В Мариинском театре в афише последнего месяца года золотая россыпь произведений Родиона Щедрина. Так театр отмечает день рождение знаменитого композитора. Этой традиции уже много лет. Она неизменна. Меняются разве что названия концертных программ, оперных и балетных спектаклей, поставленных на музыку современного классика. Одного из тех немногих в мире композиторов, кто развивает оперное искусство во второй половине ХХ-го века.
Нынче Родиону Константиновичу исполняется 92 года. Подарок для него, и, конечно, для публики, приготовлен щедрый, учитывая, что немалая часть его сочинений доступна слушателям лишь непосредственно втеатре. А некоторые из музыкальных творений и написаны специально для нашей сцены, его худрука и дирижера Валерия Гергиева.
Не секрет, что маэстро и композитор большие друзья. Для Валерия Абисаловича, как он не раз подчеркивал, это повод гордиться, а, главное, «учиться у патриарха российской композиторской школы». «Мне кажется, что всем нам повезло быть его (Щедрина –ред.) современниками», - не устает подчеркивать руководитель Мариинского и Большого театров РФ.
«Музыкальное приношение-2024» автору – на любой вкус. Тут и легендарная «Кармен сюита» с участием Дианы Вишнёвой, и проникнутая русским духом опера «Очарованный странник». А ещё «Озорные частушки», иронично-горькая опера«Не только любовь», сотканная из бойкогонародного фольклора...
Открылся же «сезон Щедрина» в конце ноября авангардной оперой «Лолита» по роману Владимира Набокова (и аккурат к его 125-летию). Роману, некогда запрещенному в нашей, и не только,стране. Речь в нем о взрослом мужчине, соблазняющем нимфетку. Правда, к концу ХХ века оценки (вместе с общечеловеческими ценностями) изменились. «Лолиту» начали издавать большими тиражами, ставить на сцене, снимать по этому роману кино.
Появилась и опера: в 1992 году Родион Щедрин сам, как обычно, написал либретто, положив затем его на музыку. Премьера состоялась через два года в Стокгольме. Дирижировал там Мстислав Ростропович. В России – в 2003-м в Перми. Но самой удачной автор считает пражскую постановку пятилетней давности. В чем он убедил и Валерия Гергиева. Решен было перенести её на петербургские подмостки.
Родион Щедрин. Фото предоставлено Мариинском театром
На мировой сцене оперная «Лолита» большая редкость. Прежде всего, из-за сложности языка для зарубежных театров, ведь написано либретто на русском. А также оригинального сценического монтажа. В центрена сцене - ярко освещенная вращающаяся конструкция с быстро меняющейся экспозицией. Своего рода метафора бега по кругу, ловушка, из которой не вырваться ни ему, обольстителю, ни ей, подростку, сначала заигрывавшей со взрослым мужчиной, провоцируя его, затем не знающей, как вырваться, разорвать путы соблазна. Монтаж сюжетный в спектакле без «швов». Его заменяют хор присяжных и современные технологии: крупные планы на видео...
Непрост и музыкальный язык оперы. В частности, вокальные партии постоянно перемежаются речитативом. А экспрессивные «вставки» «бьют по нерву», как, собственно, и сама та часть сюжета, на которую они приходятся.
С «Лолитой» оперная коллекция композитора Щедрина в Мариинском театре стала полной. В перспективе, как обещают в театре, так же будет и с инструментальной, камерной, хоровой, программной музыкой, и той, которая написана к кинофильмами театральным постановкам.
Официальное же чествование Родиона Константиновича на сценах знаменитой труппы стартует 5 декабря. В этот вечер на новой сцене зрителям покажут популярную во многих странах оперу «Мертвые души» по повести Гоголя, в постановке 1978 года – шедевры не стареют! В день рождения, 16-го,в Концертном зале прозвучит опера «Очарованный странник» по одноименной повести Николая Лескова, а на новой сцене покажут два одноактных балета: «Озорные частушки» Театра балета им. Леонида Якобсона, и «Кармен-сюиту».
Не забыта и «Рождественская сказка» (26 и 31 декабря). Эта оперная интерпретация сказки о двенадцати месяцах по традиции предваряет в театре новогодние детские спектакли.