Главная Культура 00:12 26 Сентября 2013 2704
Эрнест Мацкявичус: Театр становился как-то дальше, а литература - ближе

Известный тележурналист издал книгу отца

Сергей Аман

Тележурналист Эрнест Мацкявичус — сын Гедрюса Мацкявичуса, основателя пластического театра в СССР. Его спектакли «Преодоление», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» стали культовыми для своего времени. Много лет Гедрюс писал книгу о своем видении пластического театра, но издать не успел, умер в 2008 году. Эрнест после смерти отца издал его книгу, которая называется так же, как и спектакль: «Преодоление». В ней он написал свою главу о том, кем был для него отец.

Эрнест, книга — дань памяти отцу или что-то большее?

— Последняя глава называется «Реквием», отец ее написал в 1989 году, когда сам принял решение уйти из театра пластической драмы. Там был конфликт очень похожий на тот, что произошел потом между Юрием Любимовым и актерами Театра на Таганке. Существует какая-то неизбежность, наверное. Отец был вынужден из театра уйти, но потом, конечно, многое переоценил, в том числе и актеров, которые с ним конфликтовали. В итоге он их простил и со многими даже потом работал, но в каких-то уже антрепризных делах. При этом он даже во вступлении к этому «Реквиему» пишет, что ничего не стал переписывать, потому что это те эмоции и те ощущения, которые он испытывал именно в тот момент. Это, кстати, характерно для его творчества — он никогда не переделывал спектакли. Было у него ощущение, что это фиксация именно того состояния, в котором находился режиссер, когда начиналась «трансляция из космоса».

— Вы увлекались театром, почему же победила журналистика?

— Просто она, наверное, на тот момент перевесила. Театром я занимался, когда мы только переехали в Москву, когда мне было лет 10. Я ходил к отцу в студию, на разные постановки, но вот это клеймо сына интеллигентных родителей: Мне было как подростку важно самоутвердиться. И поэтому я старался от театра как-то абстрагироваться, что ли. Мол, да, конечно, отец у меня режиссер, но я такой же, как и вы, гопники в кирзачах и телогрейках, которые проводят свободное время в канализационном коллекторе. Видимо, вот эти подростковые ощущения меня довольно далеко отбросили от театра. А литературная жилка — она все равно билась: приходилось писать какие-то сочинения, немножко стихи, басни, сценарии для кукольных театров. Но по мере взросления театр становился как-то дальше, а литература вроде бы ближе.

И я поступал на журфак сразу после школы — правда, не поступил, потому что срезался на сочинении, и ушел в армию. Служил в пограничных войсках, сотрудничал с газетой «Пограничник». А после армии вернулся и уже без особого труда поступил сначала на рабфак, а потом на журфак. Кстати, при поступлении — что для меня было тоже важной победой — за сочинение, на котором я погорел сразу после школы, я получил пятерку. Единственный со всего нашего рабфака, а там было человек 70. Я достаточно успешно занял свое место в профессии, тогда еще на НТВ. Еще даже учась на журфаке, начал работать в штате парламентским корреспондентом — и вот пошло как пошло.

— А как вы добрались до легендарного бард-клуба «Гнезда глухаря»?

— Мне позвонили оттуда и сказали, что организовывают конкурс поющих журналистов. Мол, мы слышали, что вы играете на гитаре и поете, не хотите ли принять участие? Я спросил: «А надо петь что-то определенное или можно свое?» Они: «Как, у вас есть свое? Конечно, свое!»

Я крепко задумался. Товар ведь всегда хочется показать лицом. А даже хорошая песня лучше звучит с аранжировкой. Я попросил Машу, вдову Александра Фраучи, познакомить меня с кем-нибудь из ребят-гитаристов, кто согласился бы мне хотя бы две песенки аранжировать, чтобы мы могли вместе это исполнить. А музыкой я занимался с детства, учился именно у Александра Фраучи, это замечательный классический гитарист. Плюс я, конечно, любил и авторскую песню, дома всегда звучал Окуджава.

А потом решил попробовать сам что-то написать, что-то такое придумал и исполнял своим друзьям. Но вдруг заметил, что они, конечно, слушают, но хлопают вежливо, и особого энтузиазма не замечается. Надо было исправлять положение.

Так вот Маша познакомила меня с потрясающим человеком, Дмитрием Муриным, замечательным гитаристом, с которым мы очень подружились. Мы сделали две песни, выступили. Вот это выступление в «Гнезде глухаря» стало, наверное, самым мощным катализатором, потому что, честно скажу, у меня потом были концерты, но такого зала, как там, не было никогда. И вот мы так стали работать. Теперь иногда небольшие выступления, иногда сольники проходят, иногда «рассольники». (Смеется.)

С.Ы.Н.

