Та война закончилась 78 лет назад, но память о ней не тускнеет, живет в народе — уже в детях и внуках солдат Великой Отечественной. Это память сердца, когда мы, прикасаясь к пережитому нашими родителями, дедушками и бабушками, сами чувствуем и тяжесть выпавших на их долю испытаний, и горечь утрат, и радость Великой Победы. И помогают нам в этом военные песни — музыкальная летопись огненных лет. Известный музыкант, композитор, общественный деятель Андрей Батурин, автор музыки к полусотне кинофильмов, а также симфонической поэмы «История Великой Победы», не первый год занимается поиском малоизвестных песен времен Великой Отечественной. Оказывается, это целый культурный пласт, повествующий о народном подвиге. Об этом и наш разговор.
— Андрей Константинович, известно, в годы Великой Отечественной родилось множество замечательных песен, которые до сих пор живут в народе и поются. А сколько тех, что оказались незаслуженно забыты?
— Началось все с того, что музыковеды, изучающие историю советской песни, обнаружили в открытом доступе в наших крупнейших библиотеках, таких как Российская государственная и Российская национальная, в региональных книжных собраниях и краеведческих музеях большое количество песенников, листовок, музыкальных строчек и стихов с гармонической разметкой времен Великой Отечественной войны. И это были не только песни, но и оперы, балеты, произведения для хоров и симфонические. На самом деле их великое множество. Мы, начав с песен и понимая, что сразу не осилим весь мощный пласт музыкальной культуры военной поры, отобрали для работы порядка двух сотен с лишним вокальных произведений. Песен, практически готовых к исполнению — с мелодией, стихами и гармонией. И это только в России. Уверен, подобные находки при желании можно обнаружить и в архивах, библиотечных и музейных запасниках других стран, сражавшихся с фашизмом в одном строю с нами.
Уточню: мы говорим о произведениях не столь известных, как, скажем, «В землянке», «Темная ночь» или «Давай закурим», ставших всенародно любимыми, которые поют до сих пор. Есть много песен с негромкой судьбой, которые пелись на фронте и в тылу, а ныне оказались практически забыты.
— Как вы их находите и возвращаете к жизни?
— Мы в Союзе композиторов Евразии — крупнейшей общественной организации, объединяющей композиторов из России, СНГ и дружественных стран Евразии, — создали экспертный совет, куда вошли авторы, продолжающие традиции отечественной песенной композиторской школы.
Народный артист РФ Олег Иванов, заслуженный артист России Александр Федорков, заслуженный артист Республики Татарстан Альберт Жалилов, глава Санкт-Петербургского отделения Союза композиторов РФ Антон Танонов, председатель Санкт-Петербургского отделения Союза композиторов Евразии Александр Петров, поэты Александр Шаганов, Михаил Андреев, Александр Антипов, музыковед Татьяна Журбинская, специалисты библиотечного дела. И сейчас идет активный анализ выбранного песенного материала.
В этой работе мы сотрудничаем с некоммерческой организацией культурно-просветительских программ «Наш Суворов», с которой совместно инициировали музыкальный библиомарафон «Неизвестные песни военных лет». В нынешнем году его поддержал Президентский фонд культурных инициатив. Надеемся подключить к этому поиску тех сограждан, кому дорога память о войне.
Уже можно сказать, что мы видим много интересных, трогательных произведений, возможно, не замеченных в свое время, казалось бы, навсегда канувших в историю, но достойных встать в один строй с песенной классикой Великой Отечественной. В них отражены мысли и чувства воюющего народа о фронтовой дружбе, о родном доме и близких, о цене Победы над врагом. Много посвящений танкистам, морякам, артиллеристам, ну и, конечно, Сталину — это тот случай, когда из песни слов не выбросить...
— Когда живы были фронтовики, а война еще не растаяла в дымке истории, рождались замечательные песни, находившие отзвук в сердцах миллионов, — «Журавли», Марш из «Белорусского вокзала», «День Победы» и многие другие. Сегодня этот процесс прервался, новых песен нет. Или это только кажется?
