Напомним, что англоязычные менеджеры участвовали в управлении "Сибирско-Дальневосточной нефтяной компанией" "СИДАНКО" с февраля 1998 года на уровне вице-президентов. В апреле 1999-го представитель ВР Amoco возглавил совет директоров, и, наконец, в марте нынешнего западному акционеру полностью передали оперативное управление. Новый президент - американец Роберт Шеппард вскоре после назначения заявил: "Мы намерены выработать собственную корпоративную политику". Тем самым он, видимо, подчеркнул, что "СИДАНКО" будет строиться иными методами, нежели ВР Amoco, и делать знак равенства между компанией с мировым именем и ее российской структурой не следует. А заодно, надо думать, признал, что политики у компании пока нет, корпоративным строительством она не занималась. Действительно, то, что последние два года делало прежнее руководство "СИДАНКО", скорее можно называть другими словами.
К заявлению г-на Шеппарда стоит отнестись более чем серьезно. Ведь не секрет, что первоначально "СИДАНКО" рассматривалась англо-американцам как своего рода "Троянский конь" для взятия Ковыкты - крупнейшего нефтегазоконденсатного месторождения в Иркутской области. В результате менеджеры ВР Amoco взяли-таки контроль над Ковыктой в собственные руки, минуя "СИДАНКО". Между тем с самой "СИДАНКО" - некогда пятой в России по добыче и первой по мощностям нефтепереработки - произошли радикальные перемены. К худшему. Правда, кое-какие активы остались, хотя часть из них - под вопросом. ВР Amoco не та компания, чтобы с этими активами просто так распрощаться. Но как решить этот "вопрос"? Самой BP Amoco ронять свой имидж не резон. Именно поэтому новые руководители "СИДАНКО" сегодня приступают к разработке и реализации "собственной корпоративной политики".
"СИ" УПАЛО, "ДА" ПРОПАЛО - КТО ОСТАЛСЯ НА ТРУБЕ?
Посмотрим, что же стоит за этим. Сначала разберемся, что представляет собой нынешняя "СИДАНКО"? В секторе добычи нефти это "Удмуртнефть", "Саратовнефтегаз" и "Новосибирскнефтегаз" с суммарной добычей 6,5 млн. тонн в год, в секторе переработки - Саратовский НПЗ мощностью 7 млн. тонн в год. Все перерабатывающие и сбытовые предприятия в Восточной Сибири ("Си") и на Дальнем Востоке ("Да") распроданы. Выходит, осталось просто "НКО" - рядовая нефтяная компания. Под вопросом остается судьба "Черногорнефти" (лицензии на разработку месторождений и производственные активы которой переоформлены на "ТНК-Нижневартовск"), а также "Варьеганнефтегаз" и его дочка "Варьеганнефть". Именно эти два предприятия, базирующиеся в городе Радужный, стали сегодня первоочередным объектом "корпоративно-строительных" усилий руководства "НКО".
"Варьеганнефтегаз" ("ВНГ") и "Варьеганнефть" добывают в сумме порядка 3,9 млн. тонн продукции в год. Совсем недавно, в 1997 году они производили 4,5 млн. тонн, и, по убеждению бывшего гендиректора "ВНГ" Камиля Насибуллаева, через 5-6 лет способны были добывать больше. Сейчас, учитывая значительную степень выработанности месторождений и вынужденный простой половины фонда скважин (один из худших показателей по отрасли), более реально дальнейшее падение добычи в Радужном. По расчетам, только в "ВНГ" для поддержания объема на нынешнем уровне необходимо вложить свыше 210 млн. долл., а для наращивания - порядка полумиллиарда. И это при том, что для начала нужно рассчитаться с кредиторами.
Как "Варьеганнефтегаз" - предприятие, добывающее "черное золото", - дошло до банкротства? Да очень просто. Все поставки нефти, добываемой "дочками" шли через "СИДАНКО". Первое, что сделала материнская компания в таком тяжелом положении, - установила необоснованно заниженные цены на нефть, закупаемую у дочерних предприятий. Это стало катастрофой для "Варьеганнефтегаза". "СИДАНКО" являлась единственным покупателем производимой "ВНГ" нефти. Так вот, мало того, что материнская компания закупала нефть по низкой цене - 590 рублей за тонну, - она еще зачастую либо расплачивалась векселями, либо не платила вовсе. Все это привело к тому, что "Варьеганнефтегаз" лишился возможности своевременно погашать свои обязательства по кредитам. В 1998 году задолженность со стороны "СИДАНКО" была самой большой - сотни миллионов рублей и свыше десяти миллионов долларов. Да плюс к тому "СИДАНКО" просто-напросто не вернула ВНГ 12 млн. долларов экспортной выручки за 1998 год. А это - ни много ни мало - вся кредиторская задолженность "Варьеганнефтегаза" перед подрядчиками. Капиталовложения в производство упали на сорок процентов нефтяникам пришлось "глушить" скважины и срезать добычу. В итоге на "ВНГ" в июле 1999 г. ввели внешнее управление. Тем самым "ВНГ" - а с ним и "Варьеганнефть" - выпали из сферы влияния руководства "НКО".
