Главная Культура 02:50 26 Июля 2012 3079
Почему наше телевидение кормит детей заокеанскими мультиками

Телевидению удобнее цикловые программы и сериалы, среди которых доминируют американские

Сергей Беднов

Лет пять-шесть назад все только и говорили, что о недостаточном количестве программ для детей на нашем ТВ. Критики подчеркивали: в лицензиях федеральных каналов указано, что такой-то немаленький процент их эфира должны составлять именно детские передачи. А они составляют процент не просто маленький, а стремящийся к нулю. Особенно тогда возмущались наши мастера анимации и детского художественного кино. Оно и понятно: зачем они нужны со своим творчеством, если его никто не показывает?

Федералы до поры до времени молчали. Не могли же они лично подтвердить давно известный факт, что детские передачи для них — что кость в горле: по закону туда нельзя ставить рекламу, а это означает запланированную утрату коммерческой выгоды. Понадобился выговор на самом высоком уровне, чтобы ситуация изменилась. «Первый» срочно сделал специализированный канал «Теленяня», ВГТРК — «Бибигон», о чем и было доложено руководству страны. При этом первые кнопки скромно замалчивали тот факт, что созданные ими каналы доступны только в сетях кабельных и спутниковых операторов, то есть являются платными. А в их собственном эфире детские программы остались в прежнем — с гулькин нос — количестве.

Недовольные родители

Потом стали разрабатывать стратегию цифрового телевидения, и, чтобы детский канал появился в первом мультиплексе (бесплатном пакете, доступном всем зрителям), «Теленяню» и «Бибигон» объединили. Так появилась «Карусель».

С тех пор ситуация на отечественном телерынке кардинально изменилась. 1/3 российских семейств теперь доступны десятки телеканалов, в том числе и несколько тематических для детей. Ведущие кнопки остались при своем интересе, только теперь никто не возмущается. Возможностей-то вон сколько! Но недовольные есть. Это родители, которые считают, что их детям показывают не то, что надо. Да все те же аниматоры с режиссерами, чей труд так никого и не заинтересовал.

Исследовательская компания KVG Research на протяжении 2011 года провела мониторинг анимационной составляющей шести федеральных каналов — «Первого», «России 1», НТВ, СТС, РЕН ТВ и ТНТ — и обнаружила, что лишь 13% в ней занимает отечественная продукция, причем более половины ее создано в советские времена.

И еще несколько любопытных цифр: 81% всей показанной в эфире указанных каналов анимации составили сериалы, 10% — полнометражные и 9% — короткометражные мультфильмы. То есть классические короткие мультики, на которых выросло несколько поколений наших сограждан, остались на задворках большого ТВ.

А что же специализированные платные детские каналы? «Карусель», «Детский», «Детский мир», «Мультимания», Cartoon Network, Nickelodeon, Baby TV, Kids Co, Jim Jam, Boomerang, TiJi, Gulli? Как мы видим, больше половины из этих каналов — зарубежные. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но и на наших (в смысле присутствия отечественного производителя) ситуация далеко не блестящая.

А сборка-то китайская

На самом деле все объясняется просто. Телевидение давно уже не является каким-то там по счету видом искусства. Это высокотехнологичная индустрия, одной из составляющих которой является анимационное производство. И так уж сложилось, что телевидению удобнее цикловые программы и сериалы, нежели какие-то разовые передачи, тем более короткометражные. На рынке же анимационных сериалов доминируют американские производители. С большим отрывом за ними следуют японцы, корейцы. И уж потом Западная Европа. Такое положение вещей диктует все та же индустрия.

Над созданием мультсериалов для детей сегодня работают не художники-энтузиасты, а коллективы из тысяч людей. При поверхностном сравнении производство мультиков сегодня ничем не отличается от производства, например, автомобилей. Как над созданием концепт-кара работает мозговой центр, состоящий из дизайнеров, инженеров, психологов и т.д., так и концепцию будущего сериала разрабатывают лучшие художники, психологи, социологи, технологи. Их задача — не просто создать зрелище, способное удержать у экрана зрителей, но и произвести на свет культовых персонажей. Ведь существенный доход анимационному производству приносит сопутствующая продукция. Помните, как наши дети сметали с прилавков покемонов, трансформеров и всяких там черепашек-ниндзя?

