В Москве, Ереване, Берлине состоялись первые показы фильма «Голод». Это документальный проект журналиста Максима Курникова (автор идеи), писателя, телеведущего Александра Архангельского (автор сценария) и режиссера Татьяны Сорокиной. Фильм, снятый без господдержки, на народные пожертвования, рассказывает о страшном голоде 1921-1923 годов, который обрушился на молодую советскую республику. В зону бедствия тогда попала огромная территория — от Украины до Урала, от Петрограда до Западной Сибири и Казахстана.
Масштабный голод стал результатом Первой мировой войны, а затем революции и междоусобной гражданской бойни. К этому добавились жестокая засуха 1921 года и последовавший за ней неурожай. Плюс грабительская политика большевиков, изымавших у крестьян «излишки», а на самом деле реквизировавших хлеб, коров, лошадей, обрекая крестьянские хозяйства на вымирание.
Небывалый голод, превосходящий даже самые страшные голодные трагедии царских времен, охватил 35 губерний страны. По разным оценкам, на этих территориях проживали 90 млн человек. Люди ели траву, собак, кошек, трупы умерших соседей. В ряде регионов, рассказывает фильм, милиция вынуждена была охранять кладбища, чтобы обезумевшие от голода люди не раскапывали свежие могилы...
Своими силами справиться со столь масштабным бедствием молодая республика не могла. В августе 1921-го Москва обратилась к международному сообществу с просьбой о содействии в борьбе с голодом. «Российское правительство, — говорилось в ноте, — примет любую помощь, из каких бы источников она ни поступила, совершенно не связывая ее с существующими политическими отношениями».
В тот же день Ленин обратился с письмом к мировому пролетариату. Чуть позже популярнейший писатель Максим Горький, у которого после цикла статей «Несвоевременные мысли» были весьма сложные отношения с большевиками, по просьбе властей тоже написал письмо к народам Европы и мира. И западный мир не сразу, но взволнованно и достаточно дружно откликнулся на эти призывы.
Пошла помощь от иностранных правительств, международных религиозных и общественных организаций, от частных благотворителей. Во многих регионах России были развернуты столовые и передвижные медицинские пункты. Одна только Американская администрация помощи (ARA), которую возглавил финансист, промышленник и будущий президент США Герберт Гувер, на протяжении почти двух лет бесплатно кормила от 6 до 10 млн человек, главным образом детей, прививала их от тифа и других болезней.
Активно помогали Советской России английские квакеры, комитет ученого, филантропа, полярного путешественника Фритьофа Нансена (впоследствии за эту деятельность он был удостоен Нобелевской премии), десятки других международных организаций. По сути, та помощь спасла жизнь целого поколения советских людей, которые, в свою очередь, 20 лет спустя спасали мир от фашизма.
Власти Советской России были благодарны зарубежным государственным институциям и благотворителям. Во всяком случае поначалу. «Ваша помощь будет вписана в историю как уникальное, гигантское свершение, достойное величайшей славы, и надолго останется в памяти миллионов русских, которых вы спасли от смерти», — писал уже упоминавшийся Максим Горький.
Потом об этой масштабной и бескорыстной международной помощи стали забывать. Затем к советским людям, которые работали вместе с иностранцами в организациях по оказанию помощи голодающим, власти стали относиться с недоверием, преследовать их. Когда грянул новый голод 30-х годов, Сталин к зарубежным правительствам и народам взывать уже не стал. Трагедия попросту замалчивалась. В итоге в 1929-1934 годах в Советском Союзе от голода, по разным оценкам, погибли от 7 до 9 млн граждан. В дополнение к тем 6 млн, которые умерли от голода в 1921-1923 годах. Такая вот страшная, не умещающаяся в голове статистика...
Фильм подробно рассказывает об этом драматичном (и, как ни странно, малоизученном у нас) периоде советской истории. Авторы «Голода» проделали огромную работу. Побывали в Оренбурге, Бузулуке, Уфе, Челябинске, Самаре, Саратове, Казани. Записали десятки интервью с краеведами, архивистами, историками. Добрались до зарубежных специалистов в США, Англии, Франции, которые до сих пор изучают эту тему. Получился впечатляющий документальный эпос не только об ужасах голода, но и о людской солидарности, которая в трудные моменты истории стирает идеологические табу и географические границы во имя торжества жизни.
Фильм лишен каких-либо политических оценок. Более того, в нем нет дикторского текста. Только факты и документы, только тщательно отобранная в киноархивах хроника, только тексты воспоминаний участников тех страшных событий и монологи специалистов. Лично мне не хватило в фильме личностного публицистического, писательского слова Александра Архангельского, который стал «мотором» этого проекта и который появляется в кадре всего один раз — и то с затылка. Но авторы хорошо понимали всю взрывоопасность этой темы в нынешней непростой внутренней и международной ситуации. Да и про крепнущую день ото дня цензуру тоже не будем забывать. Поэтому документалисты выбрали строгую, почти научную тональность разговора со зрителями.
Но даже с учетом этой понятной по нынешним временам предусмотрительности фильм вряд ли будет показан на федеральных телеканалах. Там нынче предпочитают духоподъемные, патетические сюжеты. О трагических страницах нашей истории говорить сегодня не принято. Но, как говорили мудрецы иных веков, тот, кто не помнит во всей полноте своего прошлого, рискует пережить его вновь:
P.S. Ближайший показ фильма в Москве состоится 15 октября в 18.00 в кинотеатре «Октябрь».