До сих пор остается неизвестной судьба Дмитрия Тищенко, входившего в шестерку рафтеров. Все работы в районе реки Юрункаш пока приостановлены из-за сильного тумана и нелетной погоды. Тела погибших спортсменов Сергея и Ивана Черников, а также 25-летнего Владимира Сметанникова также обнаружены и остаются в Китае. Но пока неизвестно, когда и за чей счет живые и погибшие туристы вернутся на Родину. И была ли у них вообще страховка?
ДЕТИ ПОГИБШИХ ПРОДОЛЖАЮТ ХОДИТЬ В ПОХОДЫ
- Обратно все должны вылететь общей группой, но когда это произойдет, точно сказать нельзя, - рассказали в управлении информации и общественных связей МЧС России. - Зависит от того, сколько продлятся поиски Дмитрия Тищенко, мы готовы их продолжать, но китайская сторона ведь может решить по-другому.
Между тем родные и близкие спортсменов также находятся в ожидании - одни радостной встречи, другие - тяжелого прощания.
- Мы с Володей вместе ходили в первый поход еще в 98-м году, - говорит друг и коллега погибшего Владимира Сметанникова Владимир Гудов. - А эта экспедиция была для него самой сложной. Хотя страха я в нем не замечал. Наоборот, он был рад, считал этот поход эпохальным.
Друзья были химиками, вместе работали на научном предприятии. Жил Володя в Москве вместе с родителями и младшей сестрой. А вот у руководителя экспедиции Сергея Черника, помимо сына Ивана, погибшего вместе с ним в экспедиции, здесь осталось еще трое детей.
- Один сын - первокурсник, другой оканчивает школу, а дочка -самая младшая, - рассказал друг Сергея и председатель маршрутно-квалификационной комиссии Москвы Николай Рязанский. - С ними он ходил в менее сложные походы. А сам был очень опытным спортсменом, с 76-го года прошел более 70 маршрутов, 23 из них - высшей категории сложности.
ВДОВЕ СЕРГЕЯ УЖЕ НИЧТО НЕ ЗАМЕНИТ МУЖА И СЫНА
- Что я могу сказать вам - какой классный у меня был муж, как я его любила?! - воскликнула в трубку Людмила Черник. - Тяжело об этом говорить. Он был отличный семьянин, мы часто собирались на даче с друзьями. Это не только спортсмены были, совершенно разные люди, его многие любили. На похороны мы ожидаем от 200 до 400 человек. А дети наши продолжат ходить в походы - я не буду им этого запрещать.
Но самым искушенным в походах из младшего поколения Черников был все же погибший Иван. Помимо увлечения туризмом, он работал аспирантом на биологическом факультете МГУ.
- Ваня был моим студентом, вот-вот готовился защитить диссертацию, - говорит завкафедрой биохимии МГУ Николай Гусев. - Его все любили, в годы учебы был старостой группы - один среди 12 девчонок. Потом начал работать, уже ездил на конференции за границу, хотел пойти по научной стезе. Самое обидное, что человек вроде бы уже встал на ноги, и вдруг такое.
Все жертвы трагедии на жестокой реке ориентировочно вернутся в Россию в конце недели. Так сказали родственникам, однако, не дав на это никаких гарантий. Остается открытым и другой вопрос: что будет после доставки туристов на Родину? Не возникнут ли, как это уже бывало, проблемы при организации похорон погибших и оплаты лечения выжившим?
- Как и в любом другом направлении туристической деятельности, тут необходимо страхование здоровья и жизни, - говорит известный адвокат Игорь Трунов. - Главное, чтобы у этих людей были страховки, хотя и они не всегда покрывают все расходы.
Между тем никто не может точно сказать, была ли страховка у группы наших экстремалов.
- Этот вопрос выясняется, хотя она должна быть, - рассказал президент Федерации спортивного туризма России (ФСТР) Сергей Панов. - В любом случае мы надеемся, что наше государство нас защитит и обеспечит, потому что сфера спортивного туризма существует сейчас на общественных началах. А тем более это молодежь, денег у этих ребят нет, даже на лечение.
В случае необходимости коллеги и друзья туристов готовы скинуться и оплатить любые непредвиденные расходы.
- Мы с самого начала собирались это делать, - говорит директор ФСТР Александр Моисеев. - Но с самого начала все вопросы решились на государственном уровне, в работу активно включилось МЧС. И нас даже о деньгах не спросили.
В КАЗАНИ УЖЕ ОТМЕТИЛИ СПАСЕНИЕ ЗЕМЛЯКА
Родня в Казани с нетерпением ждет возвращения домой рафтера Александра Зверева. Правда, поначалу он заявил, что останется в Поднебесной, пока не будет найден последний участник экспедиции. Но недавно Александр сообщил семье, что, наверное, 28 сентября будет уже в Москве.
Выяснить какие-либо подробности о том, как семья готовится к долгожданной встрече, у его второй половинки Ольги не удалось: она приболела, голос хрипит. Разговаривать по телефону не может. Хворь, конечно, не ко времени: столько срочных дел сразу свалилось - к свадьбе надо готовиться, а, самое главное, она собралась в Москву на встречу с мужем. Одна надежда, что здоровье не подведет: как-никак сама спортсменка много лет, как и Саша, занимается водным туризмом. Они и познакомились во время путешествия на яхте.
Телефон старших Зверевых долго не отвечал - звучали короткие гудки. Как потом выяснилось: линию занял мэр города Ильсур Метшин, который благодарил родителей за мужественного и стойкого сына. "Такими людьми, - сказал он отцу, - можно гордиться. Многие не могут вынести тягот даже повседневной жизни, а он победил в экстремальной нечеловеческой ситуации". Глава города пообещал, что все расходы, связанные с возвращением Александра домой, лечением и реабилитацией мэрия возьмет на себя, а также выплатит герою материальную помощь, размер которой уточняется.
Когда трубку наконец взял отец Владислав Васильевич, он первым делом поделился с корреспондентом мыслью, которая не давала ему покоя все эти тревожные и радостные дни:
- Узнав, что экспедиция пропала, корил себя за то, что приобщил сына к столь опасному виду спорта - мы с женой его с младенчества таскали с собой по бурным рекам. А когда выяснилось, что сын 25 суток боролся за жизнь в безнадежной ситуации и спасся, я вроде бы успокоился: не зря, значит, приучал его к опасностям.
Зверевы на редкость спортивная семья. Глава - мастер спорта, супруга - перворазрядница, познакомились на слете туристов на Кавказе, когда оба занимались спортивным ориентированием. Сына сначала поставили на лыжи, потом - "на воду". С тех пор водный туризм стал для него всепоглощающим хобби: учебу в университете совмещал с тренерской работой, в аспирантуре руководил спортивным клубом "Подросток". Так между походами и сплавами кандидатскую диссертацию защитил.
А в день счастливого спасения Зверева-младшего его друзья пригласили Владислава Васильевича в кафе "Юшут" (название речки под Казанью, ставшей колыбелью большинству водников). Он пришел и ахнул: около 150 спортсменов собрались там, чтобы "обмыть" удачу коллеги! Место под крышей для всех не хватило - пришлось вынести столики на улицу. Жаль, Александр не мог видеть эту встречу - вот была бы порция положительных эмоций для его ослабленного голодовкой организма!