Делегаты учредительного съезда партии "Союз правых сил" (СПС) не расходились почти сутки. Заседание открылось в 10 утра в субботу, 26 мая, а завершилось в 8 утра на следующий день. К этому времени часть присутствовавших уже спала прямо в зале, и для голосования их приходилось будить. Но все же все важнейшие вопросы на съезде удалось решить. Главным результатом стало утверждение устава ("за" проголосовало 305 делегатов, "против" - 22, воздержалось - 23), что означает создание партии СПС.
Принята также политическая декларация. Своей главной задачей партия СПС определила "защиту завоеваний молодого российского капитализма и развивающейся российской демократии".
Выступления, эмоциональные и не очень, реплики из зала и напряженные перерывы для консультации - все смешалось в один наэлектризованный клубок.
Именно в это время делегаты съезда от "Демвыбора России" во главе с Егором Гайдаром решают голосовать против устава новой партии. Казалось, что раскол неизбежен. Но в конечном счете "мы осознали, что создание единой либеральной партии для нас гораздо важнее любых документов", заявил Борис Немцов. Съезд пошел навстречу требованиям делегатов от ДВР и принял две существенные поправки. Тем самым Гайдар одержал первую и, по сути, единственную победу.
Речь идет о предложении дать право члену партии не выполнять ее решения, если он не согласен с ними. Кроме этого, Совету партии было предоставлено право рассматривать все вопросы, входящие в компетенцию политсовета партии. На практике это означает, что Совет СПС может отменить любое решение политсовета. Комментируя эти поправки, Борис Немцов отметил, что документ "гораздо более демократичен, чем устав бывшей партии ДВР, которую возглавлял ранее Егор Гайдар".
И все же Борис Немцов был явно недоволен достигнутым компромиссом. Поскольку именно он настаивал на создании монолитной, сплоченной организации. Ведь большинство политиков и аналитиков отмечает, что время, когда можно было полагаться в основном на привлекательность идей, не подкрепленных мощным организаторским ресурсом, ушло.
Уже под утро съезд выбрал политсовет партии, состоящий из 32 человек. Никаких неожиданностей не произошло, и в его состав вошли все известные делегаты съезда, претендовавшие на эти посты. Борис Немцов стал председателем политсовета, а Егор Гайдар, Анатолий Чубайс, Сергей Кириенко и Ирина Хакамада выбраны сопредседателями партии. После своего избрания Немцов отметил, что "мы будем работать вместе не в режиме начальника и подчиненного, у нас такого режима никогда не было и не будет".
Другим важным вопросом, который еще предстоит решить СПС, по мнению выступающих, станет определение своего места на политической сцене. Так, в принятой декларации "Об отношении СПС к политике президента и правительства РФ" говорится, что "мы обязаны сделать все, чтобы исполнительная власть не повернула влево и вспять". В то же самое время Сергей Кириенко отметил, что, "к сожалению, власть очень часто оказывается правее СПС". Он насчитал 23 случая, когда в Госдуме при голосовании по принципиальным вопросам позиция фракции СПС была "абсолютно идентичной с фракцией КПРФ".
И все же правым наконец удалось, отбросив амбиции своих лидеров, объединиться в единую партию. Таков главный итог съезда. Станет ли СПС действительно "сильным игроком"? Удастся ли им объединиться с "Яблоком"? Будет ли мешать их работе новый устав? Вопросов на сегодняшний день больше, чем ответов. Пока очевидно лишь желание правых стать единым целым. По словам Алексея Кара-Мурзы, "нам необходимо быть вместе - регионы требуют от нас единства, а все остальное - это уже детали".