В Екатеринбурге 18-28 ноября прошел финал V всероссийского фестиваля «Музыкальное сердце театра». Из почти 70 заявок, пришедших со всех концов страны из самых известных и совсем молодых театров, 12 работ были отобраны экспертным советом в финальный этап, а по голосованию членов Академии премии под руководством ее президента Максима Дунаевского 8 постановок награждены в частных номинациях. В главной номинации «лучший спектакль» победила работа московского «ИП Шейнин» – мюзикл «Кабаре Терезин», созданный на основе творчества узников нацистского лагеря «Терезиенштадт» в годы Второй мировой войны.
Премия и фестиваль «Музыкальное сердце театра» на протяжении полутора десятков лет отслеживают наиболее яркие явления в области мюзикла, оперетты, рок- и лайт-оперы, иных неклассических музыкально-театральных жанров, обращающихся к публике на современном демократичном художественном языке. Например, среди прошлых лауреатов премии – спектакли «Продюсеры» Московского театра Et Cetera, «Черная бурка» Татарского государственного академического театра им. Г.Камала, «Ленька Пантелеев» Санкт-Петербургского театра юного зрителя им. А.А.Брянцева, «Антигона» Пермского академического Театра-Театра.
В числе претендентов этого года вновь было несколько мюзиклов – «Три мушкетера» Ивановского музыкального театра, «Бесприданница» Саратовского областного театра оперетты и одноименный спектакль Иркутского областного музыкального театра, «Доходное место» Алтайского государственного музыкального театра, «Волшебник Изумрудного города» московского Детского музыкального театра юного актера и одноименная работа Хабаровского краевого музыкального театра. Несколько театров, включая оперные из Удмуртии и Республики Коми, а также Ростовский и Рязанский музыкальные, представили классические оперетты – к сожалению, ни одна из этих работ не прошла в финал, что говорит о кризисе жанра, а вернее подхода к нему современных постановщиков. Встречались и откровенно экспериментальные постановки, интересные по замыслу, но не всегда «дотянутые» по художественному качеству, как, например, «Шекспир. Сон» Сахалинского международного театрального центра им. А.П.Чехова. А некоторые в высокой степени уважаемые коллективы не смогли выставить свои работы из-за имеющегося в их контракте ограничения прав на распространение видео, без чего невозможно подать заявку – это Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии («Моя прекрасная леди»), московский Театр на Таганке («Онегин»)…
Были и чрезвычайно интересные работы, которые попали в номинанты, но так сложилось голосование академиков (а их больше ста человек), что ни по одной из категорий этим постановкам не досталось наград. Мне, например, жаль, что в числе таковых оказался смелый, искренний и очень контактный по отношению к зрителю спектакль «Преступление и наказание» московского Рэп-театра, где сюжет Достоевского обрел остро современную интонацию. Без премий (хотя уже само звание номинанта почетно) остались и весьма крепко скроенный спектакль «Сирано де Бержерак» Театра мюзикла Свердловской государственной детской филармонии, симпатичный и добрый по визуальному решению (костюмы и сценография) мюзикл «Путешествие муравьишки, или От заката до рассвета» Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье».
«Преступление и наказание» московского Рэп-театра придало сюжету Достоевского остро современную интонацию
Всего по одной награде, что вряд ли соответствует реальному художественному качеству этих мастерских работ, получили «24 часа из жизни женщины» московского Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой, «Дорогой мистер Смит» санкт-петербургского театра «Приют комедианта», «Труффальдино» Краснодарского музыкального театра (творческое объединение «Премьера» имени Л.Г.Гатова). Возможно, в подобном результате сказалось и то, что в нынешних непростых условиях 5 из 12 номинированных спектаклей не смогли доехать до Екатеринбурга – в их числе «Труффальдино». Да и в самом городе для всероссийского фестиваля почему-то не нашлось зала с оркестровой ямой, что также отсекло возможность показа ряда масштабных работ. Впрочем, тут оргкомитет нашел резервную возможность – получил от восьми театров разрешение вывесить видеозаписи постановок в интернете. В итоге их посмотрели не только академики, но и десятки тысяч зрителей, проголосовавших за понравившиеся работы, одна из которых – очень светлый детский спектакль «Летучий корабль» на популярную музыку Максима Дунаевского, поставленный Орловским государственным театром для детей и молодежи «Свободное пространство», – получила приз зрительских симпатий.
