Стоянов в окружении трех женщин из "Городка", которых он же и сыграл.
- После того как каждый из вас стал активно сниматься на стороне, поползли разговоры о том, что "Городок" закрывается...
- "Городку" почти пятнадцать лет, и все это время ползут разговоры о том, что нас закрывают... Друзья мои, не дождетесь! Вернее, дождетесь, но не раньше, чем лет через пять - семь, когда Юре по возрасту будет неловко играть дамочек, а мне - их ухажеров.
- Вы обсуждаете работу друг друга? Что, интересно, сказали Стоянову по поводу его актерской игры в фильме "12" Никиты Михалкова?
- А я фильм еще не видел. По-моему, и Стоянов не видел. Мы не попали на премьеру. Но, конечно, посмотрю и что-нибудь скажу. Надеюсь, хорошее. Очень люблю Михалкова, и, думаю, он не ошибся, пригласив Юру. Хотя Стоянов говорит мне: "Не надо там на меня смотреть! Михалков меня в такого скрытого педераста превратил, выразив тем самым свое отношение к интеллигенции. А куда мне деваться? Исполняю волю режиссера!" Но вообще он может часами рассказывать о съемках у Никиты Сергеевича - это было очень интересное и значительное событие.
- К своему юбилею вы решили поздравить самого себя автобиографической книжкой. Но какое-то несолидное название для народного артиста России, лауреата "ТЭФИ" придумали: "Жизнь, как песТня, или Все через Же?"
- Это мягкое и тактичное название абсолютно соответствует всей моей жизни! Тут ничего и расшифровывать не надо. Все происходило вопреки, не по-человечески, через эту букву. Ну а "Т" - это как грабли, на которые я всю жизнь наступал и продолжаю наступать. Книжку я писал по ночам - не на компьютере, а обыкновенной шариковой ручкой. Почерк жуткий, пишу спонтанно, часто наутро сам не могу разобрать, что нацарапал накануне. Каждую главу переписывал раз по пять - семь. Каждую строчку старался писать неформально. Я не признаю литературных редакторов. Все сам, но старался без самолюбования! Нет там рассказов о трудностях актерской судьбы, о мучительной работе над образом. В книжке все около работы, но не о ней.
- Поздравляю, сам Жванецкий написал проникновенное вступительное слово к вашей книге. Или это издатели организовали?
- Мне захотелось, чтобы вступление написал человек, которого я уважаю. Я позвонил Михаилу Михайловичу и услышал в ответ: "Илья, ну что ты дурью маешься! Снимай себе "Городок", занимайся любимым делом и не лезь в чужую профессию!" На это я сказал: "Миша, если тебе не понравится, не пиши!" Отослал ему текст, через день перезвонил: "Дошло?" На что он ответил: "А я уже все написал!"
- Как реагировали ваши друзья и приятели, о ком вы пишете "через Же"?
- Многие, о ком пишу, уехали в Израиль, Америку, Германию, оказавшись предателями Родины. Они книжку не читали. Если пишу о людях нелицеприятно, то придумываю псевдонимы. Чтобы никого не обижать.
- После выхода вашей книги у Стоянова не появилось мысли написать свою? Он не делился с вами планами?
- Мы с Юрой вообще редко чем-то делимся, кроме денег (смеется). Несмотря на то, что мы делаем одну передачу, у каждого из нас своя жизнь. Может быть, поэтому мы так долго вместе.
- В последние пять лет вы ведь не только мюзиклом увлеклись, но и бодибилдингом...
- Уже полгода как не занимаюсь! Беспрестанно торчу в Минске, да и столько сил и нервов на все уходит, что просто не до тренажерного зала. Вышел из диеты - сжираю все подряд, с грустью смотрю на свои старые фотографии. Мама моя, какой же я был упругий и красивый!
- Желтая пресса не дает спокойно жить ни вам, ни членам вашей семьи. То мы узнали, что на гастролях Олейников развлекается с девицами, а недавно услышали, что ваш сын Денис разводится...
- Я живу спокойно, потому что желтую прессу пропускаю через "же"!
- Да, но наверняка жена и родственники не спят ночами!
- С Ирой мы вместе столько лет, что она меня знает лучше, чем я сам себя. Умница, адекватно на все реагирует. К тому же не все так плохо в нашей желтой прессе (смеется)! В одной из газет напечатали фотографию: я лежу на пляже. Ракурс снизу, и возникло приятное ощущение, что у меня мужское достоинство ростом со Шварценеггера. Я оценил это как комплимент и с удовольствием давал автографы на этой газете...
5 САМЫХ ГРОМКИХ МЮЗИКЛОВ
"МЕТРО"
>Первым российским мюзиклом (правда, авторы польские) стало "Метро", поставленное на сцене Московской Оперетты в октябре 1999 года. Оно обошлось продюсерам в 2,5 миллиона долларов и при ценах на билеты от 200 до 1500 рублей за три года окупило расходы.
"НОРД-ОСТ"
Первым чисто русским мюзиклом стал "Норд-Ост", поставленный Алексеем Иващенко и Георгием Васильевым в октябре 2001 года. Бюджет - 4 миллиона долларов. Популярный сюжет (по книге Вениамина Каверина "Два капитана"), роскошные декорации (в том числе копия боевого самолета в натуральную величину), участие Екатерины Гусевой и других извест-ных актеров обеспечили мюзиклу год успешного существования. Однако 323-й показ стал роковым: захват Театрального центра на Дубровке террористами унес жизни 130 человек, в том числе 17 сотрудников театра. В феврале 2003 года спектакль был восстановлен, но продержался лишь три месяца и был закрыт - как считается, не без "участия" некоторых СМИ, которые постоянно смаковали сенсационные подробности трагедии и пугали зрителей возможным ее повторением.
"НОТР-ДАМ де ПАРИ"
Первый чисто западный (французский) мюзикл в столице - "Нотр-Дам де Пари" - появился на сцене Московской Оперетты в мае 2002 года. Бюджет - 4,5 миллиона долларов. Постановка шла около двух лет. За это время спектакль "отбил" практически все затраченные на него средства. Закрытие проекта директор Московской Оперетты Владимир Тартаковский объяснил желанием порадовать зрителей чем-то новым. Однако специалисты считали, что причина - все тот же "синдром "Норд-Оста", когда мюзиклы стали ассоциироваться у публики с риском для жизни.
"42-я УЛИЦА"
Первый классический американский мюзикл - "42-я улица" - пришел к нам благодаря инициативе художника и продюсера Бориса Краснова в октябре 2002 года. Бюджет - рекордный для Отечества: 8 миллионов долларов. Cпектакль шел в Московском доме молодежи на английском языке. Но дороговизна проекта, проблемы с пониманием текста подкосили и "42-ю": этот тяжеловес и рухнул в рекордно короткие сроки - через два с половиной месяца после премьеры.
"ЧИКАГО"
Почти одновременно в Театре эстрады Филипп Киркоров и Алла Пугачева поставили другой классический бродвейский мюзикл - "Чикаго". Бюджет - 5 миллионов долларов. Cпектакль шел на русском языке, с участием самого Киркорова, восходящей звездочки Насти Стоцкой. Это обеспечило ему почти год жизни. Однако зал плохо заполнялся. Поговаривают, что финансовые проблемы не только погубили постановку, но и привели к разрыву между Пугачевой и Киркоровым.
Все последующие постановки, осуществленные у нас в режиме ежедневного показа, - "Ромео и Джульетта" в Московской Оперетте, "Кошки" в Московском доме молодежи и др. - прожили не больше года. К годовому рубежу подошел и проект "Mamma Mia!", пока еще идущий в МДМ...