Владельцы кинотеатров напуганы второй волной пандемии. Им пришлось несладко и после первого штормового предупреждения. Тогда, напомню, кинозалы по всей стране закрылись в конце марта и не работали практически до 1 августа. В последний месяц лета вырвавшиеся из домашнего заточения люди наслаждались отпусками, гуляли на природе, благо погода стояла солнечная, и не очень-то ломились в кинозалы, где вдобавок надо сидеть в масках. Но жизнь брала свое, к концу сентября заработали уже 80% кинотеатров по всей стране, а общие кассовые сборы составили примерно 65% от прошлогодних.
Казалось, еще немного, еще чуть-чуть — и наша жизнь с походами в кино и другими славными привычками вернется в прежние берега. Но тут грянула пресловутая вторая волна. Кремлевские небожители не устают повторять, что повторного карантина не будет — его не выдержат ни экономика, ни граждане. Однако беспрецедентно высокие октябрьские цифры роста заболевших могут вынудить власти на местах вновь пойти на жесткие точечные меры.
В регионах, да и в столицах уже ограничивается работа ресторанов, баров, отменяются массовые мероприятия, фестивали и ярмарки переводятся в онлайн-формат. Не исключено, что дело дойдет и до нового закрытия кинотеатров, которые на самом деле в эпидемиологическом плане представляют куда меньшую угрозу, чем, скажем, метро, электрички, маршрутки, салоны самолетов. Но без транспорта наступает коллапс, а без развлечений прожить можно. Примерно такая логика бытует в сознании чиновников, которые забывают, что кинотеатры — это не только форма досуга, но и значимая часть киноиндустрии. И, как всякая индустрия, она в условиях локдауна несет серьезные экономические потери.
В начале октября Ассоциация владельцев кинотеатров опубликовала открытое письмо под заголовком «Кинотеатр — это не маршрутка», адресованное руководителям российских регионов, с призывом не закрывать кинозалы, ведь это может их добить. Убытки кинотеатров с начала пандемии и так уже оцениваются в 35 млрд руб-лей, которые государство никак не компенсировало отрасли. Уже к концу нынешнего года количество кинотеатров, которых до пандемии было порядка 2 тысяч, сократится на 40%. Нового карантина кинотеатры не выдержат — на их месте опять возникнут мебельные и автомобильные салоны, как это уже было в 90-е.
Но даже если руководители регионов проявят похвальное здравомыслие и дадут возможность кинотеатрам работать на пике новой волны, то еще неизвестно, пойдут ли сегодня в них зрители. И дело не только в опасениях подхватить коронавирусную инфекцию, хотя о случаях заражения в кинотеатрах, где прилежно соблюдаются все санитарно-эпидемиологические рекомендации, медицине неизвестно. Дело еще и в том, что массовой аудитории в кинотеатрах предоставляется сегодня не самый интересный и широкий репертуар.
Выпущенный после ряда переносов фантастический боевик «Довод» Кристофера Нолана и так продержался на российских экранах почти два месяца, собрал почти 1 млрд рублей — и уже исчерпал прокатный ресурс. Наш байопик «Стрельцов» тоже относительно неплохо отстрелялся в прокате, заработав на сегодня порядка 350 млн. А другие хиты на подмогу кинотеатрам не спешат. В ноябре должен был выйти на экраны новый фильм бондианы с бодрым названием «Не время умирать», но теперь его выход перенесен на апрель. Заявленная на середину декабря фантастическая сага «Дюна» в постановке Дени Вильнёва перенесена аж на осень 2021-го.
Отечественная киноиндустрия, не шибко богатая зрелищными фильмами, по традиции придерживает потенциальные хиты для новогодних каникул. Фестивальные новинки — «Гипноз» Валерия Тодоровского, «Конференция» Ивана Твердовского, Kitoboy Филиппа Юрьева, «Глубже!» Михаила Сегала — собирают в эти дни скромную кассу и погоду в прокате не делают. В итоге в кинотеатрах с конца сентября наблюдается отток зрителей. Так что многие киноплощадки могут закрыться не по указке чиновников, а по экономическим причинам.
«Если ситуация будет продолжаться еще полгода-год, — иронизирует режиссер и продюсер Джаник Файзиев, чей высокобюджетный фильм «Вратарь Галактики» ухнул в черную дыру только оживавшего августовского проката, — то есть опасность, что кинотеатры превратятся в музей».
По мнению плодовитого режиссера Сарика Андреасяна, чьи фильмы неоднократно становились кассовыми хитами, в России после пандемии останется от силы 300-400 кинотеатров, которые будут держаться на плаву только благодаря вспомогательному бизнесу их владельцев. А весь массив снимаемых фильмов уйдет на ТВ и в онлайн.
Похожего мнения придерживается известный продюсер Александр Роднянский, который видит будущее мирового кино в онлайн-форматах и на стриминговых платформах. А в немногих оставшихся кинотеатрах, по его мнению, будут идти только зрелищные, высокобюджетные фильмы-аттракционы. Да еще фестивальное арт-кино имеет шанс быть показанным в камерных кинозалах, которые станут своеобразными клубами для синефилов.
Впрочем, есть и оптимистичная версия событий. Если в течение ближайшего времени будет внедрена в жизнь эффективная вакцина от коронавирусной инфекции, считает ведущий, отечественный кинопродюсер Сергей Сельянов, то большой экран сохранит для публики, особенно юной, свою притягательность и магию.
Какой из этих сценариев сбудется, покажут время и:средняя температура по стране.