Столичный пенсионер Владимир Борисович Донцов прошлой весной купил теплицу и установил на своем дачном участке в Подмосковье. Продавец гарантировал: сооружение выдержит и снег, и ветер, и звезд ночной полет.
«В рекламном ролике четверо мужиков топтались на теплице и рассказывали: она такая прочная, что не нужно разбирать на зиму. Поверил я такому кино на свою голову, выбросив на ветер 60 тысяч рублей, — вспоминает пенсионер. — В первую же зиму снегом разломало весь поликарбонат и погнуло стойки. Обратился к продавцам — те говорят, нестраховой случай. А если не согласны, то подавайте в суд. Но когда мне сутяжничать, если рассада уже выросла? Махнул рукой и починил все за свой счет».
Типичная ситуация. Даже если требования потребителя к продавцу или производителю абсолютно законны, те предлагают перевести спор в судебную плоскость. И потерпевшие, не испытывая особого желания ввязываться в тяжбы, отказываются от претензий. Чем, собственно, поощряют недобросовестных деятелей.
Ну да, отстаивание своих законных прав у нас действительно требует времени и нервов. Так что же, по-вашему, лучше махнуть рукой? Вот только кто от этого выиграет? По данным «Общественной потребительской инициативы», нежелание возвращать продавцам некачественные товары и отменять ошибочные транзакции в банках ежегодно обходится клиентам в 70-80 млрд рублей. И происходит это в основном из-за незнания закона, из-за отсутствия информации о механизмах возврата.
Юрист Светлана Корочкина убеждена, что в нашей стране действует хороший закон «О защите прав потребителей». «В случае обнаружения в товаре существенных недостатков покупатель может выбрать несколько вариантов разрешения спора в свою пользу: возврат денег, замена изделия на аналогичное, замена на другую модель с перерасчетом, устранение недостатков или компенсация за их исправление, — рассказывает специалист. — Отказ же от требований — это худший из вариантов потребительского поведения».
Но таких скромников и молчунов миллионы. В случае с неудачными покупками никаких действий к возврату товара не предпринимает каждый пятый потребитель. По ошибочным переводам и мошенническим транзакциям почти треть пострадавших клиентов даже не пытаются вернуть потери. Во-первых, граждане не хотят тратить время и силы из-за относительно небольших финансовых потерь. Во-вторых, считают случившееся наказанием за собственные промахи. А многие вообще не уверены, что можно что-то вернуть.
Хотя такие опасения беспочвенны. Действительно, серьезная проблема связана с возвратом ошибочно совершенного перевода. «Если банк не успел провести транзакцию, то достаточно оперативно подать туда соответствующее заявление. Если же деньги ушли со счета, то вернуть их может только получатель, и здесь многое зависит от его доброй воли, — рассказывает специалист. — Просьба о возврате, подкрепленная заявлением в полицию о неосновательном обогащении, как правило, позволяет добиться нужного результата».
Но даже при отсутствии конструктивного диалога дело необязательно доходит до суда. Чаще достаточно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. После получения соответствующего запроса меняется поведение даже самых изворотливых предпринимателей. Если не поможет и это, тогда суд — это единственный выход. Но идти туда самому необязательно. Разумнее нанять юриста. Тем более что в случае успеха большую часть расходов на оплату судебных издержек возложат на проигравшую сторону.
В общем, суда бояться — без денег остаться.