
8 декабря в российский прокат выходит детективный триллер «Тень. Взять Гордея» режиссеров Ильи Куликова и Ани Мирохиной. Молодой контрразведчик Вадим обнаруживает след неуловимого шпиона, действующего под кодовым именем Гордей. Этот человек — мастер перевоплощения, как на самом деле он выглядит, не знает никто. Но вычислить шпиона надо кровь из носу — на кону безопасность страны. Противостояние превращается в опасную игру, ставка в которой — жизнь: В роли Вадима выступил Олег Гаас. Артист рассказал «Труду» о съемках фильма и о том, чем, по его мнению, похожи профессии актера и контрразведчика.
— Олег, герой, образ которого вы взялись воплотить, чем-то отличается от типичного персонажа из фильма про шпионов? И чем же вас увлек этот сюжет?
— А какому актеру не хочется хоть на время почувствовать себя Джеймсом Бондом? Правда, у нас вышла история не на британский, а на отечественный лад. Здесь нет таких крутых спецэффектов, как в знаменитой бондовской киноэпопее. Да и мой герой не супермен, а нормальный, живой человек. Парень простой, но честный, неподкупный и фанатично относящийся к работе. В чем-то даже нелепый, где-то подкаблучник, хотя сам этого не замечает. На работе он один, а дома — совсем другой. Нам хотелось показать, что даже в этой окутанной туманом и легендами сфере работают не супергерои, а обычные люди. Такие, как мы с вами, и они могут ошибаться.
— Как вы попали в этот проект?
— Еще когда я снимался в сериале «Регби», его режиссер Аня Мирохина пообещала позвать меня на пробы, когда приступит к новой работе. С ноября прошлого года я пробовался раза три-четыре, а утвердили меня в феврале. Готовясь к роли, встречался с людьми из контрразведки, и мне показалось, что наши профессии чем-то похожи. Контрразведчику, как и актеру, надо сочинять про себя легенду и выглядеть в ней так убедительно, чтобы все поверили. Также следует постоянно повышать профессиональный уровень, быть подкованным во многих сферах, разбираться в психологии. Хороший контрразведчик умеет, как рентгеном, «считывать» человека, его мысли и эмоции. Да и интуиция в этой профессии — можно сказать, рабочий инструмент. Ну так это все и хорошему актеру требуется.
В работе актера и разведчика — много общего, утверждает Гаас
— А у вас, Олег, эта самая интуиция хорошо развита?
— Думаю, да, что-то такое во мне есть. Помню, в детсадовском возрасте про какого-то папиного знакомого, пришедшего к нам в дом, я безапелляционно заявил: «Мне этот дяденька не нравится». Отец удивился, но позже выяснилось, что гость наш действительно был человеком не очень хорошим. Школьником я любил смотреть и читать детективы, собирался стать сыщиком, и мама даже купила мне специальный набор с лупой, порошком для снятия отпечатков пальцев и усами для мгновенного преображения. В общем, к поединку с Гордеем я начал готовиться с детства.
— Как проходили съемки нынешнего фильма?
— С апреля по июнь работали в Москве, потом поехали в Стамбул. Сниматься было увлекательно. Например, готовясь к роли, я учился стрелять в тире. А однажды весной для одной из сцен весь день пришлось провести под машиной-поливалкой — в ледяной луже. Когда снимали эпизод, где меня ранят, лежал под козырьком подъезда, и вода стекала мне на макушку. Поскольку все это продолжалось долго, в конце концов появилось ощущение, будто меня бьют по голове ломом. Зато это помогло лучше передать состояние раненого человека. Довелось сниматься и в гидрокостюме...
Понимаю, все эти киношные страсти не сравнить с настоящими испытаниями, которые выпадают на долю людей этой профессии, но каким-то краем надо было почувствовать себя в их шкуре.
Задачи перед героем и актером встают непростые
— Вы не пользуетесь услугами каскадеров?
— Раньше обходился без них, мне казалось, кино от этого выигрывает. Но после того, как на съемках в «Регби» сломал три пальца, изменил свое мнение. Кстати, с одной из этих травм связана занятная история. Меня в первый раз в жизни пригласили на «Кинотавр». Я там появился, но сразу после открытия поехал на те самые съемки в «Регби». Отработал на площадке и вернулся на фестивальное торжество, но уже с наложенной лангеткой. Чем немало удивил народ, который только что видел меня с совершенно здоровой рукой. Естественно, не обошлось без разных версий о происхождении травмы.
