Поставил картину корейский режиссер Пак Чхан-ук, мировую славу которому принесла «трилогия мести». В нее, напомню, вошли фильмы «Сочувствие господину Месть», «Олдбой» (Гран-при в Каннах) и «Сочувствие госпоже Месть» (приз Венецианского фестиваля). В 2009 году его «Жажда» по прозе Эмиля Золя удостоилась в Каннах приза жюри. В 2016 году Пак Чхан-ук привез на Лазурный берег нашумевший, но оставшийся без наград эротический триллер «Служанка». Фильмом «Решение уйти» он сделал еще одну попытку завоевать Золотую Пальмовую ветвь. На сей раз ему не хватило буквально полшага...
Зато на родине режиссера фильм занял первое место в прокате. Южная Корея практически на безальтернативной основе выдвинула «Решение уйти» на «Оскар». Специалисты считают, что шансы у Пака, которого справедливо называют выдающимся визуальным стилистом в современном кино, получить в Лос-Анджелесе статуэтку «дядюшки Оскара» весьма высоки. Корейское кино после всемирного триумфа «Паразитов» нынче в тренде, а художественные достоинства фильма «Решение уйти» находятся на приличествующей оскаровским амбициям высоте. И престижный приз за режиссуру в Каннах — тому убедительное свидетельство.
«Решение уйти» рассказывает историю полицейского по имени Хэ-Джун (актер Пак Хэ-иль), который служит в Пусане в убойном отделе. Он вполне доволен браком со своей миниатюрной, рассудительной, хотя и несколько пресноватой женой, с которой они видятся и предаются супружеским радостям только по выходным — жена живет и работает в соседнем городе, каждый день не наездишься. Последнее обстоятельство полицейскому, страдающему хронической бессонницей, только на руку — он настоящий коп-трудоголик, который может днем и ночью идти по следу преступников. «Дело не в том, что я не могу спать, потому что я слежу, — объясняет он сослуживцам. — Я слежу, потому что не могу заснуть».
Главный герой фильма может сутками идти по следу преступников...
Какое-то время криминальная обстановка в городе кажется относительно спокойной, но тут подворачивается новое подозрительное дело: у подножия ближайшей к Пусану горы находят изувеченное тело пожилого альпиниста. Некоторые детали указывают на несчастный случай или самоубийство. Но Со-Рэ — молодая, красивая вдова погибшего скалолаза (китайская актриса Тан Вэй специально для фильма учила корейский язык с двумя репетиторами) — кажется детективу чересчур спокойной и даже равнодушной для столь драматичной жизненной коллизии.
Вдобавок Со-Рэ эмигрантка, приехавшая из Китая на заработки, что тоже наводит на подозрения. И хоть у нее вроде бы есть убедительное алиби (она работает сиделкой и была во время гибели мужа с пожилой подопечной), полицейский на уровне интуиции что-то подозревает. И начинает за ней тайную слежку. Постепенно профессиональная дотошность перерастает у него в откровенную мужскую заинтересованность, а потом — в любовное наваждение, которое Со-Рэ то ли искренне разделяет, то ли умело, в своих целях, поощряет и распаляет, со временем сама попадая в ею же расставленные силки.
Взаимоотношения детектива и его подследственной — типовой, даже клишированный сюжет мирового кино. На память сразу приходит «Основной инстинкт» Пола Верхувена, который прогремел по экранам мира еще 30 лет назад. Пак Чхан-ук не боится всплывающих по ходу фильма сравнений с чужими картинами. Наоборот, он снимает откровенно синефильское кино, под завязку нашпигованное кинематографическими аллюзиями и цитатами. Так, непредсказуемый, местами чересчур запутанный сюжет фильма про одержимость роковой женщиной отсылает к «Головокружению» Хичкока, которого Пак Чхан-ук боготворит. А изысканная красота всего фильма и каждого отдельно взятого кадра (хоть сейчас на музейную стенку в Лувр или Эрмитаж) вкупе с тонко рассказанной историей взаимоотношений главных героев напоминает «Любовное настроение» — шедевр гонконгского режиссера Вонга Карвая. В Сеуле уже окрестили фильм Пак Чхан-ука «корейским «Любовным настроением».
Все ждали от режиссера его традиционной поэтики, в которой обязательно присутствуют насилие, месть, кровь, брутальный секс. Пак Чхан-ук отдал этим зрительским ожиданиям некоторую дань: в «Решении уйти» есть бешеные погони по городским крышам, лихо поставленные драки. Но не они определяют основную тональность картины. Начавшись как криминальный триллер, искусно перемешивающий грезы и явь, прошлое и настоящее, фильм постепенно перерастает в красивую, чувственную историю любви, которая разворачивается на фоне величественных скал, штормящего моря, красочных корейских интерьеров. И все это — без единой эротической, постельной сцены. Только томительные, погруженные друг в друга взгляды, только прогулки под дождем, только совместные трапезы, которые воспринимаются в «Решении уйти» (такова визуальная магия фильма), как откровенный любовный акт.
Действие фильма происходит на фоне экзотических корейских пейзажей и интерьеров
После успеха «Олдбоя» режиссер признавался, что его аудитория состояла на 90 процентов из мужчин, а фанаты, просившие дать автограф на молотках (основное орудие убийства в фильме), стали его пугать. И он решил переменить стиль своих фильмов, сделать их привлекательными и для более чувствительной женской аудитории. «Я заявил, что хочу снять взрослую историю любви, — признавался режиссер перед съемками фильма «Решение уйти», — и люди мне тут же ответили: «Это будет кино с провокационными сценами». Тогда я решил сделать все с точностью наоборот».
И у него это блистательно получилось. По мнению международной критики, «Решение уйти» — один из самых красивых, загадочных и романтичных фильмов года.