Главная Культура 00:14 28 Июня 2019 1941
«Дылда»: кино из пробирки

Приз Каннского фестиваля не всегда гарантия шедевра

Леонид Павлючик
Актрисы-дебютантки играют истово, взахлеб, но характеров, биографий, судеб у их героинь нет. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Дылда» Кантемира Балагова — самого успешного из режиссеров молодого поколения. Он ярко дебютировал драмой «Теснота», замешанной на теме межнационального конфликта в Нальчике, откуда Балагов родом. В шероховатой, нервной и очень искренней картине была видна крепкая режиссерская рука и чувствовался свой взгляд на мир, что вселяло надежду на успешное продолжение творческой судьбы ученика Александра Сокурова. «Дылда» закрепила успех, принеся Балагову приз за режиссуру в «Особом взгляде» Каннского фестиваля. Но по большому счету его новая картина стала шагом не вперед, а куда-то в сторону.

Действие фильма происходит в Ленинграде в первую послевоенную осень. Высоченная, с белесыми, как у альбиноса, ресницами молодая женщина Ия (Виктория Мирошниченко) работает санитаркой в госпитале, где долечиваются искалеченные войной солдаты. Сама Ия тоже воевала на фронте зенитчицей. Была контужена, комиссована, теперь время от времени впадает в ступор — в эти минуты Ия себя не помнит.

В очередном приступе болезни героиня задушит в смертельных объятиях трехлетку Пашу, которого окружающие считают ее сыном. На самом деле это ребенок ее боевой подруги Маши (Василиса Перелыгина), которого Ия взяла на воспитание. Маша осталась на фронте мстить врагам за своего погибшего мужа. Отвоевавшись, она возникает на пороге коммуналки, где живет Ия. И узнает от нее горькую новость про смерть сына. Так для подруг начинается в картине мирная жизнь...

На создание фильма Балагов вдохновился книгой Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». В интервью после премьеры «Тесноты» режиссер рассказывал мне, что в его новом фильме, сценарий которого он пишет с Екатериной Мавроматис, будут еще и отголоски прозы Андрея Платонова. В итоге в титрах «Дылды» имени Алексиевич не оказалось, отголосков платоновской прозы я не почувствовал, а сосценаристом Балагова стал писатель Александр Терехов, известный по роману «Немцы» из жизни столичных чиновников. От первоначального творческого импульса до готового фильма оказалась дистанция огромного размера, которую режиссер, как мне кажется, преодолевал на ощупь.

Кантемир Балагов — человек, безусловно, одаренный, чувствующий материю кино. В фильме есть замечательные сцены, передающие драматизм послевоенного времени, когда эйфория от победы уже улеглась, а раны на теле и в душе еще не затянулись и болят пуще прежнего. В ленте прекрасно передана бытовая жизнь той поры: с разбитыми улицами, переполненными коммуналками и трамваями, мешковатыми одеждами и серыми, мятыми лицами. Это снято оператором Ксенией Середой в лучших традициях «ленинградской школы кино», в частности гиперреалистического стиля Алексея Германа.

Пронзает сердце один из первых эпизодов фильма, когда маленький Паша развлекает раненых бойцов в госпитале. Те просят изобразить собаку: полаять, порычать. А Паша не понимает, чего от него хотят: за свою короткую жизнь он не видел собак — их съели в первую блокадную зиму. Столь же сильной выглядит сцена с парализованным молодым солдатом, которого Ия с согласия его жены и милосердного главврача (Андрей Быков) одним уколом отправляет на вечный покой. Чтоб не мучился сам и не мучил семью с двумя подрастающими дочками.

Увы, на таком уровне художественной правды режиссеру на протяжении фильма удержаться не удалось. После появления на экране инфернальной рыжеволосой Маши доселе четкая, выверенная драматургия, а с нею и заявленный психологизм летят под откос. Так, узнав о смерти сына, Маша, не проронив ни слезинки и вообще чувств никаких не изведав, тут же предлагает Ие: пойти на танцы. А следом, откликнувшись на предложение двух вышедших «на охоту» парней, согласится переспать с одним из них в автомобиле. «Хочу почувствовать человека внутри себя», — объясняет она Ие.

Это туманное желание будет бросать ее из объятий неловкого, некрасивого ухажера (Игорь Широков) в сумбурные объятия Ии (видимо, за эти сцены фильм был выдвинут на Каннском фестивале на ЛГБТ-премию), а затем подскажет ей экстравагантную идею: Ия должна родить для бесплодной от ранения в живот Маши (хотя сама она грешит на многочисленные аборты) нового ребенка. На роль потенциального отца выбирается почему-то уже знакомый нам пожилой врач, которого Маша обещанием настучать в НКВД за опыты с эвтаназией заставляет лечь в постель с Ией. Та требует, чтобы вместе с ними для дружеской поддержки легла и сама Маша...

Понятно, что Балагов снимает не вполне реалистическое, а условное, образное кино, но даже с учетом этого обстоятельства драматургические навороты и нелепости, достойные сериального мыла, зашкаливают за все пределы. Сценарий вообще самая слабая сторона этого фильма, включая речевые характеристики персонажей. Героини то обмениваются короткими, незаконченными, похожими на мычание репликами, то выдают образцы народного фольклора («я напрасная внутри»), то вдруг Маша в разговоре с матерью своего ухажера и женой крупного сановника (прекрасная актерская миниатюра Ксении Кутеповой) разражается отточенным литературным монологом, как будто она не санитарка, а выпускница филфака.

Актрисы-дебютантки играют истово, взахлеб, но характеров, биографий, судеб у их героинь нет. И при всей температуре бушующих на экране страстей они пребывают весь фильм, в сущности, на одной эмоциональной волне. Каждая на своей. Гармонии, лада между снулой Ией и однообразно взрывной, безбашенной Машей так и не возникнет. Как и не возникнет контакта с окружающим их миром. Героини вообще показались мне не живыми людьми из плоти и крови, а персонажами-функциями для режиссерского высказывания. Может, потому мне было трудно им сопереживать?

Понятно, что Балагов и его продюсер Александр Роднянский намеревались противопоставить намеренно антигероичную, антипафосную «Дылду» всем этим конъюнктурным, мажорным картинам про несокрушимые танки, мифологизирующим Великую Отечественную. Но то ли в силу возраста режиссера и недостатка у него жизненного опыта (Балагову всего 27), то ли под тяжестью задачи авторы в итоге отковали другую сторону этой же медали. У них получился насквозь придуманный, искусственный, анемичный фестивальный фильм. Словно ребенок, зачатый в пробирке.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7031
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6220
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?