Фото: Annette Riedl/dpa, globallookpress.com

Гаджеты стали неотъемлемой частью нашей жизни. Многие родители умиляются, когда их еще не умеющий говорить кроха ловко находит нужный мультфильм на планшете — вот какой сообразительный! Интернет забит домашними видео, на которых годовалые малыши в голос ревут, если у них забирают «любимую игрушку». Попробуем разобраться, есть ли толк от раннего вовлечения в виртуальный мир.

Статистика неутешительная. Как показало исследование, проведенное группой ученых о роли цифровых устройств в жизни российских детей, 67,8% школьников проводят за экраном смартфона, планшета или компьютера от 50 до 100% свободного времени. Дошколята тоже не отстают. Американские нейробиологи, обследовавшие 1800 малышей в 1997-м и 2014-м, выяснили, что в 90-е годы у экранов телевизоров дети ежедневно проводили в среднем полтора часа. В 2014 году дошкольники до 3 лет смотрели телепередачи уже 2,5 часа каждый день и около получаса тратили на смартфоны. Ребята постарше (от 3-5 лет) в 1997 году проводили у телевизора 2,5 часа, в 2014-м — примерно столько же, плюс около часа у них уходило на гаджеты.

Любопытно, что малыши считают мобильный телефон или планшет, за которым мама проводит продолжительное время, частью ее образа. Раньше так дети реагировали на изменение образа. Скажем, если мама неожиданно надевала парик или кардинально меняла прическу, это вызывало тревогу. По мнению экспертов, у нового поколения складывается новая картинка мира, в котором гаджеты — не предметы, а нечто живое, как домашние питомцы — тамагочи XXI века.

Некоторые ученые высказывают гипотезу, что мозг современных детей приспособился к потоку информации, и сейчас мы становимся свидетелями рождения нового типа людей — гомо гаджетикус. Безусловно, есть опасения относительно формирования клипового мышления, когда идет поверхностное восприятие информации без проникновения в глубину явления. Тем не менее есть данные, подтверждающие, что умение с детских лет работать в режиме многозадачности, как это происходит в онлайн-играх, тренирует данный навык. Эксперты предполагают, что в будущем такие дети лучше других будут справляться с заданиями на переключение внимания.

Медики не столь оптимистичны. Они убеждены, что погружение в виртуальную реальность тормозит интеллектуальное развитие, мешает социализации, да и просто вредно для здоровья. По словам сотрудника кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Марины Гавриловой, время, проведенное дошкольником перед экраном пассивно (например, за просмотром видеороликов), отрицательно сказывается на развитии способности обрабатывать информацию, полученную в процессе общения.

Врач-педиатр Алена Михайлова уточняет, что первые годы также важны для формирования речевых навыков. С 3 до 7 лет и вовсе идет активное развитие мозга, когда повышается интеллектуальный уровень, развиваются творческие способности, происходит эмоциональное взросление. Проблемы детско-родительского взаимодействия в этот период порождают неумение общаться со сверстниками, договариваться, идти на компромиссы. Если же брать физиологию, постоянное мелькание ярких картинок может привести к неправильной работе глазных мышц и снижению зрения. «Залипание» на мультиках приводит и к системным сбоям организма из-за малоподвижности.

Но в то же время полное исключение ребенка из цифровой среды также негативно для развития его саморегуляции — умения управлять своим поведением и эмоциями. Педиатры советуют проводить за гаджетами ребенку 3-7 лет не более 10 минут, 8-11 лет — 15 минут, 11-13 лет — 20 минут, 14-17 лет — 25 минут. Ощущение, конечно, что они будут жить на какой-то другой планете. Сейчас, особенно после введения тотального дистанта во время пандемии, школьники проводят перед экранами компьютеров и смартфонов по 7,5 часа!

Справедливости ради нужно отметить, что в одном и медики, и ученые всего мира единодушны: детям до 3 лет желательно не давать в руки цифровое устройство. В первую очередь потому, что представление о контенте приходит только после 5 лет. Они просто мало что понимают. На практике, конечно же, эта рекомендация не соблюдается: годовалым детям дают гаджеты 5% родителей, а к 6-летнему возрасту их осваивают уже 99%...

Кстати

В России термин «клиповое мышление» в конце 90-х годов впервые использовал российский философ Федор Гиренок. По его мнению, первый признак клипового мышления — языковой минимализм. Клиповое мышление интересуют не логические цепочки, а наглядное изображение мысли в целом.