Главная Культура 11:11 07 Июня 2021 3300
Симфония Дмитрия Филатова

Есть ли жизнь (дирижерская) после конкурса Светланова

Мария Баранник
Где творчество - там жизнь, убежден дирижер Белгородского симфонического оркестра Дмитрий Филатов. Фото из личного альбома

В последнее время белгородские музыканты все активнее гастролируют, сотрудничают с коллегами других регионов и стран, доказывая, что они – серьезная артистическая сила на российской и международной сцене. Например, в мае 2021 года симфонический оркестр, хор и солисты Белгородской филармонии представляли в Центральной России один из уникальных «фирменных» проектов – возрожденное через полтора века сочинение своего знаменитого земляка Гавриила Ломакина Stabat Mater.

И все же о музыкантах Белгородчины Россия знает незаслуженно мало. Многим ли за пределами Белгорода известно, например, что рука об руку с художественным руководителем симфонического оркестра Рашитом Нигаматуллиным здесь работает дирижером победитель престижнейшего международного конкурса имени Евгения Светланова Дмитрий Филатов? Сегодня мы хотим познакомить читателя с маэстро ближе, услышать его суждения о сути дирижерской профессии, узнать, какие новые горизонты раскрыла перед Дмитрием награда, полученная в 2018 году в Париже, и какие проекты в классике, а также в иных направлениях музыки привлекают его в работе с родным белгородским симфоническим оркестром.

– Дмитрий, вы обучались игре на фортепиано, стали профессиональным флейтистом. Почему всё это в итоге привело к выбору профессии дирижера?

– Закончив музыкальную семилетку по фортепиано, я подал документы в 11-й класс общеобразовательной школы, т.к. не думал связывать жизнь с музыкой. Мама у меня инженер-химик, папа инженер-строитель – по одному из этих направлений я и полагал идти дальше. Но моя учительница по фортепиано увидела во мне потенциал профессионального музыканта и привела в класс к своему коллеге, который посоветовал поступать в музыкальное училище в класс флейты.

Новая жизнь оказалась абсолютно не похожей на ту, к которой я привык в школе. Мы сутками проводили время в училище, занимались, общались. Я начал ездить в Москву – брать уроки у профессора. Спустя 4 года уже был убежден, что с этим инструментом будет связана моя дальнейшая жизнь…

– Но выбрали в конце концов дирижерство?

– Я начал дирижировать симфоническим оркестром уже в качестве студента Академии имени Гнесиных, приезжая в Белгород. Флейту тоже не бросил – до сих пор выступаю как солист, преподаю и даю мастер-классы, среди моих выпускников есть студенты вузов Москвы и других крупных городов, лауреаты международных и всероссийских конкурсов.

– Дирижер – одна из самых интригующих музыкальных специальностей. Бывает, смотришь на маэстро, и уже сам его жест производит яркое впечатление. Но иногда мелькает мысль: а без дирижера смогли бы музыканты сыграть симфонию, которую, скорее всего, знают наизусть?

– История знает случаи работы оркестров без дирижера, но это единичные исключения, а правило все-таки таково: кто-то один должен брать на себя главную ответственность за качество исполнения. И в первую очередь – за верную передачу замысла автора. Помните Станиславского: любите искусство в себе, а не себя в искусстве. Музыка в данном случае ничем не отличается от театра. Я не говорю, что дирижер должен забыть о том, что он и сам – художник. Иногда дирижеры выступают настоящими соавторами произведений, советуют композиторам поменять нюансы текста, исходя из соображений выразительности и удобства исполнения. И в каких-то случаях композиторы признают их правоту. Но здесь очень тонкая грань между сотворчеством и произволом. Исполнитель, в том числе дирижер, никогда не должен ее переходить.

Ну и, говоря об ответственности дирижера перед автором, ни в коем случае нельзя забывать, что точно так же он ответствен и перед музыкантами, которых как лидер ведет за собой.

В общем, вы верно сказали – специальность интригующая, сложная, таящая в себе огромное количество подводных камней. Не зря Римский-Корсаков говорил: «Дирижирование – дело тёмное». Множество тому примеров, когда гениальные музыканты, даже композиторы вставали за дирижерский пульт, но, не владея этим искусством, наносили колоссальный вред – себе, коллегам. Всем известен трагический случай с Глазуновым, провалившим премьеру Первой симфонии Рахманинова, что стоило тому тяжелой депрессии и нескольких лет творческого молчания.

– А почему так бывает? Ведь ноты все играют вроде бы те же самые, но у одного исполнителя музыка берет за живое, а у другого оставляет равнодушным.

