Весной 1945 года войска второго Украинского фронта и Дунайская флотилия освободили Братиславу. В боях за нынешнюю столицу Словакии погибло более 17 тысяч советских солдат. Надо отдать должное городским властям, которые не поддались политической конъюнктуре начала 90-х годов и сумели сохранить десятки больших и малых памятников воинам-освободителям. Все это, кстати, контрастирует с Чехией и Болгарией, где большинство из "советских" памятников находится в полуразрушенном состоянии, и тем более с Венгрией и Польшей, где их просто сносят...
Многие у нас с ностальгией вспоминают Чехословакию - страну хрустальных люстр и пенистого пива. Такого государства не стало в январе 1993 года. "Развод" состоялся без насилия. Но не без скандалов. Так, cловаки требовали от чехов возвращения их "золотого запаса", оставшегося в чешских банках. Чехи в ответ заявляли, что это золото не покрывает многомиллиардного словацкого долга. И если подсчитать все как следует, еще не известно, кто кому останется должен.
"Конечно, словаки немножко завидуют чехам, потому что у нас выше уровень жизни, выше зарплата, - писала пражская газета "Право". - Все-таки нам чуть проще жить, чем в Словакии. Там и безработица выше, чем в Чехии. Ну а чехам, честно говоря, выгодно ездить в Словакию в отпуск, потому что там цены ниже".
Словацкие журналисты заверили меня, что "лед в отношениях между соседями давно растаял". Но заметно другое: нет прежнего интереса у словаков и чехов друг к другу. В Праге, например, продаются издания на многих языках. И только словацких газет не найдешь. Та же картина и в Братиславе. Чехам и словакам все трудней понимать друг друга.
По моим наблюдениям, какие-то чисто внешние изменения, связанные с членством Словакии в ЕС, в глаза не бросаются. Население республики, если верить евроскептикам, пока "не распробовало" вкус европейского "меда". Здесь приводят один пример. Оказывается, словакам, а также чехам и венграм, пришлось менять рецептуру своих виноградных вин, снижая содержание сахара. Еврокомиссия не захотела признать их "северным регионом виноделия", как, скажем, Германию, где вина искусственно подслащиваются на 3,5 процента.
Казалось бы, какая связь между атрибутами застолья с расширением Евросоюза? Самая прямая. Прежде чем вступить в Евросоюз, каждая страна, каждая сфера ее деятельности должны пройти согласования на предмет соответствия правилам и стандартам ЕС. Существует перечень из 300 разделов, в котором все расписано до мельчайших деталей. Под стандарты Евросоюза должны быть подогнаны не только уровень сахаристости вин, но и содержание законов, уровень налогов, толщина слоев бетона и асфальта на тротуарах, нормы содержания заключенных в камерах, репертуар телепрограмм, размер и форма разделочного стола для рубки мяса, число туалетных кабинок в сельских пивнушках. И попробуй не выполни указаний начальства из Брюсселя - приедут контролеры и накажут огромным штрафом. Выходит, что по сравнению с Евросоюзом СЭВ был настоящей вольницей для Восточной Европы!
Бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт когда-то напрасно назвала Словакию "черной дырой Европы". Справедливости ради надо отметить, что в последнее время здесь увеличивается объем инвестиций, например, в автомобильную промышленность. В Словакии планируется собирать более 800 тысяч автомобилей в год. Из доклада Всемирного банка следует, что от расширения Евросоюза в первую очередь выиграли словацкие фермеры.
"После вступления в Евросоюз наши отношения с Россией отнюдь не оказались на втором плане, - считает премьер Словакии Микулаш Дзуринда. - После визита в Братиславу президента Владимира Путина между нашими странами не осталось никаких серьезных проблем. На небе - ни облачка. Мы воспринимаем развитие отношений с Россией как один из приоритетов нашей политики".
Развитием отношений с Братиславой доволен, судя по всему, и глава российского МИДа. Сергей Лавров считает, что наряду с развитием политического диалога важнейший фактор успешного развития двусторонних связей - динамичный рост товарооборота, который по итогам 2005 года достиг 3,9 миллиарда долларов. Созданы условия для завершения строительства в Братиславе циклотронного центра в счет частичного погашения российской задолженности перед Словакией. Развивается промышленная кооперация, готовятся соответствующие инвестиционные проекты. Наши компании заинтересованы в участии в достройке АЭС "Моховце", а также выводе из эксплуатации 1-го и 2-го и модернизации 3-го и 4-го энергоблоков АЭС "Ясловске Богунице".
"Исключительно важное значение обе стороны придают сотрудничеству в газовой и нефтяной сферах, - отметил в беседе с корреспондентом "Труда" министр Лавров. - Российские компании в 2005 году осуществляли бесперебойные поставки (5,3 млн. тонн) и транзит (5,1 млн. тонн) нефти, а также природного газа (соответственно 7,5 и 57,9 млрд. кубометров) в Словакию и через нее в страны Западной Европы".