В минувшем телевизионном сезоне телесериал Олега Погодина «Крик совы» добавил популярности известному артисту Сергею Пускепалису. Приз за лучшую мужскую роль ему вручила Ассоциация продюсеров. В новом сезоне у Сергея телепремьера: на Первом канале готовится к выходу сериал «Крестный», где он сыграл главную роль — бывшего военврача Алехина.
— Сергей, вы уже не первый раз играете врача. Чем вам близок герой сериала «Крестный»?
— Врачей уважаю, людей с твердым характером — тоже. Мой Алехин — сильный и мужественный человек, ответственный за все, что делает. Немного замкнутый, не склонный делиться переживаниями. Характер типа «вещь в себе», мне это созвучно.
— Знаю, что вы также готовите свою первую режиссерскую работу — фильм «Клинч».
— Да, смонтировал черновой вариант.
— Сценарист — ваш друг Алексей Слаповский, в театре вы не раз ставили его пьесы. Что вас так крепко связало в творческом плане?
— Трудно сказать. Наверное, общие ощущения, схожие мысли. Алексей здорово умеет их фиксировать словами на бумаге, я так не умею. Но интерпретировать его произведения мне интересно. Вместе мы сделали уже восемь спектаклей, а теперь вот готовим фильм.
— Герой вашего «Клинча» — представитель не менее важной, чем врач, профессии — учитель. У вас самого были учителя, которые что-то реально определили в вашей жизни?
— Конечно. Все мои учителя оказали огромное влияние на меня. Глеб Петрович Киселев, Юрий Петрович Ашеров, Петр Наумович Фоменко, Сергей Васильевич Женовач. Всех не перечислю, но каждого помню и люблю.
— Персонаж, которого у вас играет Алексей Серебряков, — он какой?
— Педагог по призванию. И Леша это очень хорошо передает, он настолько взаправдашний, что ему веришь полностью.
— «Клинч» — это драма?
— Скорее психологический боевик. Динамичное действие, сшибка характеров.
— Каково вам, уже известному театральному режиссеру, популярному киноактеру, вдруг оказаться в роли дебютанта?
— Прекрасно! Атмосфера на площадке дружелюбная, производственные трудности преодолевались сообща. А особенного зазора между режиссерской работой в театре и в кино я не ощутил. Технологию съемок я уже достаточно изучил, будучи артистом, узнал ее изнутри. Для того и пошел в свое время сниматься в кино, чтобы разобраться, как оно делается. Выстраивание отношений между режиссером и артистами, проработка ролей мало чем отличаются от театра. Единственное — больше страха что-то упустить, не доделать, потому что переделывать достаточно сложно и затратно. В театре можно и после выпуска спектакля что-то менять, а в кино — уже нет.
— Мы с вами беседуем на кинофестивале «Край света». Чем он вас привлек?
— Во-первых, это потрясающий шанс увидеть Южно-Сахалинск, крайнюю точку на карте нашей большой страны. Во-вторых, я получил возможность в обязательном порядке посмотреть все фильмы серьезного международного конкурса. Любой фестиваль в первую очередь определяет его программный директор. Здесь я могу только поаплодировать Алексею Медведеву, он собрал разносторонние фильмы, дающие возможность видеть горизонты сегодняшнего кинематографа. Не один какой-то его путь, а огромный спектр всех направлений. Мне как дебютанту тем более важно понимать современный киноконтекст. А еще я тут с радостью встретился со своей партнершей по сериалу «Крестный» Северией Янушаускайте, посмотрел хороший фильм с ее участием — «Звезда».
— Фестиваль открывался фильмом «Еще один год» Оксаны Бычковой по мотивам очень известной пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Вы ставили ее в театре. Есть что-то общее в ваших трактовках?
— Да, был такой спектакль в ярославском театре. У Оксаны в центре внимания двое героев, молодая семья, которая только-только начинает жить, и у них возникает первое препятствие в их чувствах, первое непонимание. У Володина же много разновозрастных персонажей, которых подстерегла эта взаимная беда — вдруг ненависть после любви, упреки и обвинения, которые заканчиваются разводом. Пьеса более драматичная, с оттенком трагедии. Фильм другой, но он мне понравился.
— В Южно-Сахалинске была показана достаточно большая панорама российских премьер. Куда движется наше кино?