Основное значение для возвращения "ВНГ" под контроль "СИДАНКО" играет исход процесса внешнего управления. В случае же с "Варьеганнефтью" ключиком служит спорный пакет акций этого предприятия - 38 процентов от уставного капитала, которые "СИДАНКО" вроде бы решила выкупить у "ВНГ". Данные акции относятся к основным активам "ВНГ" и, следовательно, нацелившись на пакет, можно бить сразу по обоим предприятиям.
Вот на этом направлении менеджмент "НКО" и предпринял воистину "гомерические" усилия.
"ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА" В РАДУЖНОМ
16 декабря прошлого года один из акционеров "ВНГ" обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) с иском о признании недействительным договора купли-продажи "СИДАНКО" пакета акций "Варьеганнефти" и восстановлении "ВНГ" в праве собственности на эти акции. По мнению истца, договор ничтожен, как противоречащий Закону "Об акционерных обществах". Дело в том, что "СИДАНКО" на момент заключения договора являлась лицом заинтересованным в совершении сделки, будучи владельцем более чем 20 процентов акций "ВНГ". По закону сделка должна быть одобрена собранием акционеров либо советом директоров. Ни того, ни другого сделано не было. Кроме того, отсутствуют и доказательства осуществления оплаты по указанному договору.
20 января Арбитражный суд ХМАО удовлетворил требования истца. По прошествии месяца решение вступило в силу, то есть 20 февраля сего года пакет акций "Варьеганнефти" вернулся в "ВНГ". Не надолго: "СИДАНКО" подала кассационную жалобу, которая была удовлетворена. Но, не дожидаясь постановления судебной коллегии, "НКО" заключила предварительный договор с оффшорной компанией Oxford Management о... продаже ей того же самого пакета акций. Этим странным соглашением предусмотрены два платежа - 473 тыс. рублей - за сами акции и 15,75 млн. долл. - за согласие их продать (?!). Несложные арифметические вычисления показывают неплохой профит. Однако "наварить" на акциях - лишь программа-минимум для менеджеров "НКО".
В феврале менеджеры "СИДАНКО" из последних сил переходят в контрнаступление на "ВНГ". Они предприняли попытку сорвать собрание кредиторов, переуступив право требования к этой компании на сумму 494,5 тыс. руб. некоему обществу с ограниченной ответственностью "Троя-2000". Оно, в свою очередь, всего лишь шесть дней спустя переуступает права одному физическому лицу, уже и вовсе безответственному. "Лицо", проживающее в далеком г. Тимашевске Краснодарского края, не платит денег. 25 февраля "Троя-2000" подает на него иск в местный суд, оспаривая договор переуступки и указывая в качестве ответчика также... "ВНГ", то есть фактически требуя запретить собрание кредиторов. Одновременно в ряде СМИ по "случайному" совпадению появляются предсказания, что собрание рассмотрит вопрос о продаже бизнеса "ВНГ". Действительно, собрание кредиторов состоялось 1 марта, но утвердило оно совершенно другое - инвестиционную программу "ВНГ".
Позволим себе сделать по поводу "Трои" лирическое отступление. Использование малоизвестных контор - один из излюбленных методов работы бизнесменов, специализирующихся на переделах собственности. Некоторые нелепости в оформлении подобных предприятий объясняются постоянной спешкой, в которой решаются такие "юридические" вопросы. Впрочем, неувязки всплывают лишь потом, когда дело уже сделано. Например, в известном случае с банкротством "СИДАНКО" фигурировала некая компания "Бета-Эко".
Название весьма характерно. Учредители не просто взяли впопыхах следующую за "альфой" букву греческого алфавита. Любовь их к эллинизму более основательна. Достаточно вспомнить, что именно на острове Афродиты родился один из ведущих акционеров "СИДАНКО", Kantupan Co. Ltd. Допытываться по документам, кто его учредители - пустая трата времени. Впрочем, об этом мы собираемся рассказать уже в следующем материале.