На канале НТВ завершилось шоу «Страна талантов», на протяжении двух месяцев предоставлявшее площадку тем, кто посвятил себя народным музыкальным традициям. Фольклор вечен — но в какой степени он интересен современным зрителям, избалованным изощреннейшими медиа-технологиями? Способен ли развиваться, не изменяя собственной природе? А может, именно в нем — то здоровое начало, которое вернет искусству общительность, теплоту и душевность, им изрядно растраченные? На эти вопросы, а также о том, как жить на две страны и культуры, не выпадая ни из одной, «Труду» ответил ведущий шоу, популярный певец и киноактер Алексей Воробьев.
— Оправдались ли ваши ожидания от проекта?
— Более чем! Когда друзья, друзья друзей, мамы и бабушки друзей начали буквально забрасывать меня посланиями насчет того, что давно бы уже пора сделать такое шоу на нашем телевидении, я понял — всё сложилось. Ведь народным творчеством в нашей стране занимаются миллионы, в том числе огромное количество детей и подростков. Для сотен тысяч это впоследствии становится профессией. То, что мы не привыкли видеть их на телевидении — минус не им, а телевидению, не замечающему огромный пласт отечественной культуры. Вот теперь у зрителей появилась возможность хотя бы в первом приближении увидеть его в прайм тайм на одном из самых популярных телеканалов страны.
— У нас довольно много телевизионных шоу формата «Алло, мы ищем таланты». Насколько конкурентно на этом фоне ваше предприятие?
— Мне кажется, в нем уникально сочеталось обращение к песням и танцам, которыми, можно сказать, прошит наш национальный культурный код, с обаянием юных артистов и артисток, привлекающих зрительское внимание не полуголыми телесами, обклеенными стразами, а певческим и танцевальным даром, помноженным на прекрасную выучку. Мне трудно назвать другое телевизионное шоу, которое бы могло с нашим проектом конкурировать.
— Но многие убеждены, что фольклор — нечто замшелое, молодежи категорически не интересное.
— Я занимался фольклором профессионально — если б вы видели тысячи зрителей всех возрастов на фольклорных фестивалях, наблюдали их реакцию на выступления десятков народных коллективов и виртуозов-солистов, вполне сравнимую с рейвом на лучших рок-концертах, уверен, у вас отпали бы все сомнения в том, что это искусство будет актуально всегда. В отличие, кстати, от поп-музыки, где вечно меняющаяся мода на биты и танцевальные движения может оставить не у дел иных суперуспешных исполнителей уже через несколько лет.
— Но даже у многих победителей популярного шоу «Голос» не получилось большой карьеры. Какое будущее вы видите у участников «Страны талантов»? При каких условиях сможете сказать, что миссия проекта выполнена?
— Артист не должен выходить на сцену ради себя самого. Миссия проекта выполнена, если после его просмотра дети и подростки поймут: чтобы быть крутыми, не обязательно снимать коротенькие видео в социальных сетях, открывая рот под чужие песни. Есть и другие, гораздо более творческие возможности проявить свою индивидуальность, пусть они и покажутся тебе сперва не слишком модными, но именно в них ты найдешь себя и добьешься успеха.
Ну и напомню, что любой телевизионный проект — это всего лишь платформа, возможность быстрого старта, а как ей распорядится одаренный человек — зависит исключительно от него самого. Все артисты, добившиеся славы и признания, скажут вам, что на одном таланте, без трудолюбия, упорства и воли к победе далеко не уедешь.
— И все же не отдают ли все эти кокошники чем-то архаичным?
— Еще раз посоветую внимательнее смотреть выпуски нашего проекта. Как верно сказала в одном из них Надежда Георгиевна Бабкина, народное творчество — не музей. Оно живет и меняется вместе с нами и временем. И точно так же, как другие сферы искусства, имеет право быть модным, стильным, чутким к переменам в обществе, даже к нюансам в настроении отдельных людей, особенно если это исполнители. Ну а возвращаясь к теме кокошника — вот вам факт: года три назад «Дольче и Габбана» выпустили целую коллекцию, расписанную под хохлому. Важно правильно подать то, что ты хочешь продвинуть. Подождите ещё пару лет, и мы увидим русские народные мотивы на самых главных подиумах планеты.
— Вы один из немногих российских артистов, которые, ведя здесь телешоу, выпуская синглы и клипы, еще и регулярно снимаются в американском кино (а не только рассказывают об этом). Как удается все это совмещать?
— Если бы даже я сказал — «легко», вы бы не поверили. Да элементарно жить в двух разных местах — уже непросто. А работать и строить карьеру в странах со столь разными культурами, менталитетом, традициями, вплоть до совершенно другой системы праздников — это невероятно сложно. И очень интересно! Жизнь до обидного коротка — а ты получаешь возможность за тот же срок прожить две жизни. Работать в двух профессиях, говорить на двух языках, а иногда в свой день рождения сесть в самолёт и улететь на другой континент, чтобы праздновать его 36 часов вместо 24. Только любимая женщина в жизни должна быть одна, всё остальное можно не лимитировать.
Постоянно быть в пути — жизненное правило Алексея
— Используете ли вы опыт, полученный по одну сторону океана, перелетая на другую?
