Инициатива проведения встречи в Афинах принадлежит российской стороне. Но этот визит стал заметным событием в жизни не только наших стран, но и всей Европы. В Афинах Путин встретился с премьер-министром Греции Константиносом Караманлисом, а также с президентом Болгарии Георгием Пырвановым. Переговоры планировалось завершить принятием Декларации о сотрудничестве в области энергетики. Россия, Греция и Болгария исходят из того, что близость к источникам энергоресурсов в Каспийском регионе дает экономикам трех стран конкурентные преимущества и позволяет взаимодействовать в сфере производства и поставок энергоносителей. Речь о доступе к рынкам сбыта, обмене активами и увеличении объемов транспортировки энергоресурсов на мировые рынки.
Все это впрямую касается нефтепровода, который проляжет от болгарского порта Бургас на Черноморском побережье до греческого порта Александропулис. Основная цель проекта - обойти Черное море и снизить транспортировку нефти танкерами через перегруженные турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. В последние годы пробки на этой водной артерии стали просто нетерпимыми. Через Черное море вывозится свыше 70 миллионов тонн только российской нефти. Турецкая же сторона ужесточает правила: запрет на движение в ночное время, не допускается одновременно нахождение в акватории пролива двух танкеров, жесткие ограничения из-за плохой погоды. Сейчас в ожидании очереди на проход груженые танкеры теряют до 30 дней. Не запланированные расходы российских судовладельцев в среднем в год составляют не менее 400 миллионов долларов.
Здесь, в Афинах, стало известно, что возможно полное закрытие проливов для перевозки нефти. После того, как будут сооружены обходные пути по турецкой территории. Один нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан уже начал работать, второй - Черное море - Джейхан - обсуждается.
Предполагается, что протяженность трубопровода Бургас- Александропулис составит около 300 километров, пропускная мощность - сначала 35, затем до 80 миллионов тонн. Стоимость проекта оценивается в пределах 700 - 800 миллионов долларов. Экономический же эффект - порядка миллиарда долларов в год благодаря более низкой стоимости перегонки нефти непосредственно по трубопроводу.
Несмотря на очевидные выгоды правительства трех стран, долго не могли выйти на конкретные договоренности. В частности, речь идет о гарантиях поставок нефти. До трехсторонних переговорах в Афинах ни одна из нефтяных компаний, объявивших о своем участии в проекте, такие гарантии не дала. Непонятно также, как будут рассчитываться тарифы на прокачку нефти, кто будет оператором и, наконец, как распределятся доли. И все же, как заявил корреспонденту "Труда" заместитель министра промышленности и энергетики России Андрей Дементьев, "этот проект имеет все шансы стать стержневым в энергетическом сотрудничестве России, Греции и Болгарии".
"Время - не ждет" - таков основной лейтмотив переговоров Владимира Путина в Афинах. Тем более что свою заинтересованность в строительстве нового трубопровода уже проявил Евросоюз. Комиссар ЕС по энергетике Андриас Пиебалгс заявил, что "большая Европа готова участвовать в его финансировании".