Эти стены помнят Фета, Толстого, Чайковского...

Энтузиасты восстанавливают музей русского поэта. Министерство культуры пока в стороне

Если б не указатель «Усадьба Афанасия Фета», большинство проезжающих по этой скромной сельской дороге в Курской области вряд ли обратили бы внимание на двухэтажный светло-голубой дом в сторонке. А ведь это единственный на всю Россию сохранившийся дом великого поэта. Впрочем, и это здание мы можем потерять, если о нем не вспомнят федеральные власти и не помогут местным органам культуры спасти чудом сохранившиеся 250-летние стены.

История усадьбы и ее главного дома в селе Воробьевка уходит корнями в XVIII век. Первоначально ею владели помещики Ртищевы. Барский дом был одноэтажным, с антресолями. В 1877 году усадьбу у детей коллежского асессора Петра Михайловича Ртищева, Захара и Настасьи, приобрел Афанасий Фет. Он надстроил дом до полноценных двух этажей. Полтора самых плодотворных десятилетия своей жизни, по 1892 год, провел здесь поэт. В Воробьевке им написаны четыре выпуска знаменитого лирического цикла «Вечерние огни», две книги воспоминаний. Сюда в гости к соседу летом 1879 года приезжал из Ясной Поляны Лев Толстой. А летом 1892 года у Афанасия Афанасьевича останавливался его друг и соавтор Петр Ильич Чайковский, вместе с которым они написали множество романсов.

После революции в бывшей фетовской усадьбе располагались жилые комнаты, клуб, магазин, машинно-тракторная станция, школа: Дом внутри до неузнаваемости перестроили: понизили перекрытие между этажами (при Фете первый этаж имел очень высокие потолки, а верхний — низкие), большую залу разделили перегородками, прорубили новые ходы, заложили старые. Само собой, не сохранилось ничего из интерьеров, хотя вид помещений при Фете зафиксирован на фото.

Но стены-то живы! В 2009-м школу, в которой остались всего 17 детей, закрыли, ребят возят на учебу в соседнее село. Усадьба стала филиалом областного краеведческого музея, в чьем ведении уже находятся музеи композитора Свиридова и певицы Плевицкой в их родных селениях, мемориальный комплекс на месте ставки Рокоссовского во время Курской битвы и другие памятные объекты. Теперь каждое первое воскресенье июля здесь проходят фетовские праздники поэзии, на которые съезжаются тысячи гостей.

Но для полноценной просветительской работы, конечно, необходимо восстановление усадьбы. По заказу комитета по культуре авторитетная московская фирма подготовила эскизный проект реставрации, на него затрачено 1,5 млн рублей. Началось и физическое восстановление дома. Расчищен и приведен в порядок подвал с прекрасно сохранившейся кирпичной кладкой пола и сводов XVIII века. Целы даже старинные чугунные крюки, на которые вешали свиные туши (в свое время Афанасий Фет, бывший и отличным предпринимателем, поставлял ветчину в Москву). Убраны меж-этажное перекрытие и перегородки советского времени, за которыми, к восторгу музейщиков, обнаружились колонны, украшавшие главную залу первого этажа...

Но впереди еще огромный объем работы. Ведь стены надо и наполнить предметами, аналогичными тем, что находились здесь при Фете. А возможно, повезет и удастся найти что-то из подлинной обстановки. Так, директором Культурного центра соседней Коренной пустыни (это один из славнейших русских монастырей) Вячеславом Лысых недавно был найден рояль «Беккер» — подпирал стенку какого-то сарая. А у Фета был именно «Беккер». Усадеб в округе, хозяева которых могли позволить себе такое дорогое приобретение, совсем немного. Так что не исключено: это именно фетовский инструмент. А если так, то на нем наверняка играл Чайковский, гостя у друга. На чугунной раме сохранился номер, по которому можно было бы восстановить историю рояля — правда, «Труду» пока никто (даже специалисты Санкт-Петербургского музея театра и кино) не смог сказать, куда девался архив фабрики «Беккер» после ее окончательного закрытия в середине 2000-х. Фирма под названием «Красный Октябрь», процветавшая и в советские десятилетия, оказалась не нужна в новой России ни Министерству культуры, ни предпринимателям. Но это уже, как говорится, история для отдельного расследования.

Однако сейчас, после успешного старта реставрации, судьба фетовской усадьбы снова под вопросом. Общая стоимость восстановительных работ оценивается в 30 млн рублей. Курская область готова их финансировать — но при условии хоть какого-то участия и федеральных органов. Ведь памятник-то — федерального значения, и сам дом Фета до сих пор формально находится в реестре Росимущества, а музей его лишь арендует. Если же у федерального Минкульта на Фета денег нет, тогда передайте его дом на баланс области: с таким ходатайством три месяца назад обратилась в Росимущество областная администрация. Но и на эту инициативу курян пока никакого ответа не поступило. Патовая ситуация. И судьба музея в очередной раз оказалась подвешена на кованый старинный крюк в подвале фетовского дома...