Главная Культура 00:27 03 Сентября 2021 6142
«Дети в своем максимализме честнее и лучше нас»

Народный артист России Алексей Бородин - о том, как театру, разменявшему второе столетие, оставаться молодым

Любовь Лебедина, театральный критик
Алексей Бородин приходит в театр рано утром и уходит только поздно вечером. Фотографии предоставлены пресс-службой РАМТа

5 сентября открывает новый сезон Российский академический молодежный театр, отмечающий свое столетие. О том, как коллективу с большой историей не только сохранить традиции, но и держаться на гребне интереса публики, быть актуальным в самых разно-образных жанрах, от классики до авангарда и от драмы до мюзикла, обеспечивать дружественную смену творческих поколений, — беседа «Труда» с художественным руководителем РАМТа, народным артистом России Алексеем Бородиным.

— Приходите — мы отметим наш юбилей без лишнего пафоса, в теплом, домашнем формате, — начал разговор Алексей Владимирович. — А вспомнить есть кого и что. Тут и история МХАТа II, находившегося в этом здании с 1924-го по 1936-й, и великие актеры, режиссеры — Мария Осиповна Кнебель, Анатолий Васильевич Эфрос, Олег Николаевич Ефремов... Мы выпустили два грандиозных альбома с фотографиями. В первом — история Центрального детского театра, впоследствии Молодежного. Второй — монография архитектора М. В. Нащокиной «Москва. Театральная площадь, 2: история здания и его героев», посвященная 200-летию этого дома.

— Почему три года назад вы решили сделать главным режиссером театра Егора Перегудова, оставив за собой должность художественного руководителя?

Егор Перегудов - не только главный режиссер РАМТа, но и главный единомышленник его художественного руководителя

— Это плод долгих размышлений: что будет с театром, когда меня не станет. Вокруг слишком много примеров того, как после ухода из жизни многолетних лидеров театры мгновенно разрушались. Егор — совсем иной характером и творчеством, чем я, но у нас одна группа крови, одни взгляды на искусство, потому есть надежда, что коллектив, собиравшийся по крупицам в течение 40 лет, сохранится. Ведь именно в России родилась идея репертуарного театра, где одновременно представлены работы самой разной направленности, включая художественные поиски молодых режиссеров. Мне очень интересно общаться с Егором, все творческие вопросы мы решаем вместе.

— Вы сказали о сочетании традиций и новаторства, и мне сразу вспомнился один из недавних ваших спектаклей — «Горе от ума», решенный в непривычном для классического образца сатиры ключе русского психологического театра. Что подвигло выбрать произведение, в прочтении которого, кажется, не осталось никаких белых пятен?

— В пьесе Грибоедова, написанной 200 лет назад, меня заинтриговала тема подлаживания одних людей к действительности, в то время как другие ей сопротивляются, пытаясь отстоять свое человеческое достоинство. Ведь Фамусов прежде разделял взгляды своего друга Чацкого на необходимость реформ в обществе, теперь же он советует брать пример с Максима Петровича, готового пол прошибать лбом ради снисходительной улыбки монаршей особы. Но Чацкий явно не готов стать приспособленцем — и Фамусов объявляет его сумасшедшим. Болезненный удар — хотя, с другой стороны, он тем самым, возможно, спас ретивого вольнодумца от ссылки, а то и каторги. Разве не звучит это все сегодня крайне злободневно?

— Считая конформизм путем к фашизму, вы поставили такие сложнейшие спектакли, как «Нюрнберг» о суде над нацистскими преступниками и «Демократию» Майкла Фрейна, где канцлер ФРГ Вилли Брандт мечтает о будущей объединенной Германии, победившей в себе гитлеризм. Неужели рассчитывали, что старшеклассники разберутся в этих «проклятых» вопросах века?

— Школьники самые разные. Одни склонны мыслить — таким эти спектакли должны быть интересны. Ну а тем, кому не повезло с умными учителями, останутся на уровне «дважды два — четыре». У меня нет цели охватить всех скопом, я обращаюсь к человеку, а не массе.

