Город Вельск расположен на юге Архангельской области. Всего-то 30 с небольшим тысяч жителей, а провинциальным его назвать язык не поворачивается. Чувствуется в нем особый северный лоск, а с недавнего времени городок обзавелся широкой, но уютной набережной, откуда открывается завораживающий вид на все еще полноводную Вагу.
На набережной школьников-первоклашек с нежностью фотографировали родители — конечно же, на фоне памятника самому прославленному уроженцу Русского Севера Михаилу Васильевичу Ломоносову. Великий северянин представлен здесь в образе не ученого мужа, а мальчишки с известной картины художника Николая Кислякова «Юноша Ломоносов на пути в Москву» (на фото).
Ночуем в благоустроенной даже по высоким европейским меркам гостинице, в окружении банок с соленьями-вареньями, подаренными нашей гостеприимной знакомой из Вельска Ольгой Пешковой (кстати, Ольга — родственница маршала Конева). Утром отправляемся на центральную площадь, где в нескольких отреставрированных домах разместился музейный комплекс. Рядом с каменными постройками красуется возрожденная реставраторами старинная крестьянская изба семейства Кичевых. Ее перевезли из деревни Липовка. Изба непростая, ее фасад пестрит росписями. А главное украшение — изображения льва и единорога.
Откуда вдруг на Русском Севере появились столь диковинные звери? Судя по всему, о львах и единорогах на Ваге и соседней с ней Северной Двине узнали благодаря колонизовавшим северные земли новгородцам. А те, в свою очередь, познакомились со львами и единорогами через ганзейских купцов, регулярно посещавших Великий Новгород. По одному из толкований, лев символизирует солнце, а единорог — луну. А к светилам у жителей Севера с его долгими летними днями и длиннющими зимними ночами издавна было особое отношение:
Но вернемся к нашей избе. Ее в Вельске восстанавливали всем миром. Кто-то пожертвовал деньги, кто-то предоставил строительные материалы. Архитектор из Петербурга подготовил проект реставрации избы, превращенной ныне в Музей домовых росписей Поважья. А житель одного из сел расщедрился и подарил музею аж целый деревянный амбар! Помощь оказали власти Архангельской области. Сама же кампания по восстановлению избы и росписи получила название «Спасем льва и единорога!». И все же эта образцово-показательная изба — музейный экспонат. Нам же хотелось увидеть росписи на избах сохранившихся сел, разбросанных по течению Ваги и Северной Двины. Но где искать? Ведь до нашего времени не сохранились не то что избы — пропали целые деревни. И тут на помощь пришла вышедшая уже в далеком 1968-м книга «Архитектурные памятники Русского Севера». Где упоминалось, что в расположенных на берегу Северной Двины деревнях Кодима и Пучуга можно встретить избы с росписями в виде цветных ромбов и квадратов или растительного орнамента: полевых цветов, листьев, ветвей деревьев. Росписи наносились на фронтоны, верхнюю часть фасадов, которые защищались от снега и дождя глубокими выносами крыши. Их нижняя часть покрывалась тесом и также расписывалась.
С выхода книги прошло полвека с лишним. И все же мы отправились на поиски из Вельска в сторону Северной Двины. Сначала ехали по находящейся в прекрасном состоянии трассе Москва — Архангельск вдоль полюбившейся нам Ваги. Проехав две сотни километров, свернули на шоссейную дорогу, ведущую в город Котлас, и вскоре оказались в деревне Сельцо. Много лет назад, впервые приехав сюда, мы увидели построенные в конце XVIII века шатровую деревянную церковь и колокольню, изящ-ные, но заброшенные. Рядом стоял забытый каменный храм. Сейчас все еще печальнее. Церковь покосилась и наполовину утратила покрытую лемехом главу, а колокольня лишилась шатра. Каменный же храм так и остается всеми покинутым.
Поехали дальше и, наконец, попали в Кодиму, где сохранившиеся деревянные жилые дома находились в тесном соседстве с многочисленными заброшенными постройками. Найти в этом скоплении заселенных и пустующих изб какие-либо росписи казалось делом безнадежным. Но нам повезло. На самом краю деревни мы подошли к стоящей около дороги полуразрушенной избе, в которой никто не жил. На внутренней стороне выноса крыши четко просматривался цветочный орнамент, а на фасаде, хотя и не так ясно, различался контур льва. А вот единорога мы, как ни всматривались, так и не заметили.
Но большая удача ожидала нас в соседней Пучуге, где прекрасно сохранившуюся жилую избу украшали нарисованные красками цветы, листья, ромбики и квадраты. А вот и лев, напоминающий добродушного котика. И контуры единорога — правда, размытые. Как-то не везет диковинному зверю на Русском Севере. Зато в той же Пучуге удалось увидеть чудом сохранившуюся алтарную часть деревянного храма XVII столетия, которая служит входом в примыкающее к ней строение, используемое под деревенский клуб:
P.S. Мы нашли лишь две избы с росписями, созданными так и оставшимися неизвестными русскими мастерами. Исследователи уверяют: если поискать, можно еще найти старинные дома с живописными творениями. Но это если поискать, а потом и сохранить замечательные памятники. Вот только нужно ли это кому-то? Нет ответа.