(Фрагмент из главы об отце)

Мы сидели на кухне и добивали партию в «Эрудит». Была такая настольная игра (она, кажется, есть и сейчас), в которой участники из доставшихся им букв должны составлять слова, пока на доске не появится лабиринт из существительных, напоминающий кроссворд. «Эрудит» считался игрой интеллектуальной, и его выставляли на стол, когда в доме собирались люди, считающие себя интеллектуалами. Поскольку других у нас не бывало, в «Эрудит» играли почти каждый вечер. Вот и сейчас — игра подходила к концу, у папы осталось только три буквы, я их запомнил хорошо: «Н», «С» и «Ы». Он думал минут десять, но слово не складывалось. В конце концов я не выдержал:

— Попробуй слово «сын»!

— Сын? — он недоверчиво посмотрел на меня, потом на доску, составил слово, снова задумался. — А что такое сын? — вдруг спросил он после паузы и поднял на меня полный недоумения взгляд.

Вокруг засмеялись, я обиделся, потому что он не шутил — он действительно не очень хорошо знал, что такое сын. Но он знал нечто более важное, в том числе обо мне. Правда, понял я это гораздо позже...

Первые воспоминания об отце — это человек в фиолетовом трико на сцене какого-то вильнюсского театра и мой потрясенный крик, возмутивший чопорных литовских искусствоведов: «Мама, почему папа синий?»

Потом были короткие встречи в залах ожидания аэропорта — отец работал в Каунасе, мы жили в Вильнюсе, и мама, когда шла повидать его между гастролями, брала меня с собой. Они разговаривали по-литовски, я почти ничего не понимал, но ловил каждое слово и млел от вопросов типа: «Как дела в детском саду?» (Это спрашивалось по-русски.)

Когда я немного подрос, отец начал брать меня с собой в деревню, куда приезжал уже из Москвы. Как правило, поездка начиналась с объявления «литовской блокады», то есть со мной переставали говорить по-русски. Здесь не было никакого националистического и даже педагогического подтекста, думаю, папа просто так понимал методику изучения языка «с погружением». Я держался несколько дней, поскольку при всем благородстве цели средства казались мне оскорбительными, но потом санкции начинали сказываться — моя «международная изоляция» становилась невыносимой, приходилось «ассимилироваться». Но обида, конечно, оставалась.

По-настоящему мы познакомились уже в Москве. После консервативного, буржуазного по-советски и провинциального по-европейски Вильнюса, после квартиры, где телефон звонил раз в трое суток, и это считалось событием, а день завершался «по окончании программы «Время», я попал в торнадо, центром которого стала двухкомнатная квартира на Пролетарском проспекте. Мне казалось, что вся культурная жизнь Москвы, да и светская тоже, крутится вокруг нашего дома. Клубы вредного сигаретного дыма, гости — как непременная часть меню ужина, очень много новых слов и — телефон на длинном шнуре, из которого каждые три минуты кто-нибудь требовал Гедрюса. Если папа сам снимал трубку, разговор обычно выглядел так:

— Алло!.. Здравствуйте!.. Да, здравствуйте!.. Да, конечно!.. А-а-а, здравствуйте-здравствуйте, рад вас слышать, ну — рассказывайте! — Далее шел оживленный диалог с хихиканьем и обменом новостями, после чего отец прощался, «целовал» собеседницу, клал трубку, и задумчиво произносил: — Какая Катя? (Валя, Нина, Наташа)

Там же, в Москве, я понял, что жизнь, настоящая жизнь, после программы «Время» не заканчивается, а, наоборот, только начинается. И еще я узнал, что мой папа — «маэстро». По крайней мере так полушепотом его называли импульсивные тетеньки без возраста, заполнявшие все околотеатральное пространство. Часть их благоговения перепадала и мне, что справедливо. Сын режиссера, да еще главного, да еще гениального — это не просто родственник. Это человек (пусть маленький), который обладает привилегией находиться на одной жилплощади с творцом, зовет творца на «ты» и, возможно, даже знает тайну рождения шедевра, потому что наверняка хотя бы раз видел этот процесс своими глазами.

встречи

«Письменный стол» на двоих

Литературная страница «Труда» осваивает новые площадки — сценические. Наших героев теперь можно увидеть вживую на подмостках бард-кафе «Гнездо глухаря».

14 ноября «Письменный стол» с Сергеем Аманом разделит Владимир Войнович. Все знают Войновича как романиста, создателя незабвенного солдата Чонкина, а между тем Владимир Николаевич — тонкий поэт-лирик.

5 декабря за «Письменный стол» усядется Григорий Гладков. Юбилейный год поэта, композитора, кантри-музыканта подходит к концу. Песенные итоги он подведет вместе с литстраницей «Труда».

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9532
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7234
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?