— Я пока начинающий кинорежиссер и не вправе делать никаких прогнозов. Могу только сказать, что все мои друзья, работающие в кино, — достаточно искренние, внятные люди, которые пытаются как-то высказаться, честно зафиксировать время, в которое мы живем. Может, не всегда здорово и гладко получается — так и жизнь наша негладкая, не очень понятная временами.
— Но вы согласны, что злободневного кино у нас очень мало?
— Я так не думаю. Есть прекрасный Борис Хлебников, Вася Сигарев, Иван Вырыпаев, Алексей Попогребский — они делают очень современные фильмы.
— Может, на ваш взгляд, сейчас появиться художественный фильм, затрагивающий нынешние отношения между Россией и Украиной?
— Больная тема, трудная. Трагическая ситуация. Ее сложно сейчас в достаточной степени осмыслить и понять, чтобы она стала фильмом. Я по-прежнему тепло, с любовью отношусь к Украине, самостоятельной и самобытной стране. Но пройдет время, и такое кино появится непременно.
— Вы участвовали в международном проекте «Черное море», играли вместе с Джудом Лоу и Константином Хабенским. О чем этот фильм Кевина Макдональда, и когда мы его увидим?
— Фильм — про попытку вырваться из неудачной жизни. Герой Джуда Лоу собирает команду опытных подводников (я играю одного из них), он пытается поднять со дна моря затонувшее золото. Премьера намечена на январь 2015-го.
— Ваши ближайшие планы связаны с кино или с театром?
— Работу в театре ни в коем случае не бросаю, но пока приостановил. Сейчас главное для меня — завершить «Клинч». Потом начну готовиться к следующей картине. Тоже по сценарию Алексея Слаповского — это все, что пока могу сказать. Чтобы не сглазить, как говорится.
— В начале октября выходит в прокат фильм Веры Сторожевой «9 дней и одно утро», только что показанный на фестивале «Московская премьера». В нем сразу два Пускепалиса: вы и Глеб. Впервые снялись в кино вместе с сыном?
— Впервые. У меня тут роль небольшая, я сыграл мэра небольшого города в российской провинции, а Глеб — сына мэра, то есть моего сына. У него роль поважнее. Вера Сторожева — мой хороший товарищ, я у нее и раньше снимался, она удивительно душевный человек, трепетный, глубоко чувствующий. В работе она требовательный и жесткий профессионал, как и полагается режиссеру. Все истории, которые она делает, мне крайне интересны и симпатичны. У нее я готов играть даже крохотную роль. А тут еще съемки были в Ростове Великом, красивейший город. И с Глебом поработали вместе — я доволен.
— Вы руководите сыном — в работе и в жизни?
— У нас партнерские отношения, равные, уважительные. Никакой батьковщины по отношению к сыну. Я очень рад, что он стал актером и работает в театре Сергея Женовача. Смотрю там все спектакли с его участием, мне они очень нравятся. Глеб серьезно увлечен профессией артиста.
— Вы много перемещаетесь по стране, были главрежем в театрах Магнитогорска, Ярославля, да и киносъемки расширяют географию поездок. А где ваше постоянное пристанище?
— Мы с женой Леной живем в Железноводске, там похоронены мои родители, именно этот город я считаю своей малой родиной. Там очень красиво, чистый воздух, изумительная природа. А собственный дом мы только сейчас затеяли строить. Это была наша мечта, и она сбывается.
Наше досье
Сергей Пускепалис родился в 1966 году в Курске. Отец — литовец, мать — болгарка. Учился в Саратовском театральном училище, после службы во флоте работал актером в Саратовском ТЮЗе, учился у Петра Фоменко в РАТИ, которую окончил в 2001-м. Поставил в Москве пьесу «Двадцать семь» Алексея Слаповского, по его же пьесам — спектакль «От красной крысы до зеленой звезды» в омском «Пятом театре». Работал режиссером в самарском театре «Понедельник», главным режиссером Магнитогорского драматического театра имени А.С. Пушкина, главным режиссером ярославского Театра драмы имени Федора Волкова. В кино снимается с 2003-го. Режиссер Алексей Попогребский снял Сергея Пускепалиса в фильмах «Простые вещи» и «Как я провел этим летом».