Московский музей-заповедник «Царицыно», регулярно показывающий сокровища музеев России, открыл свои залы коллегам из Новгорода. Вплоть до конца зимы можно увидеть здесь удивительные раритеты древнерусской культуры из глубинки.
Хотя странно называть глубинкой древний, известный еще в IХ веке город-государство. Где был возведен на княжение Рюрик. И где правило народное вече — символ независимости, жестоко, в крови, отнятый у Новгородской республики московским князем Иваном Третьим...
Однако так уж вышло, что нынешний Новгород не может похвастаться ни числом жителей, ни промышленностью. Возможно, сегодня главное достояние города на Волхове, когда-то стоявшего на страже северо-западных рубежей России, — его архитектура и искусство. В них не только вечная красота, но и свидетельство сложной и богатой истории, тесных связей с дальними странами, развития культуры православия, привнесенного из далекой Византии.
Недаром ансамбль Новгородского кремля включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Рядом с бронзовым монументом, под охраной бронзовых же львов, вход в главное здание музея. Основанный в 1865 году, он познал невероятно трудную судьбу. Достаточно сказать, что возведенный в ХI веке Софийский собор был превращен большевиками в антирелигиозный музей... Лишь в 1991 году Софийский собор был возвращен в лоно Русской православной церкви.
С собором тесно связан центральный экспонат выставки — «Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами)». Работа мастеров XV века — шедевр древнерусской живописи. Весьма необычная икона повествует о реальном историческом событии зимы 1170 года, когда войска суздальского князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, осадили Новгород, но так и не смогли его захватить. Свое спасение новгородцы объяснили чудом, которое сотворила икона «Богоматерь Знамение». С тех пор она слыла символом небесного покровительства городу. Сама чудотворная икона XII века на выставку прибыть не смогла: переданная музеем в ведение РПЦ, она теперь хранится в Софийском соборе Новгорода. В «Царицыно» привезли подвесную пелену, входившую в драгоценный убор этой древней иконы. Почти полностью вышитая золотыми и серебряными нитями, пелена воспроизводит размер и композицию древнего образа.
Выставка «Похвала Заступнице. Образ Богородицы в памятниках Новгородского музея-заповедника» — подробное название ясно очерчивает тему — впервые позволила показать в столице многие раритеты знаменитой коллекции. Удивительно, почти все привезенные в Москву экспонаты, пусть и созданы в разные эпохи, связаны с образом Девы Марии, центральным в христианстве и особо почитаемым на северо-западе Руси.
Пожалуй, исключением стали берестяные грамоты: они служат скорее памятником бытовой, внецерковной городской культуры, зато четко выделяют этот музей из ряда аналогов. Конечно, он вобрал в свои фонды не только иконы из древлехранилищ и разоренных после 1917-го храмов, не только коллекции помещиков из национализированных усадеб или результаты этнографических экспедиций советского времени, но и прежде всего результаты археологических раскопок. Диапазон их простирается от сенсационных писем на бересте, найденных академиком Яниным в 1950 −1960-х, до совсем недавних открытий археологов.
Таково созданное около 1130 года изображение лика Богоматери — чудом уцелевший фрагмент росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря близ Новгорода. Собор никогда не был закрыт, однако еще в ХIХ веке церковное начальство повелело сбить древние фрески со стен, чтобы расписать их заново. А два года назад драгоценные кусочки древних фресок в жертвеннике собора нашел архитектурно-археологический отряд Института археологии РАН под руководством члена-корреспондента РАН профессора Владимира Седова. Оценим оперативность сотрудников музея: они включили уникальную находку в «меню» своих гастролей в столице, устроив здесь премьеру.
И это не единственный экспонат, показанный публике впервые. Особенно трогает лежащая в витрине в виде подобранных один к одному фрагментов часть росписи 1380 года, которая украшала церковь Спаса Преображения на Ковалевом поле. Во время Великой Отечественной храм был разрушен почти до фундамента. Специалисты десятилетиями прочесывали землю вокруг него в поисках разлетевшихся фрагментов фресок. Затем, словно пазл, в музее складывали эти кусочки. Результат титанического труда можно видеть в композиции «Положение во гроб», которая экспонируется в процессе реставрации.