Главная Культура 15:25 02 Декабря 2022 4509
«Кабаре Терезин»: победа через восемьдесят лет
Спектакль «Кабаре Терезин», реконструировавший творчество нацистских узников, признан лучшим на фестивале. Фото предоставлены организаторами фестиваля

В Екатеринбурге 18-28 ноября прошел финал V всероссийского фестиваля «Музыкальное сердце театра». Из почти 70 заявок, пришедших со всех концов страны из самых известных и совсем молодых театров, 12 работ были отобраны экспертным советом в финальный этап, а по голосованию членов Академии премии под руководством ее президента Максима Дунаевского 8 постановок награждены в частных номинациях. В главной номинации «лучший спектакль» победила работа московского «ИП Шейнин» – мюзикл «Кабаре Терезин», созданный на основе творчества узников нацистского лагеря «Терезиенштадт» в годы Второй мировой войны.

Премия и фестиваль «Музыкальное сердце театра» на протяжении полутора десятков лет отслеживают наиболее яркие явления в области мюзикла, оперетты, рок- и лайт-оперы, иных неклассических музыкально-театральных жанров, обращающихся к публике на современном демократичном художественном языке. Например, среди прошлых лауреатов премии – спектакли «Продюсеры» Московского театра Et Cetera, «Черная бурка» Татарского государственного академического театра им. Г.Камала, «Ленька Пантелеев» Санкт-Петербургского театра юного зрителя им. А.А.Брянцева, «Антигона» Пермского академического Театра-Театра.

В числе претендентов этого года вновь было несколько мюзиклов – «Три мушкетера» Ивановского музыкального театра, «Бесприданница» Саратовского областного театра оперетты и одноименный спектакль Иркутского областного музыкального театра, «Доходное место» Алтайского государственного музыкального театра, «Волшебник Изумрудного города» московского Детского музыкального театра юного актера и одноименная работа Хабаровского краевого музыкального театра. Несколько театров, включая оперные из Удмуртии и Республики Коми, а также Ростовский и Рязанский музыкальные, представили классические оперетты – к сожалению, ни одна из этих работ не прошла в финал, что говорит о кризисе жанра, а вернее подхода к нему современных постановщиков. Встречались и откровенно экспериментальные постановки, интересные по замыслу, но не всегда «дотянутые» по художественному качеству, как, например, «Шекспир. Сон» Сахалинского международного театрального центра им. А.П.Чехова. А некоторые в высокой степени уважаемые коллективы не смогли выставить свои работы из-за имеющегося в их контракте ограничения прав на распространение видео, без чего невозможно подать заявку – это Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии («Моя прекрасная леди»), московский Театр на Таганке («Онегин»)…

Были и чрезвычайно интересные работы, которые попали в номинанты, но так сложилось голосование академиков (а их больше ста человек), что ни по одной из категорий этим постановкам не досталось наград. Мне, например, жаль, что в числе таковых оказался смелый, искренний и очень контактный по отношению к зрителю спектакль «Преступление и наказание» московского Рэп-театра, где сюжет Достоевского обрел остро современную интонацию. Без премий (хотя уже само звание номинанта почетно) остались и весьма крепко скроенный спектакль «Сирано де Бержерак» Театра мюзикла Свердловской государственной детской филармонии, симпатичный и добрый по визуальному решению (костюмы и сценография) мюзикл «Путешествие муравьишки, или От заката до рассвета» Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье».

«Преступление и наказание» московского Рэп-театра придало сюжету Достоевского остро современную интонацию

Всего по одной награде, что вряд ли соответствует реальному художественному качеству этих мастерских работ, получили «24 часа из жизни женщины» московского Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой, «Дорогой мистер Смит» санкт-петербургского театра «Приют комедианта», «Труффальдино» Краснодарского музыкального театра (творческое объединение «Премьера» имени Л.Г.Гатова). Возможно, в подобном результате сказалось и то, что в нынешних непростых условиях 5 из 12 номинированных спектаклей не смогли доехать до Екатеринбурга – в их числе «Труффальдино». Да и в самом городе для всероссийского фестиваля почему-то не нашлось зала с оркестровой ямой, что также отсекло возможность показа ряда масштабных работ. Впрочем, тут оргкомитет нашел резервную возможность – получил от восьми театров разрешение вывесить видеозаписи постановок в интернете. В итоге их посмотрели не только академики, но и десятки тысяч зрителей, проголосовавших за понравившиеся работы, одна из которых – очень светлый детский спектакль «Летучий корабль» на популярную музыку Максима Дунаевского, поставленный Орловским государственным театром для детей и молодежи «Свободное пространство», – получила приз зрительских симпатий.

