«Хотел бы еще раз повторить: развитие дальневосточных территорий — это один из наших национальных приоритетов, ключ к решению многих экономических, социальных, демографических и даже геополитических проблем. Это развитие прямо зависит от того, насколько благоприятные будут созданы здесь условия для жизни, для работы людей», — заявил Владимир Путин в начале своего восточного турне. Но повторять президенту, видимо, придется еще не один раз.
Развитие самого перспективного региона России пока идет явно не в том направлении — это выяснилось уже на площадке строящегося космодрома Восточный. «Государство вкладывает в этот проект огромные деньги, и он должен иметь мультипликативный эффект, — подчеркнул президент. — Развитие космодрома должно вестись одновременно с созданием современной социальной инфраструктуры, чтобы и строители, и будущие работники Восточного, их семьи были обеспечены комфортными бытовыми условиями: жильем, детскими садами и школами. Чтобы не было у нас, как в прежние, еще советские годы, что это делается в последнюю очередь либо не делается вообще».
В апреле 2013-го Владимир Путин уже говорил: «Здесь будет построена не просто площадка для пусков, а научный центр и целый город». Президента не услышали: в сентябре 2014-го в городе Циолковском сооружалось: восемь домов. «А должно быть 40!» — досадовал глава государства.
Однако руководитель Роскосмоса Олег Остапенко гнул свою линию: «С целью сохранения наработанных темпов строительства, экономии денежных средств и сохранения высококвалифицированных строителей прошу вашего разрешения на начало строительства стартового комплекса КРК «Ангара» уже с 2014 года — более чем на год раньше, чем запланировано по срокам». То есть «советская практика» продолжается: люди подождут!
Хотя можно вспомнить, как создавалось атомное оружие в Арзамасе-16 более полувека назад: для работавших здесь ученых и инженеров построили финские домики, имевшие водопровод (!) и канализацию (!!!), обеспечили огромные надбавки к зарплатам, льготное продовольственное и промтоварное снабжение: А разве новый космодром для нынешней России имеет меньшее значение, чем тот атомный боезаряд?
Проблема, однако, в самом подходе к возрождению Восточной Сибири и Дальнего Востока. Учтем, что этот гигантский мегапроект базируется на разработанной еще в 2010 году госпрограмме — с анализом нынешнего состояния и конкретными предложениями по каждому региону и каждой отрасли. Так вот на этот анализ без слез не взглянешь — он беспощаден. С одной стороны, регион сказочно богат, с другой — беспредельно нищ и разорен. Превращен в придаток для соседей по АТР, которые достигли завидных темпов в экономическом развитии — в том числе за российский счет: Китай — более 10%, Индия — 8,8%, Вьетнам — 6,8%, Индонезия — 6,1%. А восточной половине России досталось лишь 1,5-2%. И если в начале 90-х годов экспорт машин, оборудования и транспортных средств из региона составлял более 34%, ныне он не превышает 3%. Зато доля сырья, топлива, металлов и необработанной древесины — 85-90%.
Один лишь пример. В структуре российского экспорта древесины в Китай 95% приходится на сырье. В структуре китайского лесного экспорта и реэкспорта в другие страны (в том числе в Японию и США) почти 90% составляют бумага, картон, строительные конструкции, мебель...
Люди отсюда бегут: в период между 1989-м и 2012-м численность населения регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ, сократилась почти на 21%. Попытки привлечь переселенцев из-за рубежа потерпели крах: за шесть лет действия соответствующей программы в регион приехали 2624 соотечественника (сколько потом сбежали — неизвестно). Женщины не хотят рожать: в среднем по России на каждые 100 родов фиксируется 63 аборта, а в Дальневосточном округе их 86, причем в Амурской, Магаданской, Сахалинской областях и Еврейской АО — более 100. Средняя продолжительность жизни меньше среднероссийской на 3,5 года.