— Конечно. И основа тут — мой родной, российский культурный бэкграунд. С другой стороны, наблюдая съемки в Италии, Канаде или Америке, я перенимаю все, что может пригодится в моей работе актёра, режиссера, сценариста.
— Что вам не нравится в российском шоу-бизнесе, что бы вы, исходя из этого опыта, в нем изменили?
— Мне, конечно, приятно, что вас интересует мое скромное мнение по поводу всего нашего шоу-бизнеса, однако, считаю, он прекрасно регулирует себя сам. Спрос рождает предложение. И смотрите — в ответ на молодежный интерес появляются новые певческие, рэперские имена, порой это по-настоящему талантливые артисты. Люди постарше слушают тех, кого любили в своей молодости, и эти мастера тоже продолжают работать. Шоу-бизнес — зеркало самой жизни.
Можно, конечно, пытаться что-то ему навязать, «совершенствовать» вкус публики, но заставить людей получать удовольствие от того, что им не нравится, все равно не выйдет.
— Вы органично чувствуете себя и в амплуа фолк-артиста с аккордеоном, и в качестве поп-сердцееда, и выступая этаким русским Элвисом Пресли. Как думаете, будущее за универсальными артистами или теми, кто предпочитает узкую специализацию?
— Универсалам всегда сложнее. Когда можешь многое, труднее найти себя. И зрителю трудно «привыкнуть» к тебе в разных амплуа. Он только подумал — да вот он, оказывается, какой! — а тут бах и перемена. Ты вроде пел рок-н-ролл — и вдруг выходишь с аккордеоном, или запел блюз хриплым голосом, или станцевал степ, а потом ррраз — снялся в военной картине... Да ты кто такой вообще: народный певец? Голливудский актер? А чего в интервью рассказываешь, что написал сценарий сериала и будешь его снимать как режиссёр, да ещё и в Мексике!? Вот далеко не полный список вопросов, которые возникают у публики такого артиста, как я. Притом помножьте этот перечень на два — см.выше насчет двух жизней (улыбается).
Для Алексея и рок-гитара — привычный инструмент Фото Николая Шлыкова
— В сериале «Космические войска» со Стивом Кареллом в главной роли вы играете сексапильного русского шпиона со странным именем Ыгорь Телатовицх. Это в принципе вершина карьеры российского артиста в Голливуде, или возможны более значительные роли?
— Что вы, ну какая вершина. Это как нос ботинка просунуть в дверь, которая приоткрылась, не более того. Здорово, конечно, поработать на съемочной площадке с большими голливудскими звёздами. Но любой свой профессиональный шаг, даже явно успешный, я всегда расцениваю как начало пути. Любая победа — всего лишь переход на новый уровень, который тебе нужно одолеть.
С Джоном Малковичем во время съемок «Космических войск»
— В нынешнем году, отстраненные от «Евровидения», мы как-то не очень следили за его ходом — и смотрите, национальной культурной катастрофы не случилось, люди не маршировали перед Останкином с плакатами «Даешь Турин», им и без него хватало музыки... Что скажете на этот счет вы, в прошлом участник этого конкурса?
— По какой-то неведомой мне причине мы со звериной серьезностью относились к этому телеконцерту, большую часть которого на сцене происходит действо, скорее похожее на капустник в аду, чем на конкурс песни, каким оно изначально себя позиционировало. Думаю, что России не стоит больше отправлять на него участников. И дело не в политике — ну зачем нам участвовать в состязании типа «у кого больше блесток на трусах», где от самого артиста и его таланта практически ничего не зависит? Не случайно имя победителя вы, как правило, не вспомните уже на следующий день.
До встречи в новых проектах и новых имиджах! Фото Николая Шлыкова
— Вы известны мужеством, позволившим преодолеть самые серьезные медицинские проблемы. Чему научил вас этот опыт? Что бы вы посоветовали людям, попавшим в трудные жизненные ситуации? Где черпать моральные силы для победы?
— Боюсь разочаровать вас, но увы — не знаю. Нет универсального ключика, который сгодился бы каждому, попавшему в беду. Я сам до сих пор не понимаю, как выбрался. Да что я — врачи не понимают, когда видят снимки моего повреждённого инсультом мозга. Просто надо помнить: если завтра вас не станет, эта земля не перестанет вертеться. И бесполезно обвинять жизнь в жестокости — она такая, какая есть. Стало быть — хватит себя жалеть! Вот единственный совет, который могу дать. Станьте своим лучшим другом, который, когда нужно, растормошит, поднимет, даже прикрикнет! Подойдите к зеркалу и скажите себе: «Да, дела не очень — хотелось бы получше». И задумайтесь — а чего именно хотелось бы? Спросите у своего отражения. А потом, осознав ситуацию, пообещайте себе каждый день вот так же подходить к зеркалу — и видеть там улучшения. Костерите себя что есть мочи, когда недовольны. А если сделали хоть маленький, но шажок вперед — не скупитесь на комплименты, ведь вы же свой лучший друг! Мне однажды пришла в голову фраза, которую я записал: «Не можешь взлететь — ползи. Но — желательно вверх».
Когда верстался номер
Шоу «Страна талантов» победило на ежегодном форуме «Лучшие социальные проекты России» в номинации «Культура, искусство, религия». Поздравляем его создателей и Алексея Воробьева!