ДИМА КЛИМОВ СДАЕТ ПЕРВУЮ СЕССИЮ
Когда ему было шесть лет, вместе с мамой они попали в аварию. Маму вылечили, а Дима остался в инвалидной коляске. Мама поклялась, что поставит сына на ноги. С тех пор у нее не жизнь, а борьба - с обстоятельствами, бездушными чиновниками, скупыми соцработниками и равнодушными медиками. Радует только сын, которого природа наградила блестящим умом, способностями к языкам и хорошей памятью.
Дима успешно окончил школу и мечтал поступить в МГУ на биологический факультет. Дважды сдавал вступительные экзамены и дважды не прошел по конкурсу. За этими поражениями не только стресс и отрицательные эмоции. За ними - тяжкий физический труд Димы и его мамы. Представьте себе, что значит для колясочника хотя бы день вне стен дома! Даже выйти из квартиры, если нет лифта и пандуса, без посторонней помощи невозможно.
В МГУ, как и почти во всех вузах страны, для инвалидов нет условий: кругом лестницы, узкие двери, тесные лифты, в туалет сходить - проблема. Одним словом, когда после письма Диминой мамы в редакцию мы позвонили на биофак МГУ и поинтересовались, есть ли у абитуриента Климова шансы стать студентом, в деканате нам честно ответили: "Взять можем, но как он будет учиться? У нас обязательное посещение и никаких условий для таких инвалидов". А Диме так хочется учиться! В Министерстве образования подсказали: в Москве есть вуз, где такие ребята, как Дима, могут заниматься в комфортных условиях. Причем бесплатно. Это Московский государственный социально-гуманитарный институт.
Нельзя сказать, что Дима принял наш совет на "ура". "Там, наверное, поблажки делают и знаний не дают? Мне же не только учеба нужна, а общение. А с кем там общаться? С такими же, как и я? Да и как ездить в институт, МГУ-то был рядом?.." Но документы на факультет юриспруденции отнес. И блестяще сдал экзамены.
P.S. Вчера мы снова встретились с Димой. На занятия его возит мама на стареньких "Жигулях". Настроение у него совсем иное: "Учеба очень нравится, ребята такие хорошие учатся - с Алтая, Тюмени, Новосибирска! Половина мест в вузе отдана обычным, здоровым, студентам, так что общаемся со всеми. Нам бы с мамой только машину поменять, а то наша на глазах разваливается...". Скоро у Димы первая в жизни сессия, мы желаем ему успеха. Хотя считаем, что свой главный экзамен в жизни он уже сдал на "отлично".
МАМА ТРОЙНЯШЕК РЕШИЛА УЧИТЬСЯ
В "Труде" Светлана Юдина из Удмуртии, одинокая мама тройняшек, рассказала о своих малышах. Какие чудесные у нее растут мальчики. Отец Вани, Сени и Миши сразу же от детей отказался, а бабушка, Светина мама, живет в деревне. Светлана к маме в деревню не переезжает, учится в сельхозакадемии.
Местные власти молодую маму с тройняшками не оставили: квартиру дали, с ремонтом помогли, и пособия она, конечно же, получает от органов соцзащиты, хотя они и крохотные, как у всех. Да еще учеба, как выяснилось, платная и съедает большую часть скромного семейного бюджета, который состоит в основном из пожертвований частных лиц.
Мы позвонили в департамент научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства России, к ведомству которого относится сельхозакадемия, и поинтересовались: нельзя ли в виде исключения перевести Светлану на бесплатное отделение? Заместитель руководителя департамента Виктор Бердышев пообещал нам всяческое содействие. В ректорате академии в ответ на просьбу о переводе тоже ответили согласием: "Пусть пишет заявление, пойдем навстречу!"
P.S. На днях приказ о переводе на бесплатное отделение студентки Юдиной был подписан.
ЕГОРЬЕВКЕ ПОДДАЛИ ГАЗУ
В деревне Егорьевка Свердловского района Орловской области 109 жителей, 49 хозяйств. Деревенька хоть и маленькая, но в разряд бесперспективных не попала. Наоборот, в 2005 году ее включили в программу газификации. Включить-то включили, но обещанный газ не провели. Жители, а это в основном пожилые люди, которым трудно каждый день таскать дрова и топить печки, написали в "Труд" о том, что давно уже мечтают о газе, но видно в Газпроме до Егорьевки дела нет ("Труд" от 18.04.2006).