Здесь вдвое ниже среднероссийских темпы строительства жилья. Обеспеченность водопроводом (!) ниже на 85%, канализацией — на 65%, тепловыми сетями — на 43%. Средний уровень газификации не превышает 7%, а в целом по России он составляет 63,1%. И даже среднедушевой розничный товарооборот ниже среднего по России на 30-40%. Это неудивительно: примитивная сырьевая экономика требует в основном малоквалифицированной рабочей силы, заработки у которой невелики.
И так далее. Хотя, похоже, далее уже некуда.
Спрашивается: кто же будет поднимать с колен этот потенциально богатейший край, развивать обрабатывающие отрасли, переводить экономику на путь высоких технологий?
В госпрограмме есть на этот счет неожиданное предложение — создавать «новую географию экономического роста и рынка труда, новых отраслей и новых центров промышленности, науки и образования». Комплекс вокруг космодрома Восточный должен стать одной из реперных точек новой географии. Но уже видно — не станет. Потому что строится по старым шаблонам и не привлечет главного ресурса развития — образованных, энергичных и амбициозных людей. Которые не поедут в непролазную, а главное — рукотворную глушь: ведь не война!
Еще одной точкой роста должен стать Восточный нефтехимический комплекс в Находке, который уже сооружает «Роснефть» — один из базовых, крупнейших инвесторов региона. Но еще до установки первой сваи, укладки первого кирпича вокруг ВНХК поднялась мутная волна недовольств: «дорого», «несвоевременно», «не нужно»... Хотя без этого комплекса Находка погибает — в деревянных бараках довоенной и послевоенной постройки, с рассыпающимся соцкультбытом и полным отсутствием хоть каких-нибудь светлых перспектив.
В этой же линейке — внесенное в госпрограмму авиастроительное объединение в Комсомольске-на-Амуре, молодые работники которого мыкаются без приличного жилья и достойного заработка. И уже присматриваются, куда бы сбежать. Перечисление можно продолжить.
А ведь можно и нужно по-другому. Примером готов послужить: Сахалин. Но не весь остров, а растущие здесь «поселки для гастарбайтеров» — американских и европейских специалистов, работающих на российских нефтегазовых проектах. Я там побывал и заверяю, что мой друг школьных лет, ныне проживающий в пригороде Нью-Йорка, имеет в США точно такой же дом и очень похожее окружение: чисто выметенные улицы, подстриженные газоны, школу для детей и спорткомплекс с бассейном в пешеходной доступности и прочую инфраструктуру.
В этом отношении Сахалин местный житель сравнил с фильмом «Аватар»: «Прилетают бог знает откуда Белые Люди и добывают ценные полезные ископаемые — нефть и газ. Самим аборигенам, надо понимать, нефть и газ не нужны, потому что на Сахалине бензин привезенный, а газа нет даже в Корсакове, где этот газ танкерами-газовозами отгружают в метрополию». Спрашивается: почему таких условий напрочь лишены российские газовики, авиастроители, рыбаки и рыбообработчики?
Ответ есть в той же самой госпрограмме развития мегарегиона, в разделе «требуемые инвестиции». Общие вложения из федерального бюджета на реанимацию и переустройство экономики региона оценены в сумасшедшую сумму — 4-5 трлн рублей. А на создание «условий для комфортного проживания населения» разработчики скромно затребовали лишь 14% от всех вложений — менее 700 млрд рублей. Мол, небось не американцы будут создавать, наши обойдутся. И тем самым фактически поставили крест на возможном успехе проекта. Если, конечно, в ситуацию снова не вмешается президент.
Тем временем
Вчера президент Владимир Путин на совещании в Алтайском крае потребовал оперативнее представлять информацию о количестве пострадавших от паводка. «В Республике Алтай пострадало от паводка 4 тысячи домов, подсчет пострадавших от паводка в Алтайском крае еще не сделан. Федеральный центр не может перечислять деньги без цифр! Я прошу качественно отработать, не срывать сроков, зима через месяц», — заявил президент, обращаясь к губернаторам. Все как всегда: о производственных показателях главы регионов отчитались, а про людей забыли.