— Продолжение вечной темы отцов и детей мне видится в спектакле «Сын» приглашенного Юрия Бутусова и фантастическом триллере «Сны моего отца» Егора Перегудова. При всем различии сюжетов и форм они сходятся в одном — ответственности родителей за судьбы отпрысков. Одна моя знакомая, находясь под большим впечатлением от спектакля Бутусова, тем не менее сказала, что не пожелала бы своей 14-летней дочери увидеть метания главного героя, чей разлад с лицемерными родителями и невозможность найти смысл жизни приводят к трагическому решению...

— Тема детского суицида — одна из самых больных, мы обязаны о ней говорить. Ведь дети в своем максимализме часто честнее и лучше нас. Не берусь судить, права ли ваша знакомая, но думаю, если бы она пришла вместе с дочерью на спектакль, то, возможно, потом возник бы обмен мнениями, а значит, контакт.

— Почему в афише юбилейного сезона преобладает проза? Вы, например, репетируете спектакль по роману Алексея Варламова «Душа моя Павел», Алексей Золотовицкий приступает к инсценировке романа «Женщины Лазаря» Марины Степновой, а первая премьера этого сезона «Дни Савелия» Марины Брусникиной — переложение известного романа Григория Служителя.

— К сожалению, наша драматургия сильно отстает от современной прозы. Такое впечатление, что авторы многих пьес забывают о фундаментальных законах сценического искусства. Однажды на «Берег утопии» Тома Стоппарда к нам пришел Эдвард Радзинский. Умница и эстет, на мой вопрос о впечатлениях он ответил, будто рассуждая сам с собой: «Ну как он это умеет делать? Не пойму». А я, в свою очередь, вспомнил, как Стоппард, сидя рядом со мной на репетициях, без конца спрашивал: «Работает эта фраза по-русски или нет?». Язык пьесы должен быть живым, как сама жизнь. Это безошибочно чувствовали Гоголь, Островский, Чехов... В ХХ веке театр из авторского попытались переделать в режиссерский. Но в наших стенах автор — по-прежнему на первом месте. В пьесе должно быть четко прописано, кто кому и кем приходится, кого защищают, кого презирают...

— Но не менее важно и взаимопонимание между режиссером и актерами.

— Это одна из сложностей нашей профессии: мы имеем дело с живыми людьми, и к каждому нужен индивидуальный подход. Актеров надо увлекать, ни в коем случае не уязвляя их самолюбие.

Для актеров Марии Туровой и Алексея Боброва приход в театр - дело не только рабочее, но и семейное

— Не припомню случая, чтобы вокруг ухода актера из труппы РАМТа (все бывает, жизнь есть жизнь) развернулась пиар-кампания наподобие той, что набрала обороты, когда Виктор Сухоруков громко хлопнул дверью в Театре имени Моссовета...

— Мне всегда творчески интересен режиссер Юрий Еремин, я также ценю необыкновенный актерский талант Виктора Сухорукова. Помню их увлеченную совместную работу над спектаклем «Царство отца и сына», но тут, в «Страннике», что-то не срослось. Возможно, Сухорукову показалось, что он знает больше режиссера. И теперь Юрий Иванович вынужден заниматься вводами других артистов на роли, которые играл любимец публики. Что сказать — звездная болезнь очень опасна, особенно для репертуарного театра.

— Но как держать в поле зрения добрую сотню артистов, каждый из которых мечтает сыграть главную роль?

— Остроумный Марк Захаров однажды сказал: «Гамлета я всегда найду, а вот где мне найти второго могильщика?» А если серьезно, надо постоянно развивать в себе умение слушать и слышать других. Например, нам стало тесно работать на Большой сцене, где можно выпустить от силы две-три премьеры в сезон. Поэтому открыли Малую сцену под крышей, потом репетиционный зал переоборудовали под Черную комнату для новых постановок, потом стали осваивать подвал, ну а в прошлом сезоне вышли репетировать в летний двор, где сыграем «Дни Савелия». Все это – чтобы и артисты были заняты, и режиссеры ставили и не возникало никаких обид, связанных с невостребованностью. Лично я прихожу в театр рано утром и ухожу поздно вечером после окончания спектаклей. Говорю это не для того, чтобы выжать слезу: я сам выбрал такую долю и ни на что ее не променяю.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7032
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6220
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?