Главная Культура 19:30 05 Августа 2022 4867
Красноярск сработал за Париж и Лондон вместе взятые

Гастроли коллектива из Сибири стали одним из ярчайших событий московского театрального лета

Сергей Бирюков
Спектакль красноярцев «Катарина, или Дочь разбойника» – открытие в мировой хореографии. Фото автора

Один из самых убедительных «Дон Жуанов» Моцарта, первая за много десятилетий возможность целиком посмотреть и послушать «Лакме» Делиба, спасенный из небытия большой романтический балет «Катарина, или Дочь разбойника» – нет, это не отчет о поездке в труднодоступные сегодня Парижскую оперу или лондонский Ковент-Гарден. Такова «всего лишь» программа прошедших только что гастролей Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского в Москве. И вовсе не авансом молодому еще (45 лет от роду) театральному формированию выглядело то, что две свои крупнейшие сцены ему предоставил главный столичный коллега – Большой. Наглядное признание факта, что далеко от столицы, в сердце Сибири стремительно развивается творческий коллектив международного уровня.

А ведь еще лет пять назад подвигом местного значения воспринималась постановка какого-нибудь «Кавказского пленника» Цезаря Кюи. Тоже, бесспорно, благородное дело, но по сложности задачи не идущее в сравнение ни с чем из перечисленного выше. Первой ласточкой наметившегося взлета стал для автора этих строк оперный спектакль 2019 года «Груди Терезия» – дерзкий, брызжущий веселым огнем парадоксов, как того требует музыка Франсиса Пуленка. И вот – новое, троекратное свидетельство, что то был не случайный выплеск, а знак настоящей пассионарности команды хворостовцев.

«Дон Жуан». Одна из репертуарнейших опер мировой сцены, виденная, если опять же говорить об авторе этой заметки, вряд ли менее чем в двух десятках постановок. Включая увлекательный спектакль Теодора Курентзиса/ Дмитрия Чернякова в Экс-ан-Провансе и Большом, основательно-скучноватый – Фабио Луизи/ Майкла Грандэйджа в Метрополитен-опере, волшебно-гиперреалистический – Лорина Маазеля/ Джозефа Лоузи в кино… На этом фоне сценическое решение австрийца Михаэля Штурмингера поначалу кажется даже банальным – ну какая из Донн Анн последних десятилетий, понося Дон Жуана словесно, не отдавалась ему с нескрываемым наслаждением? Но сквозь эти трюизмы ненавязчиво пробивается стратегическая линия режиссера – показать вызревание истинных чувств героев. От арии к арии мы не только убеждаемся, что Эльвира, при всей мстительности, по-настоящему любит Дон Жуана, но и Донна Анна чем дальше, тем больше осознает масштаб своей потери – кроме отца, готового вступиться за дочь при жизни и после смерти, нет у нее опоры в этом мире. И ведь все это прописано в музыке Моцарта – мы слышим, как с ходом действия все более насыщаются арии этих героинь трагическими хроматизмами. Удивительно, что этого не слышит большинство режиссеров-скептиков, показывающих обеих женщин фальшивыми неврастеничками… Зато в том, что это уловлено в красноярской постановке, громадная заслуга дирижера-постановщика Петера Феранца, к сожалению, не приехавшего сейчас из своей Братиславы, но адекватно, на мой слух, замененного его ассистентом Кристианом Кохом. Респект и вокалистам, делающим, догадываюсь, все, что в их силах, ради качественного донесения музыки. Хотя сил этих порой не хватало на громадный объем Исторической сцены ГАБТа. Да и сама по себе Красноярская опера, похоже, испытывает дефицит кадров: иначе отчего бы это меццо-сопрано Дарью Рябинко было ставить на сопрановую партию Эльвиры? Впрочем, к концу и Дарья, и Анна Авакян (Донна Анна), и Виолетта Гришко (Церлина), и Севастьян Мартынюк (Дон Жуан) словно обрели второе дыхание, почти на 100 процентов от требуемого заполняя звуковое пространство. А к Сергею Самусеву (Командор) и Рауфу Тимергазину (Мазетто) у меня не было претензий с самого начала.

Отдельно – о работе австрийского дуэта художников Ренате Мартин и Андреаса Донхаузера, отвечающих за сценографию и костюмы. Кто за что конкретно, программка не уточняет – видимо, они все это придумывали сообща, и в том, вероятно, одна из причин, почему их работа настолько цельна, экономна и безошибочно-символична в цветовых решениях, а постоянное движение декораций, то утягивающих нас в таинственные лабиринты замковых залов, то агрессивно «целящих» в зрителя острым углом ночных улиц, так естественно вплетается в «веселую драму» Моцарта (dramma gioccoso – определение самого композитора).

Балет Цезаря Пуни и Жюля Перро «Катарина, или Дочь разбойника», в противоположность «Дон Жуану», больше двухсот лет не сходящему с мировых сцен, – произведение с оборванной постановочной судьбой. Отчего так? А отчего, допустим, «Дочь фараона» – тоже, кстати, с музыкой Пуни, но хореографией Мариуса Петипа – оказалась забыта почти на сто лет, и если бы не любопытство раскопавших ее примы Большого театра Нины Ананиашвили и французского балетмейстера Пьера Лакотта, так бы в забвении и оставалась? Сегодня же без нее невозможно представить себе балетную карту мира.

Точно так же «Катарину» спасло любопытство худрука Красноярского театра оперы и балета Сергея Боброва и московского хореографа Юлианы Малхасянц (кстати, оба в прошлом – знаменитые танцовщики Большого театра).

