Главная Культура 00:16 10 Февраля 2010 7559
Авдотья Смирнова: «Я чрезвычайно либеральная мамаша»
Известный сценарист и режиссер о новом теледетективе — «Труду»
Самойлова Елена

В титрах нового сериала телеканала «Россия» — сплошь фестивальные имена. «Черчилля» снимали Николай Хомерики, Оксана Бычкова, Борис Хлебников, Илья Малкин, Сергей Мокрицкий, Дуня Смирнова и др. Каждый по серии. «Труд» воспользовался поводом и расспросил Дуню Смирнову не только о снятом ею эпизоде «Если все идет, как идет», который выйдет в марте, но и о телевидении, киноиндустрии и воспитании детей.

 — Киноновеллы, объединенные одной общей темой, снятые группой режиссеров, — не новость: «Париж, я люблю тебя», «Токио», «Короткое замыкание», «На 10 минут старше», в конце концов «Операция Ы», «Дьявол и десять заповедей» — перечислять можно долго. Построенные же подобным образом сериалы редки. Из российских на память приходит разве что «Черная комната». Оправдала ли себя идея привить форму киноновелл к сериальному жанру?

— «Черчилль» — не киноновеллы, а вполне себе нормальный сериал. С той лишь разницей, что каждый фильм — расследование какого-то нового дела, что в детективном жанре встречается сплошь и рядом. И потом, есть множество сериалов, снимать которые приглашают разных режиссеров: и «Клан Сопрано», и «Декстер», да мало ли что еще.

Полагаю, совершенно нормальная практика, когда существует некая постоянная команда, работающая над проектом, и режиссер как человек, нанимаемый на одну или несколько конкретных серий. Очень разумный подход. Ведь, кроме всего прочего, на длинной дистанции «мыла» один режиссер не только устает — ему в принципе со временем все это надоедает. Не может он с одной и той же отдачей вкалывать на двадцатой серии и на первой. Так что идея продюсера Малкина позвать на каждую серию определенного режиссера — толковая.

— Обычная практика — два-три режиссера максимум. Под эгидой «Черчилля» же их собралось много больше. К тому же не малоизвестных, а в основном фестивальных или, если угодно, актуальных нынче режиссеров. Было ли это одной из причин, по которой вы взялись за эту историю?

— Не скрою, очень обрадовалась тому, что собралась такая симпатичная компания. Некоторых режиссеров — Борю Хлебникова или Колю Хомерики, например, — я просто обожаю. И приняла за честь возможность вместе поработать над одним проектом. Ни много ни мало было ощущение, что меня взяли поиграть с большими мальчиками. Но это не единственная причина. На самом деле в связи с кризисом мы все сидим без работы, у многих из нас подвисли картины. Меня так «Черчилль» летом просто спас. Тяжело, когда мозги застаиваются, режиссерские мышцы не работают. Психологически я уже была готова пойти снимать хоть аэробику.

— Обычно вы сами создаете сценарии к своим фильмам. К «Черчиллю» тоже писали сценарий или работали по предложенному?

— Работала по написанному сценаристами тексту, кое-где его откорректировав. Особенно в тех местах, где, как мне казалось, была некоторая неясность в интриге. Я попыталась ее если не закрутить, то максимально прояснить.

— Главный герой — человек, который раскрывает преступления не выходя из дома. Сама тема «не выходя из дома» нынче очень популярна как характеристика образа жизни жителя современного мегаполиса, не находите?

— В том, что Черчилль занимается расследованиями «на дому», есть, конечно, огромная мера условности. И нас, людей, работавших над сериалом, страшно веселил тот факт, что все преступления в Москве могут происходить в радиусе наблюдения из подзорной трубы Черчилля. В то же время многие классические детективы построены на подобной игре в реальность: персонаж Ниро Вульф, к примеру, не выходит из дома. Мне как режиссеру-постановщику захотелось поиграть в игру, придуманную создателями сериала Ильей Малкиным и Александрой Васнецовой. Особенно после того, как я, придя в павильон, увидела декорации квартиры Черчилля.

Безумно порадовала та продуманность, с которой был сделан буквально каждый ее элемент. По-английски обставленная, она походила на свой отдельный мир посреди мегаполиса, созданный в соответствии с характером живущего в ней героя. Он именно что не отгородился от мира, но построил государство в государстве, живущее по своим правилам. А это, согласитесь, характерно лишь для тех, кто что-то в этой жизни соображает. Что же касается темы «не выходя из дома», то мне, разумеется, так или иначе приходилось с ней сталкиваться. И у самой, бывало, случалось, что никого не хотелось видеть, ни с кем контактировать.