— Вы выходите на сцену МХТ имени Чехова. Можете ли назвать этот театр домом?
— Да, и особенно остро я это почувствовал, когда год назад коллектив возглавил Константин Юрьевич Хабенский. Он человек большой души, я еще подростком видел в нем кумира. Кажется, до прихода Хабенского огромная махина МХТ двигалась со скоростью 40 км в час, а сейчас он разгоняет ее до 150 км. Театр задвигался, задышал, готовится много премьер.
Весной у нас появился экспериментальный проект «АРТХАБ». Приходят несколько режиссеров со стороны, создают по произведениям современных драматургов короткие спектакли, их однократно показывают зрителям, и те голосуют за понравившуюся работу. Постановка, собравшая наибольшее количество голосов, входит в репертуар Малой сцены. В конце декабря в рамках «АРТХАБА» питерский режиссер Денис Хуснияров выпускает спектакль по пьесе «Мама, мне оторвало руку» Маши Конторович, ученицы Николая Коляды, и я в нем буду играть одну из ролей. А в январе на Малой сцене состоится премьера постановки Нины Григорьевой «Космос» тоже с моим участием. Очень интересные работы!
— А какая театральная роль вам особенно дорога?
— Их несколько, правда, эти спектакли уже большей частью не идут. Когда-то первой проверкой, гожусь ли я для МХТ, стал ввод на главную роль в постановке Виктора Рыжакова «С любимыми не расставайтесь». Еще мне очень нравилась роль в спектакле Александра Молочникова «Светлый путь. 19.17», где я заменял моего друга Артема Быстрова, сломавшего ногу. Мне там следовало на сцене бегать, прыгать, служить фейерверком и паровозом одновременно. А какие партнеры: Виктория Исакова, Игорь Верник, Ирина Пегова, Паулина Андреева! К сожалению, спектакль сняли с репертуара года два назад... Из постановок, в которых занят сейчас, любимая — «Механика любви», где я играю идеального мужчину-робота.
— Что для вас означает быть мхатовцем?
— Когда я только пришел в театр, по молодости не задумывался над этим. Но потом заметил, с каким уважением ко мне относятся знакомые и коллеги, когда узнают, что я мхатовский. Появился другой уровень ответственности. МХТ имени Чехова — практически главный театр страны, и это задает планку, которую нужно постоянно держать. Как говорит мой отец, главное — не подняться, а удержаться.
— В спектакле «Северный ветер» вы воплощали образ возлюбленного главной героини, которую играла Рената Литвинова...
— К сожалению, эта роль была небольшой. Рената — особая личность, с огромным обаянием, человек с другой планеты. У нас были отношения королевы и рыцаря. На пробах я поцеловал ей руку, и она сказала: «Олег, вы так правильно это сделали!»
— Что вы любите делать в свободное время?
— Путешествовать. А если времени не так много, иду в баню или занимаюсь спортом. Он мне необходим каждодневно. Подростком я занимался паркуром, а там без травм не обходится. Мы тогда с дворовыми ребятами подсели на модную забаву, за что приходилось платить ушибами и кое-чем посерьезнее. К примеру, сальто требует от акробата профессионального оттачивания в спортзале, мы же их делали как бог на душу положит. Не всегда везло. Зато тяга к движению осталась.
— Вы амбициозный человек?
— Раньше бы ответил: очень! А сейчас стал замечать, что с каждым годом амбиций все меньше. Хотя актеру без них нельзя. В моей профессии потолок — это работа в Голливуде, и мне, конечно, хотелось бы там сняться. Мой ровесник Александр Кузнецов показал, что это реально. Жаль, у меня нет предрасположенности к изучению английского, но я все равно буду над ним работать.
«С любимыми не расставайтесь» — девиз Олега в кино, театре и жизни
— А что вы пожелаете себе и окружающим людям в первую очередь?
— Самого простого и доступного: как можно больше времени проводить с родными! С теми, кто рядом, кто тебя любит просто так, за то, что ты есть. Это, считаю, важнее всего на свете.
— И даже работы?
— И даже работы.