«Летучий корабль» из Орла стал фаворитом зрителей и получил их приз
По две награды получили мюзикл «Рок» по «Шагреневой коже» Бальзака Музыкального театра Кузбасса имени А.К.Боброва (Кима Брейтбурга отметили как композитора и продюсера постановки) и «Путешествие Голубой Стрелы» Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Карамболь» (премирована его музыкальный руководитель Ирина Брондз, а сам спектакль отмечен как лучший среди детских).
«Путешествие Голубой Стрелы» – отличный повод для семейного похода в детский музыкальный театр
Три премии – у мюзикла «Гэтсби» Новосибирского музыкального театра (а я бы дал не только за прозаическую пьесу Натальи Индейкиной, песенные тексты Константина Рубинского и дирижерское искусство Александра Новикова, но и, например, за костюмы Елены Вершининой).
Спектакль «Гэтсби» – один из самых красивых и стильных на смотре
Больше всего наград – по четыре – завоевали мюзиклы «Семейка Аддамс» Тюменского Большого драматического театра и «Кабаре Терезин» московского «ИП Шейнин». Сибирский спектакль, если бы была такая категория, мог бы, кроме того, претендовать на звание спровоцировавшего наиболее острые споры. Дело в том, что это лицензионная работа, и если награды актеров Александра Кудрина (Гомес Аддамс) и Жанны Сырниковой (Элис Байнеке) ни у кого недоумения не вызвали, то вопросы к номинированию хореографии Анатолия Войнова и Ирины Кашубы, как и сценографии Марии Утробиной, возникли. Ведь это уже не исполнительская, а авторская часть произведения, изначально поставленного на Бродвее. Объяснение тут простое: театр получил лицензию класса не А, а В, то есть право на воспроизведение музыки и сюжета, в остальном же – содержании конкретных реплик, визуальной стороне и пр. – имел свободу действий. Да и как могла быть повторена, например, американская хореография, если она сочинялась в расчете на профессиональных танцовщиков, в Тюмени же работали драматические актеры. Ну и, насколько знаю другие работы Войнова и Кашубы, они не те хореографы, которым для постановки спектакля нужно заимствовать чужие изобретения.
Зато «Кабаре Терезин» вызвало, наверное, наименьшее количество разноречий – и при девяти номинациях получило премии за оркестровку (композитор Сергей Дрезнин), режиссуру (Нина Чусова), главную женскую роль (Мария Биорк) и, что самое престижное – звание «лучший спектакль». Такая единодушная оценка связана не только с яркой музыкой, текстами и подачей номеров, но с уникальной историей произведения, которое в основе своей создано восемь десятилетий назад узниками нацистского концлагеря «Терезиенштадт» в оккупированной гитлеровцами Чехии и представляет собой трагикомедию на темы этой самой концлагерной жизни. Дополнительный драматизм ситуации придало то, что, получив два года назад благодаря энтузиастам и меценатам свой шанс в России, пьеса сегодня вновь лишилась проката: кто-то из актеров уехал за границу, кто-то из меценатов больше не имеет возможности помогать… Тем важнее факт лауреатства – возможно, он поспособствует возрождению постановки, в нынешней тревожной реальности обретающей новую актуальность.
«Я получал многие литературные и театральные премии, но Гран-при – это впервые в моей жизни, – подтвердил высокий смысл фестивальных наград поэт Юрий Ряшенцев, отмеченный Академией за вклад в музыкально-театральное дело. – Сегодня мою и, думаю, вашу радость омрачает то, что молодые люди, ради которых мы с вами работаем, убивают друг друга сотнями. Но в эти же дни я прочел слова одного мудрого православного священника, живущего в Испании и имеющего там огромную паству. Он сказал: если у вас тяжко на душе и кругом вас тяжелые обстоятельства, но случается хотя бы маленькая радость, вы не должны отвергать ее, наоборот – обязаны на сто процентов принять, ибо в противном случае вы доставите громадную радость врагу рода человеческого».
Трудно было более выразительно подвести итог фестиваля и его финальной церемонии. В которой, замечу, помимо лауреатов и ведущего Александра Олешко выступили руководитель фестивальной молодежной творческой лаборатории, замечательный композитор, «дедушка уральского рока» Александр Пантыкин, юный пианист-виртуоз Иван Бессонов и другие в высшей степени талантливые люди.
Президент Академии «Музыкальное сердце театра» Максим Дунаевский поздравляет лауреатов
Тем временем уже стартует подготовка к следующему смотру. Праздник 2023 года, как объявил заместитель председателя правительства Кузбасса по вопросам культуры, спорта и туризма Сергей Алексеев, состоится в столице этого региона Кемерове.