Режиссер документального кино Сергей Лозница сумел с игровым дебютом «Счастье мое» оказаться в основном конкурсе Каннского фестиваля. Почему он снял украинско-германский фильм о России, спросил «Труд-7».
— Сергей, вас уже тысячу раз спросили, но все-таки и я повторю вопрос: откуда взялось название «Счастье мое» для фильма, где происходят сплошные несчастья?
—
— Пушкину выпала судьба появиться на свет в России. А где вы родились?
— В Белоруссии. Мама моя училась в Ужгороде, потом жила в Киеве, встретилась с моим отцом, а рожать меня поехала в Барановичи. Мое детство и юность прошли в Киеве, там же я учился в политехническом институте, стал математиком.
— А кино как случилось в вашей жизни?
— Мне хотелось
— Сколько у вас наград за документальные картины?
— Честно скажу: не знаю. Может быть, около 100,
— Почему так долго шли к игровому дебюту?
— Когда я учился во ВГИКе, я еще не знал, о чем делать художественные фильмы. Документальное кино было для меня более привлекательным, оно научило меня мыслить с помощью камеры, вообще дало понимание профессии.
— С какого времени вы стали жить в Германии?
— Я с семьей уехал в 2001 году. Моя семья — это жена и две наши дочери. Сначала перебрались из Украины в Москву, потом уже в Германию. У меня к тому времени был немецкий продюсер, и я хорошо понимал, что мне гораздо проще будет находить деньги на документальное кино, если я там буду жить. Там много возможностей для финансирования документальных картин, а в России с этим очень сложно.
— Почему «Счастье мое» сочли антирусским фильмом?
— Думаю, что это проблема людей, которые таким образом интерпретирует увиденное. Это синдром ложного патриотизма. Закрывать глаза, прятать голову в песок, чтобы не видеть явных проблем и противоречий — разве это правильная позиция? Ни в коем случае не сравниваю себя с великими, но так ведь можно совсем до абсурда дойти. «Мертвые души», например, назвать антирусским произведением.
И
— О чем вас чаще всего спрашивали?
— Об одном и том же: неужели все так мрачно в современной России? На что я отвечаю, что это не ко мне вопрос, я не новостная программа, я снял художественное кино. Второй задаваемый вопрос: отчего в вашем фильме нет надежды?
— И в самом деле, почему?
— Она вообще должна быть?
— Потому, что зрителям очень хочется этого. Конкурсные фильмы Каннского кинофестиваля, как правило, очень мрачные.
— Ну, тогда, наверное, лучше поехать в
— Как, по вашему ощущению, принимали фильм в фестивальном дворце на премьере?
—
— Ненормативная лексика активно присутствует в фильме. Вы задумывались о том, чтобы ее
— Дозировать?! А как это возможно? У меня была такая игра еще в Москве: я выходил из дому, садился в общественный транспорт или шел по улице и засекал время, когда я услышу мат. Попробуйте сами. Мат давно стал обиходной речью. Без него была бы неправда.
— Люди, которые появляются в фильме, не похожи на актеров. Где нашли такие типажи?
— В фильме 36 профессиональных артистов. Маша Беккер, которая занималась у нас кастингом, прислала мне файл, где для каждого персонажа подобрала лица из картин Босха и Брейгеля. Это облегчило поиск актеров. И главное, что все, кого мы нашли, без лишних разговоров отлично понимали, что им предстоит сыграть. Например, замечательный артист Владимир Иванович Головин, сыгравший таинственного попутчика нашего главного героя. Когда прочитал сценарий, я приехал к нему в деревню.
Хотел поговорить о фильме и его роли, но он меня остановил жестом: мол,
— В эпизоде, где герой попадает в милицию, появляется Сергей Колесов, артист театра Коляды. Похоже, что ему тоже не надо было долго объяснять, что играть.
— В театре Николая Коляды великолепные актеры. Когда я был на кинофестивале в Екатеринбурге, я все вечера проводил в этом театре. Я бы с удовольствием многих оттуда взял в фильм. Они очень колоритные, размятые актеры, предельно органичные.
В России вообще много замечательных артистов. Но это совсем не те, что находятся на виду, в постоянно тасуемой колоде медийных лиц. Настоящих, достоверных исполнителей надо
— Белорусский артист Владимир Немец, сыгравший главного героя, внешне очень похож на вас. Специально такого отыскали?
— А он родился в одном роддоме со мной (смеется). Сходство случайное, конечно. Мне Владимира наш звукорежиссер посоветовал взять. Говорит, посмотри, какой парень — своеобразный, интересный. Посмотрел, поговорили немного, и я понял: я нашел, что искал. До этого хотел, чтобы у меня сыграл Дима Муляр из Театра на Таганке, но не удалось договориться. Предложить хороший гонорар мы не могли, но тут уж надо выбирать.
Понимать, что хорошая роль — вложение в карьеру, это дороже денег. Если у нас такой оператор, как Олег Муту, получивший в Каннах «Золотую пальму» и еще тучу наград, то ясно, что он хорошо снимет. Классный звукорежиссер отлично запишет звук. Актер будет представлен в лучшем виде. Со мной могли быть еще сомнения, потому что я дебютант, но команда у нас из лучших профессионалов.
Наше досье
Сергей Лозница родился 5 сентября 1964 года в Барановичах, Белоруссия. В 1987 году окончил Киевский