Между прочим, как и в автопроизводстве, в анимации изготовление конечного продукта происходит в Китае и на Филиппинах. Там тоже есть художники-аниматоры, способные по готовым сценариям и лекалам произвести финальную сборку. То есть там существует конвейер, штампующий одну серию за другой. Надо ли объяснять, что труд мастеров компьютерной графики в этих странах стоит значительно дешевле, чем в США?

В современной России тоже снимают сериалы для детей. Но для того, чтобы их перечислить, хватит пальцев одной руки. «Смешарики», «Лунтик»: Может, еще два-три названия. Впрочем, со «Смешариками» все довольно серьезно. Мало того, что согласно вышеупомянутому исследованию на их долю приходится 64% эфирного времени из тех 13% наших мультиков, так еще и сувенирка соответствующая выпускается. Все как у взрослых.

Полный метр идет лучше

Немного лучше в последние годы обстоит дело с полнометражными отечественными мультфильмами. Они пользуются успехом не только у детей, но и у их родителей. Полуторачасовые проекты на темы былинного эпоса вроде «Алеши Поповича и Тугарина Змея» с удовольствием показывают федеральные каналы. Во-первых, потому, что полный метр легко вписать в программную сетку. Во-вторых, специфический юмор в этих фильмах предназначен не только для детской аудитории. Они принадлежат к категории семейных, то есть имеют все шансы набрать неплохой рейтинг.

Не надо быть особо проницательным, чтобы заметить существенное сходство в эстетике и драматургии этих работ с американским полным метром. Но в этом нет ничего зазорного. Пусть пока будут американские рецепты, зато герои свои. А там, глядишь, и что-то оригинальное придумаем.

Производство полнометражной анимации в России, несомненно, будет развиваться. Она достаточно успешна уже на уровне проката. Свидетельством тому служит мультфильм студий «Мельница» и СТВ «Иван Царевич и Серый Волк», собравший в прокате 24,62 млн долларов при бюджете в 2,7 млн долларов и оказавшийся одним из самых прибыльных российских кинопроектов в целом.

Голоса

Евгения Кривцова, педагог частного детского сада

— Мы проводили эксперимент. В старших группах устраивали уроки кино. Предложили родителям самим составить список того, что бы они хотели показать детям. Родители, в общем еще молодые люди, предлагали в основном так называемые старые, добрые мультики: «Ежик в тумане», «Варежка»: Как это ни грустно, но во время просмотра дети откровенно скучали. Они воспитаны совершенно на других ритмах. «Старое и доброе» казалось им тягучим и слишком назидательным. Им нужны быстрые смены кадров, экспрессивный рисунок. Они не хотят думать — они хотят ярких эмоций. В общем, надо что-то менять.

Илья Петров, киновед

— Не надо бояться американских мультиков. В большинстве из них в центре сюжета все та же борьба добра и зла. И добро всегда побеждает. Но не надо считать детской любую анимацию. Скажем, «Симпсоны», «Гриффины» и другие проекты, идущие на канале «2×2», предназначены для взрослых. А в целом за державу обидно. Наша анимация могла бы вернуть себе мировую славу. Но тех копеек, которые дает государство на производство детского кино, конечно, недостаточно. Тут нужна многолетняя целевая программа по возрождению этой части отрасли.

Наталья Осипова, психолог, кандидат наук

— То, что нет более сложной аудитории, чем детская, — не пустые слова. Взрослого зрителя можно определить условными возрастными категориями. Допустим, говорят «средний возраст», подразумевая, к примеру, людей старше 30 и моложе 45 лет. Разумеется, между 30-летним и 45-летним человеком колоссальная разница в жизненном опыте, мировоззрении и т.д. Но она значительно меньше, чем между четырехлетним и шестилетним ребенком. К сожалению, программные службы телеканалов не всегда эту разницу учитывают. Им по условиям лицензии положено иметь некий «детский час» по выходным, вот они его и выдают. Но в рамках этого часа может быть как «Веселая карусель», так и вполне взрослая «Сказка сказок».

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9634
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7241
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?