Другое дело, что если подобное изредка происходит с жителем мегаполиса, то в условиях нынешнего мира это, я считаю, нормально. Любое же намеренное затворничество — желание, характерное для депрессивного самосознания. Это своего рода крик о помощи.

— Вы рассказывали про свои закидоны и анархистские настроения юности. Вашему сыну 19 лет. С ним в этом смысле возникали подобного рода противоречия, как у вас в свое время с родителями?

— Вы знаете, к счастью, мы с ним мирно сосуществуем. Во-первых, потому, что у сына достаточно спокойный характер. А во-вторых, из-за того, что я чрезвычайно либеральная мамаша. Именно потому, что юность у меня была, скажем так, экстравагантная, я бы сама себя не поняла, если бы начала требовать от сына полного послушания. К тому же он человек здравомыслящий, и никаких особых трений у нас в отношениях не возникает.

— Сын — продолжатель династии?

— Да, и это его собственный выбор. Поработав недолго в одной кинокомпании, он понял, что ему эта сфера очень нравится, и решил всерьез заняться киноадминистрированием. Он поступил на продюсерский факультет Института кино и телевидения на курс Сергея Михайловича Сельянова. Сыну хочется помогать безумцам вроде его мамаши воплощать их идеи. Посмотрим, что будет дальше. Пока, по крайней мере, сын собирается работать именно в области кинопродюсирования.

— Как обстоят дела со «Школой злословия»? В январе программа была на каникулах?

— Действительно, в январе она не выходила. А уж почему канал не ставил ее в сетку, мне неизвестно. Но с февраля возобновится выход программы в прежнем режиме.

— Претерпела ли она какие-то изменения за это время? Публику обратно в студию не возвращали?

— Нет-нет, никаких изменений. Разве что сократили нас на пару минут. А так мы по-прежнему зовем только тех, с кем нам с Татьяной Никитичной интересно говорить. Сейчас чаще — филологов и людей из литературных кругов. Но это связано не с нашей литературной деятельностью, а с тем, что, как правило, именно эти герои еще и говорить умеют хорошо. Что для телевидения немаловажно.

— Чем вы сейчас живете как режиссер?

— Я уже полтора года сижу без работы и жду запуска своей картины. Кстати, не я одна. Повторюсь, для многих моих коллег сериал «Черчилль» стал своеобразной палочкой-выручалочкой в этом смысле.

— Что за картина ждет своего череда?

— Фильм по сценарию с названием «Ты меня любишь». Это современная трагикомедия. Когда можно будет говорить о ней более подробно — не знаю. То не было комиссии Госкино, то еще что-то. Денег не дают, поэтому пока непонятно, когда все запустится в жизнь. Фильм не самый дорогой, но требующий определенных производственных затрат, поскольку в нем много декораций и героев.

Выбор

Три главных проекта Дуни Смирновой

«Школа злословия», НТВ

Ведет программу с Татьяной Толстой. На словесную дуэль приглашаются политики, общественные деятели, представители науки, искусства.

 

 

«Прогулка», (2003)

Сценарист.

Ирина Пегова и Павел Баршак бегут галопом по Питеру. Фильм получил приз фестиваля «Окно в Европу-2003».

 

«Связь», (2006)

Режиссер, автор сценария.

Драма о поздней любви Анны Михалковой и Михаила Пореченкова, которым сложно живется и вместе, и врозь.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4386
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 3982
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Новая книга Николая Железняка «Град на крови» находит отклик в сердцах читателей

Николай Иванов
Писатель Николай Железняк и его книжная новинка «Град на крови». Фото автора

Детектив? Роман? Мистика? Триллер? Пожалуй, ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое. На самом деле – это яркая смесь всего перечисленного. Книга, которая читается легко, на одном дыхании, и финал истории непредсказуем. Такую неординарную...

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...

Мода - это не то, что носят, а то, чем удивляют

Евгения Заболотских
Труд
Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr, globallookpress.com

Четвертую Московскую неделю моды смело можно назвать главным светским событием марта. К тому же она на сей раз получилась с размахом, международной: в Москву приехали дизайнеры из США, ЮАР, Индонезии, Китая и других...