В титрах нового сериала телеканала «Россия» — сплошь фестивальные имена. «Черчилля» снимали Николай Хомерики, Оксана Бычкова, Борис Хлебников, Илья Малкин, Сергей Мокрицкий, Дуня Смирнова и др. Каждый по серии. «Труд» воспользовался поводом и расспросил Дуню Смирнову не только о снятом ею эпизоде «Если все идет, как идет», который выйдет в марте, но и о телевидении, киноиндустрии и воспитании детей.
— Киноновеллы, объединенные одной общей темой, снятые группой режиссеров, — не новость: «Париж, я люблю тебя», «Токио», «Короткое замыкание», «На 10 минут старше», в конце концов «Операция Ы», «Дьявол и десять заповедей» — перечислять можно долго. Построенные же подобным образом сериалы редки. Из российских на память приходит разве что «Черная комната». Оправдала ли себя идея привить форму киноновелл к сериальному жанру?
— «Черчилль» — не киноновеллы, а вполне себе нормальный сериал. С той лишь разницей, что каждый фильм — расследование
Полагаю, совершенно нормальная практика, когда существует некая постоянная команда, работающая над проектом, и режиссер как человек, нанимаемый на одну или несколько конкретных серий. Очень разумный подход. Ведь, кроме всего прочего, на длинной дистанции «мыла» один режиссер не только устает — ему в принципе со временем все это надоедает. Не может он с одной и той же отдачей вкалывать на двадцатой серии и на первой. Так что идея продюсера Малкина позвать на каждую серию определенного режиссера — толковая.
— Обычная практика —
— Не скрою, очень обрадовалась тому, что собралась такая симпатичная компания. Некоторых режиссеров — Борю Хлебникова или Колю Хомерики, например, — я просто обожаю. И приняла за честь возможность вместе поработать над одним проектом. Ни много ни мало было ощущение, что меня взяли поиграть с большими мальчиками. Но это не единственная причина. На самом деле в связи с кризисом мы все сидим без работы, у многих из нас подвисли картины. Меня так «Черчилль» летом просто спас. Тяжело, когда мозги застаиваются, режиссерские мышцы не работают. Психологически я уже была готова пойти снимать хоть аэробику.
— Обычно вы сами создаете сценарии к своим фильмам. К «Черчиллю» тоже писали сценарий или работали по предложенному?
— Работала по написанному сценаристами тексту,
— Главный герой — человек, который раскрывает преступления не выходя из дома. Сама тема «не выходя из дома» нынче очень популярна как характеристика образа жизни жителя современного мегаполиса, не находите?
— В том, что Черчилль занимается расследованиями «на дому», есть, конечно, огромная мера условности. И нас, людей, работавших над сериалом, страшно веселил тот факт, что все преступления в Москве могут происходить в радиусе наблюдения из подзорной трубы Черчилля. В то же время многие классические детективы построены на подобной игре в реальность: персонаж Ниро Вульф, к примеру, не выходит из дома. Мне как
Безумно порадовала та продуманность, с которой был сделан буквально каждый ее элемент.
Другое дело, что если подобное изредка происходит с жителем мегаполиса, то в условиях нынешнего мира это, я считаю, нормально. Любое же намеренное затворничество — желание, характерное для депрессивного самосознания. Это своего рода крик о помощи.
— Вы рассказывали про свои закидоны и анархистские настроения юности. Вашему сыну 19 лет. С ним в этом смысле возникали подобного рода противоречия, как у вас в свое время с родителями?
— Вы знаете, к счастью, мы с ним мирно сосуществуем.
— Сын — продолжатель династии?
— Да, и это его собственный выбор. Поработав недолго в одной кинокомпании, он понял, что ему эта сфера очень нравится, и решил всерьез заняться киноадминистрированием. Он поступил на продюсерский факультет Института кино и телевидения на курс Сергея Михайловича Сельянова. Сыну хочется помогать безумцам вроде его мамаши воплощать их идеи. Посмотрим, что будет дальше. Пока, по крайней мере, сын собирается работать именно в области кинопродюсирования.
— Как обстоят дела со «Школой злословия»? В январе программа была на каникулах?
— Действительно, в январе она не выходила. А уж почему канал не ставил ее в сетку, мне неизвестно. Но с февраля возобновится выход программы в прежнем режиме.
— Претерпела ли она
—
— Чем вы сейчас живете как режиссер?
— Я уже полтора года сижу без работы и жду запуска своей картины. Кстати, не я одна. Повторюсь, для многих моих коллег сериал «Черчилль» стал своеобразной
— Что за картина ждет своего череда?
— Фильм по сценарию с названием «Ты меня любишь». Это современная трагикомедия. Когда можно будет говорить о ней более подробно — не знаю. То не было комиссии Госкино, то еще
Выбор
Три главных проекта Дуни Смирновой
«Школа злословия», НТВ
Ведет программу с Татьяной Толстой. На словесную дуэль приглашаются политики, общественные деятели, представители науки, искусства.
«Прогулка», (2003)
Сценарист.
Ирина Пегова и Павел Баршак бегут галопом по Питеру. Фильм получил приз фестиваля «Окно в
«Связь», (2006)
Режиссер, автор сценария.
Драма о поздней любви Анны Михалковой и Михаила Пореченкова, которым сложно живется и вместе, и врозь.