Главная Культура 08:29 07 Июля 2011 3384
Журавли и НЛО над баркасом
Кинооператор картины «Белое солнце пустыни» раскрывает свои секреты
Максим Володин

«Однажды во время съемок схватки Верещагина с людьми Абдуллы над баркасом зависла… настоящая летающая тарелка. Мы были потрясены. Средь бела дня некий блюдцеобразный объект подлетел к судну и долго висел над ним в небе. Вся съемочная группа побросала свои дела, уставилась вверх и разглядывала его, пока он не исчез. Я был так удивлен, что просто не сообразил включить камеру и заснять все это на пленку...

Зато мне повезло в другой раз. Мы снимали эпизод, когда Сухов с Петрухой перед тем, как заминировать баркас, сидят на берегу, глядят на Каспий и вспоминают о доме. И вдруг я услышал журавлиные крики. Обернулся и увидел стаю журавлей. Схватил камеру: Журавлей, летящих над баркасом, в сценарии не было. Но они отлично вписались в картину — как символ перемен и ностальгии по родине».

В таких красочных деталях вспоминает о своей работе «великий экспериментатор российского кинематографа» кинооператор Эдуард Розовский, снявший три легендарных фильма — «Человек-амфибия», «Начальник Чукотки» и «Белое солнце пустыни». В 2011 году ему исполнилось 85 лет.

Страдания головы Саида

— Были и другие счастливые совпадения. К примеру, собрались мы снимать сцену смерти Абдуллы, и вдруг поднялся дикий шторм, пришел смерч. Удалось заснять светопреставление: пейзажи мятущихся песков, засыпающих все вокруг. Получилось, что природа подыграла нам по сценарию.

Но иногда она нам и препятствовала. Каракумы есть Каракумы. Ветер постоянно выдувал из-под декораций песок, обнажая остовы, и нам раз за разом приходилось насыпать его снова, создавая иллюзию вечности: Тем временем температура зашкаливала за 50. Я же подчас заставлял актеров делать то, чего они не хотели и даже боялись. Как-то не выдержал Спартак Мишулин, которого на такой жаре закапывали в яму и держали там «до кондиции». Я хотел сделать из закопанного человека этакого манкурта-зомби: на рассвете сажал Спартака в яму, засыпал мокрым песком и до полудня ждал, пока солнце поднимется в зенит, песок раскалится, вены на голове Саида вздуются, глаза вылезут из орбит и лицо приобретет багрово-фиолетовый оттенок. А чтобы было пострашнее, мазал ему голову вареньем, пускал рядом змей и привязывал орла-могильщика. Лоб и щеки Спартака облепляли тучи мух, он строил ужасные гримасы… А в обеденный перерыв (кто же будет на час выкапывать его из ямы?) накрывали зонтиком, давали сигарету в зубы и подносили к губам стаканчик с минералкой. Группа обедала тут же. Не забывали и Мишулина, правда, есть ему не очень хотелось. И так три дня: в пять утра зарывали, к ночи освобождали.

Вначале он не возражал, чтобы его закапывали. Надо так надо. Я ставил в яму табуретку, сажал Мишулина, закрывал ему шею кошмой, чтобы не жгло солнцем. Он терпел, но очень сильно мучился: Этот эпизод снимали трижды: первый дубль в Москве зарубили как «излишне жестокий» (не по отношению к Мишулину, а по отношению к зрителю), второй погиб из-за брака пленки. А потом взвился на дыбы сам Спартак: «Делайте что хотите, я больше в яму не полезу!» Вся съемочная группа пришла к нему с поклоном. В конце концов актера уговорил режиссер фильма Мотыль.

Съемка на костылях

Однажды на Каспии поднялся шторм. Я решил вытащить на сушу нашу единственную лодку, чтобы она не разбилась о камни. Стал отталкивать ее от берега, но вдруг девятый вал опрокинул посудину, вверху мелькнуло мокрое днище. Меня ударило по голове и швырнуло навзничь. Сознание на миг отключилось. Через секунду лодка рухнула мне на ногу и раздробила стопу. Полкартины я снимал в гипсе: передвигался на костылях и на операторской тележке по рельсам. Это была та самая лодка, на которой Верещагин плывет к захваченному баркасу. На ней же мы вместе с Пашей Луспекаевым по вечерам ходили рыбачить — за осетрами для усадьбы таможенника.

Потом я усадил Абдуллу — Кахи Кавсадзе — на плечи второго режиссера. Снимали эпизод, когда Абдулла подъезжает к нефтяному баку, где скрывается Сухов с гаремом. Надо было взять Кавсадзе крупным планом, а конь под ним был горячий и не стоял на месте. Тогда я предложил: «Пускай Кахи слезет с коня и сядет на плечи Володи Степанова, а тот станет переминаться с ноги на ногу». Так и сделали. Володя с трудом топтался в песке босыми ногами, а Кавсадзе, крупный человек, еще и уздечку накинул ему на шею, командуя: «Давай, веселее! Гарцуй!»

Тени от аксакалов

На съемках приходилось экспериментировать. Чтобы получить марево в пустыне, я ставил перед камерой подставку с раскаленными углями. Подымавшийся от углей горячий воздух создавал иллюзию миража. Или тот эпизод, когда Сухов с девушками вынужден скрыться в нефтяном баке. Завинчена крышка, внутри черно. Нет ни лучика света. И по идее не должно быть. Как снимать? Я наполовину в шутку сказал Мотылю: «Володя, давай используем рентгеновское изображение — чтобы вместо наших героинь двигались скелеты:»

Я тщательно выбирал направления барханов, чтобы показать бескрайность пустыни. Помните, в начале картины Сухов идет по пескам, один бархан сменяется другим, и эту бесконечность пересекает диагональ следов — линия без начала и конца: А те три вечных старца-аксакала в чалмах у стены дувала? Что бы ни происходило, они остаются невозмутимы и неприкосновенны, как символ Востока. Был с ними один эпизод, который мы потом вырезали из картины. В нем старцы появлялись в трех ипостасях. Сначала просто сидели. Потом с них слетали чалмы. И, наконец, аксакалы исчезали, а на фоне стены оставались только их очерченные тени — как от атомного взрыва.

Есть момент, где время в картине как бы пересекается: безмятежный Сухов лежит с пулеметом на древней башне, смотрит в небо и обращается с письмом к Катерине Матвеевне. А по дороге внизу проносятся на лошадях злые абреки. Я намеренно стремился к разнице в движениях «людей Сухова» и людей Абдуллы. Такой был мой тайный замысел. Верещагин, Сухов и Петруха в фильме двигаются медленно. А воины Абдуллы — нервно, резко, угловато.

«В «Белом солнце...» я попытался показать течение времени в пустыне — от начала фильма, когда Сухов сверяет часы по тени от лопатки, воткнутой в песок, до летящих журавлей в конце фильма, как бы говорящих зрителю: все, время прошло, лето на исходе.

Наше досье

Эдуард Розовский родился в 1926 году. Старейшина цеха кинооператоров Санкт-Петербурга. Снял 78 фильмов, в том числе множество сказок и исторических картин. В 1950 году окончил операторский факультет ВГИКа, работал на киностудии «Леннаучфильм», с 1955-го — оператор-постановщик киностудии «Ленфильм».

Профессор, завкафедрой операторского искусства Санкт-Петербургского госуниверситета кино и телевидения, мастер курса. Народный артист России.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9490
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7189
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?