– А разве вы не сталкивались с аналогичным явлением в обыкновенном общении? Когда те же самые слова в устах одного человека вызывают доверие и желание прислушаться, а произнесенные другим рождают ощущение фальши? Так и в музыке. Сколько тому примеров, когда люди, сто раз слышавшие произведение, слышат его в сто первом исполнении – и после концерта говорят: «Я будто заново открыл для себя эту музыку».

– Давайте все-таки вспомним, что вы не просто дирижер, а лауреат одного из главных дирижерских конкурсов мира. Каково после второй премии (первую тогда не вручили никому), после Шестой симфонии Чайковского с оркестром Французского радио работать в русской провинции? Классно – «я у себя дома»? Или чего-то не хватает?

–С Белгородским симфоническим оркестром я работаю 18-й сезон, мы сделали много интересного, это общение взаимно обогащает. Но, конечно, необходимым условием является сотрудничество с другими оркестрами. В этом плане я благодарен конкурсу имени Светланова, открывшему для меня новые горизонты. Он познакомил с прекрасными людьми, дал возможность сотрудничества с такими коллективами, как Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Московский академический симфонический оркестр, Уральский академический симфонический оркестр, Уральский молодёжный оркестр, «Русская филармония», оркестр Михайловского театра, польская Sinfonia Varsovia, ... В 2019 году партнёры пригласили оркестр на гастроли в Китай, а в ноябре в честь 80-летия восстановления дипломатических отношений между нашими странами сводный оркестр из музыкантов Белгородской филармонии и симфонического оркестра южнокитайского города Чанша выступил в Санкт-Петербургской филармонии в рамках Международного культурного форума.

– Что нового пришло за последние годы в ваш репертуар?

– Продолжаю открывать для себя музыку ХХ века – Стравинского, Респиги, Веберна... Сотрудничаю и с ныне живущими композиторами – это Тихон Хренников-младший, Ольга Викторова, Самуэль Строк… Несколько лет назад руководство филармонии поддержало мою идею о восстановлении партитуры Stabat Mater нашего земляка, известного духовного композитора Гавриила Ломакина, творившего в середине XIX века. Чудом сохранившиеся сильно пострадавшие ноты были найдены случайно, потребовали большой редакторской работы, но в итоге произведение было исполнено. Мне кажется, оно нашло и продолжает находить отклик в сердцах тысяч слушателей.

– Есть ли в вашем творчестве место другим жанрам, помимо классики?

– Симфонический оркестр – универсальный организм, восприимчивый к самым смелым экспериментам. В моих программах звучит и музыка из оперетт, кинофильмов, джаз… Несколько лет назад я сделал авторскую программу «Симфорок» из моих собственных аранжировок мировых рок-хитов. Это был очень интересный творческий опыт.

– Что насчет культурных отношений с некогда братской, а сейчас, внушают нам некоторые пропагандисты, «враждебной» Украиной?

– В прошлом меня связывали с Украиной, особенно с соседним Харьковом – замечательным городом, имеющим огромные культурные традиции, – прочные творческие отношения. К сожалению, сейчас граница для профессиональных контактов закрыта, осталась единственная возможность общаться – через интернет.

– Помню, кого из участников Светлановского конкурса, приехавших с дальних континентов, ни спросишь – всех тянет в Европу: уругваец поселился в Австрии, житель Гонконга – в Германии. А вас мысль перебраться в края, где, собственно, и зародилась симфоническая музыка, не посещала?

– Для всякого музыканта главное – творческая атмосфера и возможность работать с единомышленниками. А это может быть в самых разных местах, поэтому в принципе не исключаю для себя возможности зарубежных контрактов.

– Как белгородские музыканты пережили ковидный год? Много ли болели, приходилось ли искать дополнительный заработок из-за свертывания концертной жизни?

– Болели, к сожалению, многие, но после трехмесячной самоизоляции оркестр вернулся к работе, давал онлайн-концерты. Мне показалась очень важной и нужной идея цикла «Бетховен. Симфонии», который мы приурочили к 250-летию со дня рождения великого композитора. Это и гениальная музыка, и пример того, как человек может противостоять самым жестоким вызовам судьбы. Отклик слушателей был очень теплым. С другой стороны, за время карантина обрела новую популярность уже упомянутая программа «Симфорок», число ее просмотров в интернете достигло миллиона. Ну и считаю, что с финансовой точки зрения оркестр, благодаря верным действиям филармонии, прошел трудную полосу безболезненно.

– Каким вам видится место классической музыки в будущем?

– Очень важным: музыкальная классика делает жизнь человека одухотворенней и богаче. К сожалению, не все это сегодня понимают, поэтому считаю долгом государства помогать людям с детства приобщаться к высочайшим образцам творчества. Где творчество – там жизнь!

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9383
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7108
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?