В Совете Федерации обсудили возможность создания в России государственного маркетплейса. Как видим, немножко поторговать не прочь даже обитатели столичного особняка на Большой Дмитровке.
В старом анекдоте о знаменитом одесском закройщике, который мечтал когда-нибудь стать царем, говорилось: «Если бы я был царь, я бы жил значительно лучше владыки! Ведь я бы еще немножечко шил...» Нашему Совету Федерации, похоже, тоже неймется: на недавнем круглом столе, посвященном законодательному регулированию некоторых аспектов торгового бизнеса, зампред комитета верхней палаты по экономической политике Иван Абрамов, аграрий и политолог по образованию, предложил подумать о создании в России государственного маркетплейса — для российских товаропроизводителей с сертификатами.
Не подумайте плохого — слуга народа не намерен сам становиться за прилавок. Но предлагает федеральному правительству возродить нечто вроде советской торговли. Обращаясь к участвовавшей в круглом столе заместителю директора департамента развития внутренней торговли Минпромторга Юлии Юдиной, сенатор напомнил, что в стране уже существует «много приличных сервисов — например, «Госуслуги» или «Почта России», — и они тоже с государственным участием. Зато потребитель будет знать, что вот здесь, на маркетплейсе, товары точно с сертификатом, точно прошедшие все проверки. А самое главное, что вы, наверное, не 20% будете с продавца брать, например, а какую-то минимальную плату».
На что Юлия Юдина вполне исчерпывающе ответила: «У нас принято считать, что лучше коммерсантов никто не продаст и не продвинет товар».
Комментируя этот диалог, известный российский экономист профессор Никита Кричевский в своем телеграм-канале написал: «Чем же не устраивают сенатора нынешние маркетплейсы, которые если не квазигосударственные, то под жестким госконтролем?» Зачем создавать новый, если можно отжать существующий? Надежда на то, что госплощадка не будет брать 20%, призрачна. А если ее экономика по затратам не вытянет? Пусть государство возмещает? Доктор экономических наук также предупредил, что «тренд на огосударствление всего и вся становится опасным и может привести не только к росту цен, но и к дефициту. Так стоит ли затевать?»
Кстати, год назад российские парламентарии уже занимались похожим законопроектом «о российской полке», то есть о приоритетном размещении российских непродовольственных товаров на торговых площадках, в том числе маркетплейсах. Но подготовленный тогда Госдумой законопроект раскритиковало Минэкономразвития, ибо пользы от предлагаемых новаций не ожидалось, а чиновничьей волокиты точно бы сильно прибавилось. А самое главное: сегодня на рынке маркетплейсов сложилась высококонкурентная среда, таких площадок в России уже несколько десятков, и серьезных претензий к ним нет.
«У нас есть четыре российских маркетплейса на любой вкус: Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет» и «Мегамаркет», и зачем нужен еще один, непонятно», — говорит генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Это очень эффективные игроки, которые способны дать потребителю необходимый сервис и активно инвестировать средства в привлечение клиентов. А для создания еще одной площадки нужны инвестиции в размере десятков миллиардов рублей. И это все для того, чтобы потешить самолюбие законодателей, которые и без того недешево обходятся бюджету?