После публикации письма газовики Егорьевку спешно включили в план на 2006 год и пообещали завершить все необходимые работы до начала отопительного сезона.
P.S. Мы позвонили в администрацию Свердловского района и узнали, что около 30 домов в деревне наконец-то получили долгожданное тепло и заменили печки современными газовыми плитами.
ГУЛЯ ЧУБЕНКО И СЕМЬ "Я"
Гузель Чубенко, мама семерых детей из города Нурлат Республики Татарстан, сетовала на невнимание местных органов соцзащиты к их семье. Три года назад семье Чубенко дали две квартиры в новостройке. Вроде бы живи и радуйся - не всем так везет. А новоселы плачут. То, что на языке строителей стыдливо называется "черновой отделкой", на деле оказалось помещением для жилья непригодным: ни унитазов, ни раковин, ни дверей, кое-где нет и штукатурки. Все денежные запасы многодетной семьи съел ремонт, которому еще и сейчас конца-края не видно.
Неприятности, как известно, косяком ходят: заказали в фирме новую входную дверь - фирма исчезла, естественно, вместе с деньгами.
Мы позвонили Елене Зениной, начальнику управления методологии и мониторинга мер социальной поддержки населения минсоцзащиты Республики Татарстан и попросили разобраться в ситуации. После обязательной в таких случаях проверки Лариса Карунина, начальник отдела этого управления, сообщила нам, что принято решение всем детям семьи Чубенко выделить к Новому году подарки и материальную помощь - 3 тысячи рублей.
P.S. И на том спасибо?
У КАТИ - ВЫСТАВКА
Председатель правления регионального общественного Фонда содействия развитию творчества детей-инвалидов "Взгляд ребенка" Евгений Крокин не только платит за обучение талантливых ребят в вузах и техникумах, понимая, что образование для них - единственный шанс занять достойное место в жизни. Он еще открыл для питомцев детских домов и школ-интернатов Москвы и Подмосковья картинную галерею. Для любого художника, даже признанного, вопрос, где выставиться, - основополагающий. Мало полотно написать, ты попробуй найди место, где его выставить. Так что собственная галерея для юных художников - это место, где они раскрываются посредством своих работ, находят единомышленников и друзей, начинают всерьез задумываться о профессии. А редакция "Труда" подарила на память талантливым детям свои фирменные футболки - для Кати и тех, чьи выставки пройдут здесь в ближайшее время.
P.S. Сейчас здесь выставлены работы Екатерины Крицкой, учащейся школы-интерната N 52 города Москвы. В канун Нового года ей и ее друзьям лучшие кондитеры фабрики "Большевик" соорудили великолепный торт.
ДЕРЖИСЬ, МИТРОФАНОВНА!
Еще одна наша героиня - Александра Митрофановна Ращупкина из Самары, ветеран Великой Отечественной, прошедшая всю войну в облике парня Сашки-танкиста. Ей уже 92. Похоронила мужа, детей, осталась под старость одна-одинешенька. Но, как и все люди ее поколения, оптимизма не теряет, ни на что не жалуется и ничего не просит. Конечно, и у нее есть своя заветная мечта: повидать родственников в далеком Ташкенте. Мы решили ее туда отправить, но тут Александра Митрофановна засомневалась: "Не знаю, доеду ли..." - "А что бы вы хотели кроме поездки?" - спросили мы. И она ответила, не ломаясь: "Денег на лекарства. Все-таки хочется еще пожить".
P.S. Мы Александре Митрофановне выслали десять тысяч рублей на лекарства. Живите долго, Александра Митрофановна, про таких, как вы, говорят: "Соль земли русской". Так оно и есть.
ОНИ НАШЛИ ДРУГ ДРУГА ЧЕРЕЗ 74 ГОДА
В редакцию "Труда" пришел старик. Рассказал свою жизнь. Задела не только сама история (его, пятилетнего мальчика, отец отрывает от мамы, увозит из дому, везет куда-то в Среднюю Азию, а потом бросает на вокзале. И мальчик, не в силах осознать своего внезапного одиночества, сидит четыре дня на скамейке и ждет). Поразило, что состоявшийся человек с хорошей профессией, у которого любящая, преданная жена, дочь, внук, всю жизнь мучается этим вопросом: за что его предали? И к нам пришел не случайно.
