Главная Культура 13:36 28 Января 2014 1819
Воистину ли воскрес «Дон Кихот»

Фестиваль «Золотая маска», традиционно открывшийся проектом «Премьеры Мариинского театра в Москве», познакомил столичную публику с постановкой мало известной у нас оперы Жюля Массне «Дон Кихот»

Сергей Бирюков

Оценив первоклассные силы, вовлеченные маэстро Валерием Гергиевым в спасение полузабытой партитуры, корреспондент «Труда» все же не проникся ощущением, что история была к этому сочинению несправедлива.

Задача была рискованной с самого начала; писать оперу о Дон Кихоте — примерно то же, что об Иисусе Христе: слишком велик образ и его культурный след. Конечно, можно было бы пойти по пути Минкуса — Петипа и создать череду музыкально-сценических хитов, которые хороши вне зависимости от степени их близости к идее Рыцаря Печального Образа. Но у Массне хитов почему-то получилось маловато — возможно, к излету жизни («Кихот» написан в 1909-м) они ему давались тяжелее из-за усталости и болезни. Хотя музыка в целом добротная, но рядом, скажем, с «Вертером» того же автора она теряется.

Уж не говорю о мелодической щедрости Бизе, слабые отблески стиля которого возникают здесь время от времени то в бойком полифоническом хорике, то в изящном музыкальном диалоге второстепенных героев. Но тем площе выглядит общий благополучно-усредненный музыкальный материал «Кихота» в духе французской оперы второй половины XIX века.

Опера как жанр вообще не очень склонна к повышенной психологической и философской утонченности выражения, а уж в таком ее варианте, как у Массне, многозначность образов великого сюжета вовсе потерялась. Дон Кихот вышел уныло благородным, Санчо Панса — уныло ворчливым, Дульсинея — без конца поющей и пляшущей среднего качества болеро. Если иногда с этого грустного плато и совершались отдельные взлеты — вроде, например, внезапно проснувшейся в ворчливом Санчо благородно-самоотверженной любви к хозяину или вспышки уважения Дульсинеи к Кихоту (хотя она от него как раз в этот момент уходит), то они выглядели немотивированно-неуклюжими скачками в сторону от логики характеров.

Вялость драматургии можно было бы хоть отчасти компенсировать яркостью постановки — но и этого не произошло: декорации Янниса Коккоса (он же режиссер-постановщик) с их расхожими символами Испании — дворцовой аркадой, дикими скалами, условной горной деревушкой — фанерны почти до степени самодеятельности, а назойливо маячащая во всех сценах огромная раскрытая книга со старинным шрифтом словно позаимствована из миллиона детских спектаклей по популярным литературным сюжетам. К тому же все действие проходит в темноте, народу на сцене временами бывает очень много, но понять, какую символическую нагрузку несут все эти пестрые маски (например, почему один из женихов Дульсинеи похож на дона Хозе из «Кармен», а другой на Рудольфа из «Богемы»), крайне затруднительно, так как до глаз публики, особенно в отдаленных рядах, доходит только неясная зрительная каша.

Конечно, присутствие прославленного Ферруччо Фурланетто невероятно скрасило спектакль (можно себе представить, как сто лет назад мучился с этой партией, специально для него написанной, Федор Иванович Шаляпин). И хотя знаменитый певец на протяжении большей части оперы явно сдерживал свой богатейший бас, лишь в паре кульминаций дав ему на несколько мгновений развернуться в полную мощь, харизма артиста действовала безотказно. Тем яснее слышалась на этом фоне качка и другие недостатки голоса его основного партнера Андрея Серова (Санчо Панса). Кстати, трудно назвать удачным композиторское решение поручить две главные мужские партии оперы басам. Что же до Анны Кикнадзе, то она старательно воспроизвела партию героини — этакую Кармен для бедных. Если честно, чем дальше шел спектакль, тем непреодолимей в душе рецензента становилось желание немедленно послушать эту самую «Кармен» для прочистки ушей.

Феноменальный оркестр Мариинки под водительством своего шефа старательно выжимал из однообразно-пасторальных антрактов пейзажные краски — и это ему подчас удавалось. И даже пара всплесков тутти, при всей своей логической немотивированности, звучала ярко, словно редкий проблеск солнца сквозь мрачные тучи в угрюмых горных ущельях.

Стоили ли эти пропасти таких стараний, господа?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9699
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7320
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?