Главная Культура 16:34 28 Апреля 2023 3325
Об Ахматовой – просто и ясно

Лидеру театра «ГЛАС», создавшего о ней спектакль, исполняется 80

Александр Юрьев
«Поэма без героя» – одна из самых глубоких и эмоциональных работ театра «ГЛАС». Фото предоставлены пресс-службой театра

1 мая исполняется 80 лет создателю и художественному руководителю единственного в своём роде Русского духовного театра «ГЛАС» Никите Сергеевичу Астахову. О театре, его лице и спектакле, созданном в канун юбилея мастера, наш рассказ.

В столичном районе Замоскворечье на Большой Татарской улице расположился Русский духовный театр «ГЛАС». За более чем 30-летнее существование коллективу часто приходилось менять адреса – хорошо хоть в основном в пределах Замоскоречья. Зато теперь у артистов – свой просторный дом, который позволяет работать в благоприятных условиях.

Менялась география, но постоянными оставались почерк и характер работы уникального творческого организма. Спектакли репертуара неизменно сосредоточены на духовно-нравственных, часто – религиозных темах. И это в наше перенасыщенное драматизмом время притягивает публику. В «ГЛАСЕ» о сложном говорят так, что это становится близко и понятно многим сердцам. Здесь внимательны к эмоциональным проявлениям человека, давая в наш жестокий, равнодушный век отдохновение душе. Классику тут можно увидеть в традиционном, но свежем, а зачастую и неожиданном прочтении. Конечно, не чураются в «ГЛАСЕ» современности – ведь и в ней сквозь привычную, казалось бы, серость проблескивают высоты духа. Любят тут поэтическую словесность – ряд спектаклей посвящен творчеству выдающихся русских поэтов. Наконец, «ГЛАС» – это россыпь ярких, красочных, наполненных чудесной музыкой и фантазией постановок для детей всех возрастных групп.

Сегодня зрителей театра особенно привлекают свежие премьеры – «Имя России – Александр Невский» и «Поэма без героя». Скоро к ним присоединится «Гамлет» Шекспира.

Когда читаешь «Поэму без героя» Анны Ахматовой, смысл её может сперва показаться туманным. Информации здесь – в переизбытке: каждая страница наполнена именами, цитатами, названиями. Создать ощущение тайны и было сознательным стремлением автора. «Не скрою, что применила симпатические чернила. Я зеркальным письмом пишу», – говорит в поэме о поэме же сама Анна Андреевна. Раскрыть все эти тайные отражения и ассоциации – такую задачу поставили режиссёры-постановщики спектакля Никита Астахов (худрук театра, заслуженный деятель искусств РФ) и Кирилл Белевич (кинорежиссер, почетный деятель искусств Москвы) в содружестве с балетмейстером Георгием Бердзенишвили и художником-постановщиком Мариной Филатовой.

Чтобы зрителю, малознакомому с эпохой, в которую создавалась поэма, было легче во всем разобраться, в инсценировку (ее автор – также Никита Астахов) введен персонаж, отсутствующий в поэме, но о нем косвенно говорится: «Мой редактор был недоволен». Уже при первом появлении этого таинственного персонажа, одетого в прозодежду (так в советские 1930-е называли производственную форму), у зрителя возникает догадка, что это, возможно, не просто редактор, а еще и государственный чиновник или даже сотрудник чекистских органов… Фигура эта, с блеском воссозданная актрисой Екатериной Лисовой, запоминается своим постоянным неуклюжим вторжением в лирические воспоминания главной героини, попыткой объяснить всё и вся, чем в драматическое (даже трагическое) действо вносится толика юмора. Но она же (роль) несёт в себе и серьезный смысл, показывая, как в советском человеке казенный прокурорский тон постепенно сменяется пониманием, даже прозрением.

А начинается всё буднично. Редактор, обращаясь к залу, бюрократически зачитывает вынутую из потёртого портфеля копию служебной записки главы МГБ Абакумова товарищу Сталину:

«Докладываю, что МГБ СССР получены агентурные и следственные материалы в отношении поэтессы Ахматовой А.А., свидетельствующие о том, что она является активным врагом советской власти». Вот так в лоб.

Но главный герой спектакля – конечно же сама Анна Андреевна Ахматова. Великая личность, которая делится с нами своей историей.

