Если б не указатель «Усадьба Афанасия Фета», большинство проезжающих по этой скромной сельской дороге в Курской области вряд ли обратили бы внимание на двухэтажный светло-голубой дом в сторонке. А ведь это единственный на всю Россию сохранившийся дом великого поэта. Впрочем, и это здание мы можем потерять, если о нем не вспомнят федеральные власти и не помогут местным органам культуры спасти чудом сохранившиеся
История усадьбы и ее главного дома в селе Воробьевка уходит корнями в XVIII век. Первоначально ею владели помещики Ртищевы. Барский дом был одноэтажным, с антресолями. В 1877 году усадьбу у детей коллежского асессора Петра Михайловича Ртищева, Захара и Настасьи, приобрел Афанасий Фет. Он надстроил дом до полноценных двух этажей. Полтора самых плодотворных десятилетия своей жизни, по 1892 год, провел здесь поэт. В Воробьевке им написаны четыре выпуска знаменитого лирического цикла «Вечерние огни», две книги воспоминаний. Сюда в гости к соседу летом 1879 года приезжал из Ясной Поляны Лев Толстой. А летом 1892 года у Афанасия Афанасьевича останавливался его друг и соавтор Петр Ильич Чайковский, вместе с которым они написали множество романсов.
После революции в бывшей фетовской усадьбе располагались жилые комнаты, клуб, магазин, машинно-тракторная станция, школа: Дом внутри до неузнаваемости перестроили: понизили перекрытие между этажами (при Фете первый этаж имел очень высокие потолки, а верхний — низкие), большую залу разделили перегородками, прорубили новые ходы, заложили старые. Само собой, не сохранилось ничего из интерьеров, хотя вид помещений при Фете зафиксирован на фото.
Но стены-то живы! В
Но для полноценной просветительской работы, конечно, необходимо восстановление усадьбы. По заказу комитета по культуре авторитетная московская фирма подготовила эскизный проект реставрации, на него затрачено 1,5 млн рублей. Началось и физическое восстановление дома. Расчищен и приведен в порядок подвал с прекрасно сохранившейся кирпичной кладкой пола и сводов XVIII века. Целы даже старинные чугунные крюки, на которые вешали свиные туши (в свое время Афанасий Фет, бывший и отличным предпринимателем, поставлял ветчину в Москву). Убраны меж-этажное перекрытие и перегородки советского времени, за которыми, к восторгу музейщиков, обнаружились колонны, украшавшие главную залу первого этажа...
Но впереди еще огромный объем работы. Ведь стены надо и наполнить предметами, аналогичными тем, что находились здесь при Фете. А возможно, повезет и удастся найти что-то из подлинной обстановки. Так, директором Культурного центра соседней Коренной пустыни (это один из славнейших русских монастырей) Вячеславом Лысых недавно был найден рояль «Беккер» — подпирал стенку какого-то сарая. А у Фета был именно «Беккер». Усадеб в округе, хозяева которых могли позволить себе такое дорогое приобретение, совсем немного. Так что не исключено: это именно фетовский инструмент. А если так, то на нем наверняка играл Чайковский, гостя у друга. На чугунной раме сохранился номер, по которому можно было бы восстановить историю рояля — правда, «Труду» пока никто (даже специалисты Санкт-Петербургского музея театра и кино) не смог сказать, куда девался архив фабрики «Беккер» после ее окончательного закрытия в середине
Однако сейчас, после успешного старта реставрации, судьба фетовской усадьбы снова под вопросом. Общая стоимость восстановительных работ оценивается в 30 млн рублей. Курская область готова их финансировать — но при условии хоть какого-то участия и федеральных органов. Ведь памятник-то — федерального значения, и сам дом Фета до сих пор формально находится в реестре Росимущества, а музей его лишь арендует. Если же у федерального Минкульта на Фета денег нет, тогда передайте его дом на баланс области: с таким ходатайством три месяца назад обратилась в Росимущество областная администрация. Но и на эту инициативу курян пока никакого ответа не поступило. Патовая ситуация. И судьба музея в очередной раз оказалась подвешена на кованый старинный крюк в подвале фетовского дома...