«Летучий корабль» из Орла стал фаворитом зрителей и получил их приз

По две награды получили мюзикл «Рок» по «Шагреневой коже» Бальзака Музыкального театра Кузбасса имени А.К.Боброва (Кима Брейтбурга отметили как композитора и продюсера постановки) и «Путешествие Голубой Стрелы» Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Карамболь» (премирована его музыкальный руководитель Ирина Брондз, а сам спектакль отмечен как лучший среди детских).

«Путешествие Голубой Стрелы» – отличный повод для семейного похода в детский музыкальный театр

Три премии – у мюзикла «Гэтсби» Новосибирского музыкального театра (а я бы дал не только за прозаическую пьесу Натальи Индейкиной, песенные тексты Константина Рубинского и дирижерское искусство Александра Новикова, но и, например, за костюмы Елены Вершининой).

Спектакль «Гэтсби» – один из самых красивых и стильных на смотре

Больше всего наград – по четыре – завоевали мюзиклы «Семейка Аддамс» Тюменского Большого драматического театра и «Кабаре Терезин» московского «ИП Шейнин». Сибирский спектакль, если бы была такая категория, мог бы, кроме того, претендовать на звание спровоцировавшего наиболее острые споры. Дело в том, что это лицензионная работа, и если награды актеров Александра Кудрина (Гомес Аддамс) и Жанны Сырниковой (Элис Байнеке) ни у кого недоумения не вызвали, то вопросы к номинированию хореографии Анатолия Войнова и Ирины Кашубы, как и сценографии Марии Утробиной, возникли. Ведь это уже не исполнительская, а авторская часть произведения, изначально поставленного на Бродвее. Объяснение тут простое: театр получил лицензию класса не А, а В, то есть право на воспроизведение музыки и сюжета, в остальном же – содержании конкретных реплик, визуальной стороне и пр. – имел свободу действий. Да и как могла быть повторена, например, американская хореография, если она сочинялась в расчете на профессиональных танцовщиков, в Тюмени же работали драматические актеры. Ну и, насколько знаю другие работы Войнова и Кашубы, они не те хореографы, которым для постановки спектакля нужно заимствовать чужие изобретения.

Зато «Кабаре Терезин» вызвало, наверное, наименьшее количество разноречий – и при девяти номинациях получило премии за оркестровку (композитор Сергей Дрезнин), режиссуру (Нина Чусова), главную женскую роль (Мария Биорк) и, что самое престижное – звание «лучший спектакль». Такая единодушная оценка связана не только с яркой музыкой, текстами и подачей номеров, но с уникальной историей произведения, которое в основе своей создано восемь десятилетий назад узниками нацистского концлагеря «Терезиенштадт» в оккупированной гитлеровцами Чехии и представляет собой трагикомедию на темы этой самой концлагерной жизни. Дополнительный драматизм ситуации придало то, что, получив два года назад благодаря энтузиастам и меценатам свой шанс в России, пьеса сегодня вновь лишилась проката: кто-то из актеров уехал за границу, кто-то из меценатов больше не имеет возможности помогать… Тем важнее факт лауреатства – возможно, он поспособствует возрождению постановки, в нынешней тревожной реальности обретающей новую актуальность.

«Я получал многие литературные и театральные премии, но Гран-при – это впервые в моей жизни, – подтвердил высокий смысл фестивальных наград поэт Юрий Ряшенцев, отмеченный Академией за вклад в музыкально-театральное дело. – Сегодня мою и, думаю, вашу радость омрачает то, что молодые люди, ради которых мы с вами работаем, убивают друг друга сотнями. Но в эти же дни я прочел слова одного мудрого православного священника, живущего в Испании и имеющего там огромную паству. Он сказал: если у вас тяжко на душе и кругом вас тяжелые обстоятельства, но случается хотя бы маленькая радость, вы не должны отвергать ее, наоборот – обязаны на сто процентов принять, ибо в противном случае вы доставите громадную радость врагу рода человеческого».

Трудно было более выразительно подвести итог фестиваля и его финальной церемонии. В которой, замечу, помимо лауреатов и ведущего Александра Олешко выступили руководитель фестивальной молодежной творческой лаборатории, замечательный композитор, «дедушка уральского рока» Александр Пантыкин, юный пианист-виртуоз Иван Бессонов и другие в высшей степени талантливые люди.

Президент Академии «Музыкальное сердце театра» Максим Дунаевский поздравляет лауреатов

Тем временем уже стартует подготовка к следующему смотру. Праздник 2023 года, как объявил заместитель председателя правительства Кузбасса по вопросам культуры, спорта и туризма Сергей Алексеев, состоится в столице этого региона Кемерове.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5663
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4665
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4254
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...