— Мне кажется, ваш пессимизм несколько преувеличен. Эта тема в крови у меня и у коллег моего возраста — тех, кому 50-60 лет. Да и авторы помоложе не оставляют вниманием ту войну и героизм народа, вынесшего ее на своих плечах. Я приведу лишь несколько названий. Послушайте эти песни — и вы поймете, что чувства гордости и благодарной памяти никуда не делись. «Победа будет за нами» — замечательная песня Юхана Бенджаминова, которая сегодня звучит удивительно актуально. Песни Александра Федоркова на стихи Михаила Танича «Был пацан» и «Победа», Олега Иванова «Москва за нами» и «Россия, благослови» — и много других прекрасных новых произведений, осмыслений той далекой поры.
Почему они не на слуху? Увы, телевидение предпочитает перепевать старые песни, причем это бывает так топорно, по-дилетантски, без души, что порой святые слова и мелодии выглядят пародийно. А новые песни, созданные профессионалами, остаются без внимания, хотя они его вполне достойны.
— Вы немало музыки писали к кинофильмам. Сейчас о войне тоже снимаются картины. Есть ли запоминающиеся песни из нового кино? Если их стало меньше, то почему?
— Я больше занимаюсь симфонической музыкой, работу над песнями оставил в 1980-1990-х, хотя иногда все-таки возвращаюсь и к этому жанру. Так было с песней «Шипка» на стихи Михаила Андреева и «Когда вернетесь вы с войны» на стихи Игоря Борисевича. Сейчас в кино режиссеры (а музыкальный ряд зависит в основном от них) часто используют известные, ранее написанные песни, подчеркивая определенные эмоциональные кадры или сцены. Считается, что так легче достучаться до сердца зрителя. «Все новое — хорошо забытое старое». Эта истина, похоже, является руководящей для многих творцов. Вот и получается, что люди наши поют все те же старые песни, слушают музыку того великого периода подъема отечественной музыкальной культуры. И возникает стойкое ощущение, что сейчас в культуре, в музыке нет движения вперед, она, как многое другое в стране, топчется на месте.
— Андрей Константинович, невозможно обойти этот вопрос: находит ли песенный отклик СВО? Что поют участники спецоперации, каков репертуар агитбригад, выезжающих к бойцам на передовую и в госпитали?
— Сразу после начала СВО профессиональные композиторы и поэты создали фронтовые бригады имени Богословского, Новикова, Соловьева-Седого — авторов великих песен времен Великой Отечественной. Начали ездить к бойцам на передовую, проводить концерты в тылу. Это продолжается и по сей день. Особо подчеркну: наши композиторы и исполнители на таких творческих встречах показывают именно свежий, современный материал, новые песни, навеянные нынешними событиями. Многие из них полюбились бойцам. Это и «Мы солдаты на войне», «Мой костер не погас» Олега Каледина, «Донорская кровь» Александра Федоркова, «За Донбасс» Александра Добронравова, «Донбасс за нами» Михаила Хохлова, «Донбасс — это наш Сталинград» Олега Иванова и многие другие.
— Вы в вашей работе глубоко погрузились в военный репертуар. А какие из песен военных лет являются вашими любимыми? Можете назвать пятерку самых-самых?
— Вообще-то я специализируюсь на оркестровых, симфонических произведениях. И одно из них, которое часто исполняется, — это симфоническая поэма «История Великой Победы», где вся война проходит в музыке и в кинохронике тех огненных лет. Эти кадры невозможно смотреть равнодушно, а музыка, надеюсь, подчеркивает эмоции, возносит их. Есть у меня и симфоническая картина-притча «Дорога жизни». И вообще, история Великой Отечественной — это главная боль и гордость в душе любого человека, родившегося, учившегося и жившего в СССР.
А насчет любимых песен... Тут я вряд ли буду оригинален: «Темная ночь», «День Победы», «Эх, дороги», «Смуглянка», «Бери шинель, пошли домой». И еще много-много других песен, которые знают и любят все, от мала до велика, и не только в нашей стране!