На его взгляд, комфорт здесь не уступает французскому: можно наслаждаться отдыхом даже без путевки, арендовав на пляже бунгало за 2 тысячи рублей в день или за тысячу лежак на огороженном куске прибрежного песка. Снисходительно звучат в видеоролике французские названия: набережная Круазет, Канны... Ну что ж, сравним?
Центральная набережная Анапы миловидна и в не бархатный сезон даже проходима. Из старины в городе — маяк и пара зданий прошлого века. К услугам отдыхающих несколько пятизвездочных гостиниц среднеевропейского уровня по нездешним, взлетевшим до небес ценам: 3-5 тысяч долларов за стандартный номер в неделю. Есть, конечно, и более демократичные места ночлега для любителей совсем непритязательного сервиса.
Вот, пожалуй, и все изыски. Если не считать природных красот в окрестностях — типа заповедника «Утриш», куда не каждый доберется. В сезон рейсовые автобусы переполнены, да и ходят не так часто. В более выгодном положении автотуристы: им теоретически доступны местные природные жемчужины. Но там другие проблемы — отсутствие инфраструктуры и парковки. Земли вроде бы немало, а оставить машину негде. Туго с парковками и в аэропорту Анапы Витязево. Обочины узенькой дорожки, ведущей к аэровокзалу, сплошь заставлены застывшими в диковинных позах автомашинами с закрытыми тряпками номерами: к московским ценам на официальную парковку у перрона (200 рублей в час) добавился диковинный для здешних мест автомобиль-паркон, штрафующий в автоматическом режиме. Это средь бескрайних полей Кубани! Широка Россия, а парковаться негде.
А вот песок у моря и вправду золотой, и пляжи сравнимы если не с французскими, то по крайней мере с юрмальскими. Летом они, правда, ощетиниваются заборами, очерчивая «красные линии» ведомственной принадлежности.
Знаменитый Пионерский проспект, распростершийся по побережью на десятки километров, — средоточие здравниц, отелей, гостевых домов. Пионеров давно нет, а гигантские песчаные дюны подпирают теперь громады гостиничных новоделов, хаотично наставленных у самой кромки пляжа. Здесь не встретишь ни намека на изыски старинной архитектуры, ни претензий на курортное настроение. Местное зодчество базируется на одном принципе: кто во что горазд. Сохранившиеся и реконструированные ансамбли советской эпохи перемежаются с новорусскими творениями. И всюду недострой, котлованы, заборы полузабытых стройплощадок. И это в золотой прибрежной полосе, в пяти шагах от моря!
Такое ощущение, что некий прохиндей, сговорившись с отцами города, но не рассчитав силенок, нахватал впрок землицы и сбежал прочь. Французской Ривьерой с ее ухоженными домиками позапрошлых веков здесь точно не пахнет. И высокопарные названия отельчиков и гостевых домов («Валенсия», «Марко Поло», «Прованс») никого обмануть не в силах. А вот еще новость: в нынешнем году в Анапе начнут строить деревянную набережную, которая станет, как уверяют местные власти, самой протяженной в мире. Здорово! Но может, лучше бы сначала построить элементарные ливневые стоки? Ведь после дождя по Пионерскому проспекту можно пройти только в болотных сапогах.
На этом фоне выделяется громадина военного инновационного технополиса «Эра», оккупировавшего огромную территорию на самом берегу моря и немалый кусок по другую сторону Пионерского проспекта. «Ломоносов», «Можайский», «Менделеев», «Кулибин», «Королев» — названия многоэтажных корпусов с огромными витражными окнами отсылают нас к славе былых эпох. А поблизости то тут, то там укоризненно взирают пустыми оконными глазницами недостроенные жилые многоэтажные здания. Возможно ли такое на Французской Ривьере?
Да, это вам не Лазурный Берег и даже не Сочи. Но для среднего россиянина вполне сгодится. И для москвича или питерца, стремящегося к теплу, подальше от суеты и гонки. Море, чистый воздух, природные красоты круглый год. Чего вам еще, сограждане?