Зрителю предлагается интересный постановочный ход: в спектакле действуют три Ахматовых, создающие образ в героини в разные периоды ее жизни. Пожилую Анну Андреевну (поэму автор начала создавать в 1940 году в возрасте за 50) играет Галина Маслакова. Часть текстов отдана Ахматовой средней возрастной поры (Наталья Шеховцева), еще большее их количество – Ахматовой в юности (Анна Хапкина).

В спектакле Ахматову играют сразу три актрисы

Все три актрисы признались автору этой заметки, что, пожалуй, впервые в карьере так глубоко погрузились при подготовке к спектаклю в судьбу героини и время, в котором она жила: «Мы перевернули горы литературы об Ахматовой и о Серебряном веке»… Это очень заметно: во время спектакля даже ловишь себя на мысли – как велико визуальное сходство артисток с самим автором! Один из гостей театра сказал на обсуждении после премьеры: «Мы только что присутствовали при реинкарнации Ахматовой».

Три разновозрастные ипостаси Ахматовой не просто сменяют друг друга на протяжении спектакля – они вступают в спор, отстаивая каждая своё виденье окружающего мира. Так отражен произведенный Ахматовой в 1940-е пересмотр всего, что было ранее, в начале ХХ века. В частности, того самого очарования Серебряного века. И именно сейчас, на пике этого разочарования, в канун встречи нового, рокового для страны 1941 года, воображение Ахматовой встречает поздним вечером непрошенных гостей – своих бывших сотоварищей по искусству…

Приходят они в маленькую ленинградскую комнатку Ахматовой не просто с того света (никого из них уже нет в живых), но из ада, потому что, как теперь считает Ахматова, именно там всем им место – Кузмину, Мейерхольду, Брюсову… Даже Гумилёву, первому её мужу, убиенному чекистами 20 лет тому назад.

Почему она столь сурова к ним? Да потому, что своим изысканным творчеством, своими эстетскими «измами», своей богемной, распутной жизнью они тоже способствовали расшатыванию общественных устоев России, и не без их участия страна рухнула в революцию и войну.

Это страшное видение большого бедствия давно мучает Ахматову: «Только как же могло случиться,/ Что одна я из них жива?». Никакие попытки более молодых её «я» объяснить, оправдать неизбежность такого поворота событий не принимаются зрелой Ахматовой. Это, с её точки зрения, преступление.

Именно этот яркий, даже наглый адский карнавал прошлого даёт в спектакле толчок к пониманию внутренней архитектоники поэмы. Становится очевидным, что произведение как бы состоит из трех частей, что прослеживается в спектакле в форме триптиха.

Смысл первой части – вот это самое зримо наблюдаемое нами преступление, к виновникам которого Ахматова бескомпромиссно причисляет и себя. Вторая часть в этой логике – наказание. Оно показано через страшные картины происходящего в стране в сталинскую эпоху: гражданская война, аресты, допросы, казни, эмиграция-бегство и наконец – страшная Великая Отечественная. «Карнавальной полночью римской/ И не пахнет. Напев Херувимской/ У закрытых церквей дрожит./ В дверь мою никто не стучится,/ Только зеркало зеркалу снится,/ Тишина тишину сторожит».

В эпилоге, третьей части спектакля, говорится уже об искуплении Россией своих грехов. Обновлённая, очищенная страданиями, страна идёт к обретению утраченных ценностей. Вместе с теми, кто ее не предал. Впереди – седая страдалица, православная христианка Анна Ахматова. Плечом к плечу со своими молодыми отражениями, осознавшими бездну былого падения. «И открылась мне та дорога,/ По которой ушло так много,/ По которой сына везли,/ И был долог путь погребальный/ Средь торжественной/ И хрустальной/ Тишины Сибирской Земли».

Актрисы (на фото – Галина Маслакова) перевоплощаются в героиню порой до поразительной степени

За своё горькое прошлое Ахматова заплатила самым дорогим: судьбой сына и мужа. Трагическая жертва великого русского поэта и великой страны – России. Неотрывных друг от друга.

Все это рассказано «ГЛАСОМ» убедительно, понятно, просто и ясно. Так, как привык работать режиссёр и педагог Никита Астахов.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9635
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7242
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?