В конце прошлой недели Замоскворецкий суд Москвы заключил под стражу до 4 июля режиссерку (так она сама всегда себя называла) Женю Беркович и драматурга Светлану Петрийчук по делу об оправдании терроризма. Поводом стал спектакль «Финист Ясный Сокол», поставленный больше двух лет назад, о русских девушках, вышедших замуж за радикальных исламистов и уехавших к ним в Сирию.
Задержание это для театральной общественности стало неожиданностью, даже шоком. Дело в том, что читка пьесы «Финист Ясный Сокол» состоялась на старейшем драматургическом фестивале «Любимовка» еще в 2019 году. Грант на постановку спектакля в «Боярских палатах» Беркович получила от Союза театральных деятелей в 2020-м. А в 2022-м «Финист Ясный Сокол» победил на самом престижном в стране театральном фестивале «Золотая маска» в двух номинациях: «Лучшая работа драматурга» и «Лучшая работа художника по костюмам».
Сама же пьеса «Финист Ясный Сокол» появилась в 2018 году после резонансного дела Варвары Карауловой. В России тот случай был самым громким, но не единичным: в то время в стране проходило много судов по подобным обвинениям. И драматург создала пьесу на основе протоколов допросов таких женщин. Она попыталась разобраться, что ими движет, как вообще можно влюбиться в человека в соцсетях, там же сыграть свадьбу, а потом, подвергая свою жизнь опасности, поехать к мужчине, в сущности, совсем его не зная?!
Пьеса и спектакль получились об отчаявшихся в поисках надежного и заботливого суженого девушках, купившихся на красивые посулы в интернете и в результате вышедших замуж за иностранных женихов, оказавшихся террористами. Простодушные Марьюшки, отправившиеся за море за счастьем, стали заложницами ситуации и обманувших их мужчин. И отведали горя по полной. Выглядела эта постановка как предостережение против терроризма. Так посчитали и представители СТД и «Золотой маски», иначе вряд ли они бы дали спектаклю гранты и премии.
Но были и те, кто посмотрел на пьесу иначе. Экспертизу ее представили доктор исторических наук Роман Силантьев, исламовед Галина Хизриева и клинический психолог Елена Замышевская. На основании их заключения суд и вынес свое постановление.
Среди тех, кто дал сейчас за Беркович поручительство, худруки московских театров Алексей Бородин, Константин Райкин, Олег Меньшиков и Олег Липовецкий, актеры Александр Филиппенко и Вениамин Смехов, президент фонда «Холокост» Алла Гербер, директор Школы антропологии будущего Института общественных наук РАНХиГС Александр Асмолов, учредитель благотворительного фонда «Вера» Нюта Федермессер, основатель и ректор Архитектурной школы МАРШ Евгений Асс, директор благотворительного фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова, соучредитель благотворительного фонда «Дом с маяком» Лидия Мониава, журналистка Ксения Собчак. Был ряд поручительств и за Петрийчук, например, от режиссера Андрея Звягинцева и психолога Людмилы Петрановской.
Светлана Петрийчук окончила мастерскую Камы Гинкаса в Высшей школе сценических искусств Константина Райкина и неоднократно становилась победителем и финалистом различных фестивалей. Она автор игровых и документальных фильмов, по ее пьесам шли спектакли в «Современнике» и Московском губернском театре.
Евгения Беркович училась в Школе-студии МХАТ на курсе Кирилла Серебренникова, ее постановки шли в МХТ имени Чехова, «Гоголь-центре», МТЮЗе, Александринском театре. В 2018-м она основала свою независимую театральную компанию, которая ставила спектакли по современным текстам. Беркович вместе с Мариэттой Цигаль-Полищук работала над проектом «Я не один», в рамках которого воспитанников детских домов учили театральным профессиям. Спектакли, созданные вместе с ними, показывали на сценах известных московских театров, после этого несколько детей нашли приемных родителей. Сама Евгения удочерила двух девочек-подростков с особенностями развития.
Все эти заслуги, впрочем, не впечатлили следствие, чьи выводы грозят тюремным сроком до семи лет. Замечу: столько дают обычно за убийство, нанесение тяжкого вреда здоровью, изнасилование группой лиц...