Участники команды восстановления спектакля – хореографы Юлиана Малхасянц, Сергей Бобров и художница Альона Пикалова (в центре). Фото автора

Им удалось при помощи известного хореографа-историка Юрия Бурлаки и балетоведа Ольги Федорченко по крупицам собрать сведения о спектакле, с успехом шедшем в Лондоне, Милане, Петербурге и других балетных столицах с 1846 года по конец XIX века. Московский композитор и музыковед Петр Поспелов частично реконструировал, а частично досочинил музыку, стараясь вжиться в стиль Пуни. В итоге мы получили еще один полнометражный трехактный романтический балет со всей канонической атрибутикой – любовным треугольником между юной разбойницей Катариной, утонченным художником Сальватором Розой (кстати, реальный исторический персонаж) и жестоким бандитом Дьяволино, с полным набором танцевальных красот – сольными вариациями, дуэтами, трио, па-де-де… Есть даже гран-па 25 моделей Розы – достойное пополнение в ряду романтических «массовок» вроде «Теней» из «Баядерки» или фантастических «белых» сцен «Лебединого озера». Ну а страсти кипят такие, что не только искры летят – гремит ружейная пальба от начала и до конца. Мне даже показалось – ее могло бы быть меньше: от постоянного грохота слегка устаешь. Точно так же чуть утомляет затянувшийся финал – постановщики решили сохранить все три варианта концовки, которыми отличались лондонская, миланская и московско-петербургская версии: трагический с гибелью Катарины, драматический с ее уходом в монастырь и счастливый с дарованным разбойнице прощением, долгожданным браком с Сальватором и бегством посрамленного Дьяволино. А впрочем, отточенность исполнения коллективом, включая солистов Наталью Боброву (Катарина), Марчелло Пелиццони (Дьяволино), Матвея Никишева (Сальватор Роза), стильность оформления знаменитых театральных художниц Альоны Пикаловой и Елены Зайцевой, наконец прозрачная и уверенная игра оркестра под управлением Ивана Великанова увлекают настолько, что об этих частностях быстро забываешь…

Состав, в котором Катарину танцевала Наталья Боброва. Кроме того, у театра имеются еще как минимум два полных состава на эту постановку

После двух столь звездных вечеров я ожидал финального апофеоза – но его, увы, не случилось. Хотя заслуживает пристального внимания уже сам факт избрания для постановки редчайшей в нынешние дни оперы Лео Делиба «Лакме». Это ведь тоже один из хитов романтического репертуара конца XIX века, к нашему времени с мировых сцен почти сошедший. Правда, в данном случае, в отличие от казуса «Катарины», я, кажется, понимаю, почему так произошло: к изрядно жесткому сюжету (подобно вердиевской Аиде, заглавная героиня, юная индусская жрица, влюбляется во врага ее народа – молодого английского офицера) лирик Делиб, в отличие от трагика Верди, не смог приложить адекватной по остроте музыкальной драматургии. Попытались заострить конфликт авторы нынешнего визуального решения – режиссер Сергей Новиков и художница Мария Высотская, окружив островок традиционной индийской жизни напирающими со всех сторон современными небоскребами. В этой оправе новыми бликами засверкали бриллианты-мелодии вроде знаменитого дуэта-баркаролы Лакме и ее служанки Маллики или арии-заклинания Лакме с чудодейственными колокольчиками, которыми она излечивает смертельно раненного Джеральда. И номеров подобной яркости в опере оказалось множество.

А как роскошен позднеромантический оркестр, от которого уже один только шаг до импрессионизма Дебюсси и Равеля! Московский маэстро Александр Рудин делал все от него зависящее, чтобы передать это пиршество красок, но… кажется, более насущной проблемой для него стало элементарно не заглушить солистов, которые в этой опере почему-то почти все оказались не на высоте своей задачи. Нет, до прямой фальши не доходило, но только воспроизвести ноты, чем ограничились исполнители главной пары героев Александра Черпакова и Валентин Колесников, – не значит создать музыкальный образ. Меньше претензий к Алексею Бочарову – исполнителю роли фанатичного отца Лакме Нилаканты, а Фредерик в подаче Александра Михалева просто хорош – но их партии все же второстепенны…

А впрочем, справедливость требует сказать: на следующий день было и второе представление с другим составом, отзывы о котором сильно отличаются по тону от моего. И хоть мне не повезло на него попасть, сам факт, что оно состоялось, подтверждает мое же наблюдение насчет пассионарности коллектива, в значительной степени искупающей частные неудачи труппы. Что ж добавить? Пожалуй, лишь что все три показанных в Москве спектакля – не выжимки из различных сезонов, а работы последнего года. Театр, способный сконцентрировать такую энергию на столь небольшом отрезке времени, дополнивший собственную высокопрофессиональную труппу интернациональным букетом ярких специалистов (и это в весьма непростое время!), – еще наверняка удивит нас новыми творческими взлетами.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4417
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 3989
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Новая книга Николая Железняка «Град на крови» находит отклик в сердцах читателей

Николай Иванов
Писатель Николай Железняк и его книжная новинка «Град на крови». Фото автора

Детектив? Роман? Мистика? Триллер? Пожалуй, ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое. На самом деле – это яркая смесь всего перечисленного. Книга, которая читается легко, на одном дыхании, и финал истории непредсказуем. Такую неординарную...

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...

Мода - это не то, что носят, а то, чем удивляют

Евгения Заболотских
Труд
Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr, globallookpress.com

Четвертую Московскую неделю моды смело можно назвать главным светским событием марта. К тому же она на сей раз получилась с размахом, международной: в Москву приехали дизайнеры из США, ЮАР, Индонезии, Китая и других...