Сначала написалась маленькая история большого предательства. Казалось, такие сюжеты не могут иметь продолжения, тем более счастливого. Но у Николая Павловича нашлась сестра. Ее история тоже драматична. Семью раскулачили, богатая деревня вмиг опустела: кого сослали, кто сам пустился в бега, кто за лучшей долей подался в Кемерово на угольный разрез. Удивительно, но долгое время они существовали параллельно - он в ташкентских детдомах, а сестра в Бухаре. Они встретились через 74 года. Благодаря газете. Теперь у них масса времени, чтобы рассказать друг другу свою жизнь.
P.S. А чтобы помочь старикам быть ближе друг другу, мы купили им в подарок мобильные телефоны. Говорите - вас слышат!
НАШИ ГЕРОИ - ГОСТИ СТОЛИЦЫ
Поезд Владикавказ-Москва прибыл вовремя. В Москве - 6.39 и минус восемь. Из вагона вышли пятеро мальчишек и женщина. Это Миша, Саша, Вачо, Шурик, Костя и их приемная мать Татьяна Васильевна Сорокина, о которой "Труд" не раз писал. Дома в Ростовской области у Сорокиных остались еще 16 приемных детей, четверым младшим нет еще и двух, а самому старшему - 32 года. На экскурсию в новогоднюю столицу взяли тех, кого отпустили из школы. "А где ваши шапки, варежки?" - стуча зубами от холода, спрашиваю у детворы. "В Ростове было плюс 10, мы ничего с собой не взяли!" Так что первым делом прямо с перрона бежим в ближайший киоск и спешно утепляемся.
"Ну Шурик, узнаешь город, в котором родился? - обнимает Татьяна Васильевна черноглазого мальчишку. - Он у нас москвич!" И уже шепотом: "Эти трое черноглазых - родные братья. Мама работала в Москве, нагуляла их, потом привезла в Ростов и оставила на лавочке. Детей определили в приют, я их оттуда забрала". Татьяна Васильевна рассказала, что Вачо, самый старший из братьев, как-то в разговоре обмолвился, что у мамы, мол, были важные дела и поэтому она просто не успела прийти за ними, на что Татьяна Васильевна ответила ему честно и жестко: "Нет, Вачик, вы ей не нужны, мы даже котят не бросаем, пристраиваем, куда можем. А мне нужны". Больше разговоров на эту тему не было.
Отец Костика на его глазах убил маму. Мальчика взяла бабушка, а потом, трехлетнего, привела к Сорокиной: "Возьми, он мне не нужен!" Сейчас Костику седьмой год и внешне он - вылитый президент Путин. Его так, шутя, в семье и называют.
По дороге в гостиницу в машине внимательнее приглядываюсь к детям. Как можно было бросить таких замечательных мальчишек?! Честное слово, все красивые, глаза горят, а уж ведут себя так хорошо, что многим мамам даже не снилось. Не балуются, не вмешиваются в разговор, как это обычно делают дети, старшие не выпускают из рук сумки, младшие - маму, чтобы не потерять. Их ведь всех уже бросали или "теряли". "Какие послушные!" Сорокина смеется: "Подождите, еще освоятся! Дурить начнут".
Водитель такси, который все это время прислушивался к нашей беседе, вклинивается в разговор: "Извините, а почему у вас одни мальчики?" - "Их чаще бросают, девочек меньше кидают, а мальчишек не жалеют, выкидывают в навоз, на мороз". И оттого, как Татьяна Васильевна обыденно это произносит, пробивает дрожь. Видимо, не только меня. Водитель больше не проронил ни слова.
P.S. Тем детям, которые не приехали в Москву, мы отправили пять килограммов самых лучших московских конфет.
ОТ РЕДАКЦИИ
Мы выражаем благодарность политику и депутату Государственной Думы Александру Бабакову, оказавшему материальную поддержку героям этих публикаций.