Раньше в канун Дня защиты детей у нас всегда говорили о телевидении. Хорошего — мало. О его вреде и необходимости исправить ситуацию — много. Теперь не то: что толку твердить об опасности «ящика» для детской психики, когда главное зло перекочевало в компы и гаджеты?! Прежние рассуждения о формировании агрессивности у несовершеннолетних под влиянием «Симпсонов» на фоне сегодняшней суицидальной группы в соцсети, руководимой 13-летней школьницей, кажутся смешными. Да и есть ли смысл что-то объяснять про ТВ родителям, которые сами выросли уже на интернете и, надо полагать, вовсе не собираются возвращать своих отпрысков к устаревшим средствам информирования и развлечений? И тем не менее...
Тут вот на днях президент Белоруссии подписал закон, согласно которому с 1 июля этого года материалы на телевидении, интернет-сайтах, книги и иная информационная продукция будет маркироваться на предмет возрастных ограничений. Согласно документу, навредить детям могут материалы, вызывающие желание употреблять алкоголь и наркотики, курить, провоцирующие жестокость, занятие проституцией, бродяжничество и т. д. Само собой разумеется, под параметр «18+» попадет продукция порнографического характера, а также содержащая нецензурную лексику. Видно, наболело у братского народа.
Нам подобное — и закон, и маркировка — знакомо уже года четыре. Относительно их эффективности сказать что-либо трудно. Много у нас пап и мам, которые, изучив телепрограмму, ставят на определенные промежутки времени на телевизоре «родительский контроль», или их мало — особого значения не имеет. Если у твоего ребенка в руках гаджет, никакие циферки на телеэкране его уже не колышут. Да и сам экран тоже. Он будет смотреть то, что захочет, а отнимать у него все эти айфоны и айпады — значит, делать его изгоем среди сверстников, у которых такого добра навалом.
Видимо, понимая это, большинство каналов на возрастную маркировку махнули рукой. Нет, конечно, они ее ставят — кому же нужны неприятности с Роскомнадзором? Но делают это все чаще «от балды», дабы хоть что-то в начальных титрах присутствовало.
Так, на «России 1» передачи «Смехопанорама» и «Смеяться разрешается» знаками ограничения вообще не сопровождаются. Действительно, зачем они? Смеяться-то всем полезно. Но вспомним, что нередко после шуток, звучащих там, даже многоопытные взрослые дамы в студии краснеют. На канале «Матч ТВ» этап «Формулы-1» идет без маркировки, а программа «Спорт за гранью» снабжается значком «12+». В этом проекте речь идет о людях с ограниченными возможностями, которым удается прийти к высоким достижениям на стадионах. Выходит, смотреть на гонки, где в прямом эфире могут погибнуть люди, детишкам можно, а на инвалидов нельзя. Чтобы настроение не портилось, что ли? Сразу вспоминается случай, когда родители дружно выступили против присутствия в классе, где учатся их чада, ребенка-аутиста.
Пресловутый «Дом-2» предназначен для аудитории «16+», ей же адресованы и прочие «фишки» ТНТ. То есть подросткам 16-17 лет пить, курить, голосовать и жениться нельзя, а «Дом-2» смотреть можно. Точно такую же отметку имеет и энтэвэшное «ЧП. Расследование», под маркой которого был показан нашумевший фильм «Касьянов день», где человек, похожий на экс-премьера, занимался сексом со своей единомышленницей.
Вообще, с этой точки зрения в телепрограммах можно найти много забавного. Скажем, не имеют никаких ограничений практически все новостные программы. Наверно, это правильно. Общественно важная информация должна быть доступна всем гражданам, начиная с момента их появления на свет. Хотя порой такие сюжетцы встречаются — мама не горюй!
Но больше всего умиляет следующее обстоятельство. У программы «Время покажет» на «Первом» возрастных ограничений нет. Так же, как и у «Вестей недели» на «России», считающейся не информационной, а авторской программой Дмитрия Киселева. А вот «Вечера с Владимиром Соловьевым», что особенно трогательно, имеют маркировку «12+». А ведь именно в этих форматах ведется наиболее агрессивный поиск внешних и внутренних врагов, именно тут ставятся клейма на явления, людей и целые народы. Разумеется, детям они и даром не нужны. Но родители-то смотрят и от телевизоров их не гонят. Зачем? Всем же можно.
Тут вот недавно возопили столичные гиды: очень уж грубо москвичи стали вести себя по отношению к иностранцам. Увидев англоговорящих граждан, в буквальном смысле плюются в их сторону, сопровождая эти действия словами, которые аккуратно можно перевести как «янки, гоу хоум». Сии плохо воспитанные граждане, конечно, далеко не мальчики в коротких штанишках. Но кто вырастет из нынешних мальчишек, если у них, возящихся на полу с кубиками, за спиной изо дня в день будут звучать слова «враг», «предатель», «опасность», «коварство»?
Но, повторю, никакие значки тут не помогут. Только родители в силу своего интеллекта и понятия о нравственности могут решать, что их детям надо, а что нет.
И еще об ограничениях из иностранного, так сказать, опыта. Госуправление по делам печати, радио, кино и телевидения Китая ввело запрет для детей знаменитостей и богачей на участие в телевизионных реалити-шоу. Оказывается, на «поднебесном» ТВ появилось большое количество проектов, в которых золотая молодежь пытается испытать на себе все тяготы жизни рядовых тружеников. Столкнувшись с суровой реальностью, ахая и охая от неожиданных открытий, так называемые фуэрдай (богачи во втором поколении) и гуаньэрдай (чиновники во втором поколении) в эфире с ностальгией вспоминают ночные клубы, где они за ночь могли спустить несколько десятков тысяч долларов. По мнению китайских идеологов, эти юноши и девушки, представляющие 1% населения страны, вызывают дискомфорт у его подавляющего большинства. По-моему, в этом что-то есть.