Для того чтобы ситуация с пожарами в стране вышла на федеральный уровень, нужно было, чтобы дымом заволокло Москву. Тогда наверху наконец-то оценили масштабы бедствия и создали специальную правительственную комиссию во главе с вице-премьером Дмитрием Григоренко. Уже по составу комиссии — министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов, замминистра МЧС Виктор Яцуценко, замначальника Главного штаба Сухопутных войск Альберт Будышкин, замруководителя Рослесхоза Алексей Венглинский — видно, что ситуация действительно серьезная. К тушению привлечены и Вооруженные Силы РФ.
А пока в Рязанской области, где горят торфяники и площадь пожаров разрастается, введен режим ЧС. На тушение брошена столичная рать в составе 10 тысяч человек во главе с вице-мэром Петром Бирюковым, оснащенная бульдозерами, пожарной техникой, поливальными машинами и даже вертолетами. Там же уже работают специальные самолеты для тушения пожаров МЧС России.
Ростовская область дальше от Москвы. Пожары там бушуют уже давно и из-за ветра и отсутствия дождей увеличиваются. Однако группировка сил и средств тушения там куда скромнее — всего 170 человек. А вообще-то в Рослесхозе заявили, что сложная ситуация с природными пожарами складывается по всей Центральной России. По оценке ведомства, опять главный виновник происходящего — человек, то есть «участившееся посещение людьми лесов».
Что происходит в Якутии, уже, кажется, все забыли. А ведь столица республики еще недавно задыхалась в дыму природных пожаров, которые продолжают бушевать окрест. Именно в Якутии на данный момент наибольшая в стране площадь возгораний: семь пожаров на 82 446 гектарах. По данным местных властей, площадь всех зарегистрированных с начала сезона пожаров превысила рекордный показатель за последние 10 лет, достигнув почти 8,5 млн гектаров. Для сравнения: в Рязанской области «активное горение» происходит на площади всего около 180 гектаров. А Сибирь? А Дальний Восток?
В 2021 году, по данным МЧС, природные пожары отличались масштабностью. Всего на территории РФ было зарегистрировано более 15 тысяч природных пожаров на общей площади свыше 10 млн гектаров. Но, по оценкам экспертов, площадь пожаров нынче превысит и прошлый год, и роковой 2010-й. 12 лет назад на тушение возгораний в той же Рязанской области лично за штурвалом авиабочки Бе-200 (как написал журнал «Власть») полетел премьер Владимир Путин. Тогда он шел на свой третий президентский срок, тот пролет смотрелся очень эффектно в контексте предвыборной кампании. Сразу три информагентства («Интерфакс», «Прайм-ТАСС» и ИТАР-ТАСС) передали сообщения, содержавшие одну и ту же опечатку: «Путин летал на «самолете-амбиции».
На дворе 2022-й. Россия активно выстраивает новый мировой порядок. А ситуация с пожарами радикально не меняется. Сил и средств для систематической борьбы с пожирающим наши просторы огнем не хватает. Символично выглядит недавнее уголовное дело в отношении замминистра МЧС и ряд громких дел в отношении региональных спасателей, которые заподозрены в мошенничестве. А вывод такой: разрушенное однажды системное наследие СССР в области охраны и защиты лесов не удается восстановить. А посему ежегодно мы уповаем на милость природы: авось не сгорит все. А на пике возгораний бьем в колокола, создаем комиссии и пытаемся героическими усилиями отвести беду от стен.
На этом фоне сущим пустяком смотрится фактический провал «мусорной реформы», которая эффектно началась также с личного участия президента России, который в 2018 году внял мольбам жителей и потребовал закрыть некоторые подмосковные мусорные полигоны. Дальше была ликвидирована выстроенная система сбора и утилизации мусора, а на ее место явился монополист — «единый оператор твердых бытовых отходов» с филиалами на местах. Замах был эпический: радикальное сокращение захоронения мусора, переработка, раздельный сбор... Хотели чистенько и аккуратненько, а получилось как всегда. Ныне эта история фактически заведена в тупик.
Даже в Москве можно говорить лишь о номинальном раздельном сборе мусора. На самом деле, как можно видеть, все сваливается в одну машину и отправляется на те же свалки. Не так давно правительство разрешило самому себе не закрывать те мусорные полигоны, которые должны были быть ликвидированы по плану. Потому что фактически переработка не растет, а мусор куда-то надо сваливать. Фантастические фабрики по переработке отходов так и остались в прожектах.
При этом население стало платить за вывоз мусора в разы больше, а бизнес — в десятки раз. И куда эти деньги уходят, одной прокуратуре известно. Могу сказать по себе. Раньше за вывоз мусора, создаваемого моей немногочисленной семьей, мы платили 100-200 рублей в месяц. Ныне за тот же объем операторы требуют 2 тысячи. При этом места для сбора мусора близ дачного участка, с которого тоже надо заплатить этот фактический налог, не существовало полтора года. То есть услуги нет, а денежки давай. В праве заключить договор на вывоз отходов по фактическому объему региональные операторы отказывают.
Ну и какая это реформа? Если вас заставляют платить независимо от того, сколько мусора вы наделали и как его разложили, теряется весь смысл «реформы». Он ведь виделся в сокращении объема захораниваемого мусора, раздельном сборе и переработке. Если зайти на сайт регионального оператора, можно увидеть, что не только население, но и бизнес игнорирует этот побор. В результате задолженности по платежам за «услугу» ТКО компаний доходит до десятков миллионов.
И вот на прошлой неделе бизнес еще раз попросил правительство решить наконец проблему тарифов за вывоз отходов. Представители ассоциаций предпринимателей обратились к курирующему вице-премьеру Виктории Абрамченко с просьбой провести новое согласительное совещание по проекту нормативов накопления ТКО, подготовленному Минприроды и ППК РЭО. Они жалуются, что в министерстве проигнорировали договоренности о механизмах и сроках запуска нововведений. Видится один выход: введение платы по фактическому объему отходов. Но правительство стоит на своем: брали и будем брать сколько нам вздумается — по неким утвержденным тарифам. Пойти по разумному пути явно мешают созданные из воздуха (точнее, из мусора) деньги — 200 млрд рублей годового оборота. Но ведь не все измеряется деньгами?
Вместо послесловия
Мы взяли за моду обзывать западных лидеров недоумками, а их государственные системы — недоразвитыми и устаревшими. Но признаем хотя бы тот факт, что утилизация отходов там налажена куда лучше, чем у нас. Так, может, хотя бы в борьбе с пожарами и с мусором попробуем перейти к системной работе и покажем миру разум и волю?