Главная Советы Экономика 19:01 08 Июня 2024 3593
Не молчите!

Наши сограждане не умеют толком отстаивать свои потребительские права, а зачастую и не хотят этого делать. Почему же с такой легкостью мы дарим свои деньги кому попало?

Максим Башкеев
Суда бояться - без денег остаться. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Столичный пенсионер Владимир Борисович Донцов прошлой весной купил теплицу и установил на своем дачном участке в Подмосковье. Продавец гарантировал: сооружение выдержит и снег, и ветер, и звезд ночной полет.

«В рекламном ролике четверо мужиков топтались на теплице и рассказывали: она такая прочная, что не нужно разбирать на зиму. Поверил я такому кино на свою голову, выбросив на ветер 60 тысяч рублей, — вспоминает пенсионер. — В первую же зиму снегом разломало весь поликарбонат и погнуло стойки. Обратился к продавцам — те говорят, нестраховой случай. А если не согласны, то подавайте в суд. Но когда мне сутяжничать, если рассада уже выросла? Махнул рукой и починил все за свой счет».

Типичная ситуация. Даже если требования потребителя к продавцу или производителю абсолютно законны, те предлагают перевести спор в судебную плоскость. И потерпевшие, не испытывая особого желания ввязываться в тяжбы, отказываются от претензий. Чем, собственно, поощряют недобросовестных деятелей.

Ну да, отстаивание своих законных прав у нас действительно требует времени и нервов. Так что же, по-вашему, лучше махнуть рукой? Вот только кто от этого выиграет? По данным «Общественной потребительской инициативы», нежелание возвращать продавцам некачественные товары и отменять ошибочные транзакции в банках ежегодно обходится клиентам в 70-80 млрд рублей. И происходит это в основном из-за незнания закона, из-за отсутствия информации о механизмах возврата.

Юрист Светлана Корочкина убеждена, что в нашей стране действует хороший закон «О защите прав потребителей». «В случае обнаружения в товаре существенных недостатков покупатель может выбрать несколько вариантов разрешения спора в свою пользу: возврат денег, замена изделия на аналогичное, замена на другую модель с перерасчетом, устранение недостатков или компенсация за их исправление, — рассказывает специалист. — Отказ же от требований — это худший из вариантов потребительского поведения».

Но таких скромников и молчунов миллионы. В случае с неудачными покупками никаких действий к возврату товара не предпринимает каждый пятый потребитель. По ошибочным переводам и мошенническим транзакциям почти треть пострадавших клиентов даже не пытаются вернуть потери. Во-первых, граждане не хотят тратить время и силы из-за относительно небольших финансовых потерь. Во-вторых, считают случившееся наказанием за собственные промахи. А многие вообще не уверены, что можно что-то вернуть.

Хотя такие опасения беспочвенны. Действительно, серьезная проблема связана с возвратом ошибочно совершенного перевода. «Если банк не успел провести транзакцию, то достаточно оперативно подать туда соответствующее заявление. Если же деньги ушли со счета, то вернуть их может только получатель, и здесь многое зависит от его доброй воли, — рассказывает специалист. — Просьба о возврате, подкрепленная заявлением в полицию о неосновательном обогащении, как правило, позволяет добиться нужного результата».

Но даже при отсутствии конструктивного диалога дело необязательно доходит до суда. Чаще достаточно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. После получения соответствующего запроса меняется поведение даже самых изворотливых предпринимателей. Если не поможет и это, тогда суд — это единственный выход. Но идти туда самому необязательно. Разумнее нанять юриста. Тем более что в случае успеха большую часть расходов на оплату судебных издержек возложат на проигравшую сторону.

В общем, суда бояться — без денег остаться.

Как отметил регулятор, в этом случае важно действовать быстро

Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Если мошенники от имени жертвы взяли на портале «Государственные услуги» кредит, его можно оспорить. Как это сделать, рассказала в Telegram-канале пресс-служба Банка России. Регулятор отмечает, что, «если в кредитной...


Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?